Виды деятельности человека таблица обществознание. Деятельность — способ существования людей — Гипермаркет знаний

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Виды деятельности человека таблица обществознание. Деятельность — способ существования людей — Гипермаркет знаний

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

ЖивотноеЧеловек
Взаимодействие с окружающей средойПриспособление к окружающей средеПриспособление и преобразование природных и социальных условий
ЦельЗадаётся инстинктомЗадается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.
ПоведениеЦелесообразное, т. е. сообразующееся с цельюЦелесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностейЦель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельностьСредство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметыДействия — это проявление волеизъявления людейРезультат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Мотивы деятельности
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развитияСоциальные установки – это ориентация человека на что-либоУбеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительностиИнтересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивамиВлечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Классификация действий в зависимости от мотивов
ЦелерациональныеЦенностно-рациональныеАффективныеТрадиционные
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатомХарактеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценностиХарактеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребностиХарактеризуются зависимостью от длительной привычки

Многообразие деятельности

Деятельность
ПрактическаяДуховная
Направлена на изменениеСвязана с преобразованием сознания людей
природыобществаПознавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельностьЭто социально-преобразовательная деятельностьЦенностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

СозидательнаяРазрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура)Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность — благоДеятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.

Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.

В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.

Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.

Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.

Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости.

Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.

Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.

Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельностиОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к.

объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизниОбщение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельностиОбщение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности
Реальный, т. е. существующий в жизниИллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъектаВоображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомыйЖивотное, игрушкаБог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные)Невербальные (несловесные)
Речь (язык)Это все средства общения, кроме речи
ВнутренняяВнешняяЗнаковые системыСигналыОблик человека
МыслиУстная, письменнаяРисунки, чертежиГорн, свисток, светофорМимика, жесты, тембр голоса

общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусствомПриобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

СущностьОбмен информацией (взаимная передача)Односторонняя передача
УчастникиСубъект — объект, активно взаимодействующиеСубъект — объект, обособление
ДействияРавнозначныеОдносторонние
Обратная связьАктивная, обогащает информациюОтсутствует или формальна
ИнформацияОбогащается, дополняется, видоизменяется, уточняетсяВоспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание
ПознаниеСамосознаниеВоляПереживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьмиСамосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему мируПереживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).

Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.

Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.

Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессыУзкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характерОбобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известноеТак как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическоеКонкретно-образное, или художественноеАбстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельностиХарактеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образыНаправлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/myshlenie

Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности

Виды деятельности человека таблица обществознание. Деятельность — способ существования людей — Гипермаркет знаний

Деятельность – это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, – обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике – это основное определение изучаемого понятия.

Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна.

Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия.

Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Целесообразность деятельности – это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами – рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное – это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное – основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании – это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль – одно из главных условий для развития сознания и поведения детей.

Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры.

Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности.

Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации.

На уровне отдельно взятого индивида труд – это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста.

Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н.

Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность – способ существования людей».

В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить – это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным.

Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС – 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая – направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории – материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная – деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к социально-преобразовательной деятельности), нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Источник: https://FB.ru/article/349762/deyatelnost-cheloveka-obschestvoznanie-vidyi-opisanie-i-osobennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.