Уроки игры на домре. Начальное обучение игре на трехструнной домре

Домра

Уроки игры на домре. Начальное обучение игре на трехструнной домре

1. Т. Вольская “Школа мастерства домриста”
2. В. Чунин “Русская домра – проводник в мир музыки”

Т. Вольская “Школа мастерства домриста”

Наше пособие является частью большого методического труда, включающего теоретические и практические основы совершенствования исполнителя – домриста. Нашей задачей явилась необходимость дать в руки педагогам и учащимся разных ступеней обучения последовательную систему совершенствования. “От простого к сложному” – девиз последовательного обучения в системе ДМШ – училище – ВУЗ.

I часть

Развитие мелкой техники домриста1. Трелеобразные упражнения2. Тетрахорды в домровой технике3. Гаммообразные последовательности в одной позиции4. Гаммы на одной струне5. Двухоктавные гаммы

2 раздел

1. Упражнения для правой руки2. Пассажная техника домриста3. Штриховые упражнения4. Тремоло на домре5. Динамические упражнения6. Три вида атаки звука тремоло7. Артикуляционные упражнения

2 часть

Развитие крупной техники домриста
Определение понятий: мелкая, крупная, комбинированная техника домриста1. Трёхоктавные гаммы (диатонические, хроматические)2. 3-х октавные арпеджио3. Гаммы в высоких позициях4. 4 – х октавные гаммы и арпеджио5. Ритмические группировки6. Ритмические группировки в 3 – х октавных гаммах7. Работа над трелями8. Тремолирующие штрихи легато

2 раздел

Работа над двойными нотами1. Терции, сексты, октавы. Подготовительные упражнения2. Гаммы двойными нотами на одной паре струн3. Двухоктавные гаммы двойными нотами4. Гаммы двойными нотами в высоких позициях5. Упражнения на разные виды техники в гаммах двойными нотами6. Гаммы двойными нотами различными ритмами и ритмическими группировками7. Двойные ноты тремоло легато8. Динамика в гамах двойными нотами9. Аккордовая техника. Подготовительные упражнения10. Аккорды тремоло11. Комбинированное сочетание последовательностей двойными нотами

Заключение

В. Чунин “Русская домра – проводник в мир музыки”

Публикуемые труды ведущего профессора кафедры струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных В.С.

Чунина охватывают два аспекта педагогической  деятельности:- индивидуального обучения домриста в ДМШ на основе нового взгляда на специфику самого инструмента и возможности активного формирования творческих задатков личности;- коллективного обучения игре на русских народных инструментах, как воплощение идеи массового музыкального просвещения молодёжи доступными средствами традиционной национальной музыкальной культуры.Разработанная методика отличается более лёгким усвоением технических навыков игры на инструменте и позволяет добиваться результатов также при групповых занятиях, что открывает возможность успешного применения её как эффективного метода музыкального воспитания в общеобразовательной школе, ПТУ и системе дополнительного образования. Материалы научных статей в своё время использовались в подготовке государственной общесоюзной комплексной программы эстетического воспитания.Книга преднозначена для широкого курга исполнителей и педагогов, может быть использована в курсах методики, истории и практики исполнительства на русских народных инструментах.

Школа игры на русской домре (альтернативный метод обучения)

Теоретические основы альтернативного метода обучения– Что есть русская домра? (… вместо введения)- Семь парадоксов в наследство или трудные шаги домриста по пути на Парнас- О пластике движений домриста (техника правой руки)- Аппликатура начального этапа обучения домриста- Развитие художественного мышления домриста- Творческие аспекты музыкального развития детей

Практическая реализация альтернативного метода

– Школа игры на трёхструнной домре- Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды.- Гаммы и арпеджио для трёхструнной домры- Нотное приложение к Школе (Нотные папки домриста)- В. Чунин Таблица элементов техники домриста- Ключевые моменты Школы (Раскадровка сценария учебного видео-фильма “Первые шаги домриста”)

Музыкальное просвещение

Русский народный оркестр в общеобразовательной школе– Внедрение обучения на русских народных инструментах учащихся общеобразовательной школы- Музицирование на народных инструментах как средство музыкального воспитания в школе и ПТУ

Очерки

– К 150 – летию со дня рождения В.В. Андреева. Одержимые идеей просветительства- К 100 – летию со дня рождения В.С. Локтева. Родоначальник отечественного шоу.

Приложение

– Интервью А. Горбачёва с В. Чуниным- Список учеников В.С. Чунина РАМ (ГМПИ) им. Гнесиных- Выпускники В.С. Чунина ГМУ им. Гнесиных- Участники оркестра Ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева 1950-1970 – х гг. избравшие своей профессией музыку- – архив (DVD – фильмы, съёмка В. Чунина)- Фото – материалы и документы из личного архива В.С. Чунина

– DVD – video версия учебного фильма “Первые шаги домриста” (см. вкладыш на последней обложке книги)

Источник: https://www.narodnikispb.ru/techniques/domra

Уроки игры на домре

Уроки игры на домре. Начальное обучение игре на трехструнной домре

Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской балалайки.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры.

Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века.

В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе.

Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов.

На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию.

Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы! Школа игры на домре — Виртуозы, уже ждет вас в рядах учеников.

Курс – 4 занятия

Данный курс позволит Вам узнать, что из себя представляет домра, как необходимо заниматься на данном инструменте.

Курс – 8 занятий

Хорошая возможность попробовать себя в роли домриста у лучших репетиторов игры на домре для того, кто только приступает к обучению игре на домре, поближе познакомиться с инструментом и оценить свои силы. Эти уроки домры для начинающих помогут Вам:

  • узнать и выучить правильную постановку рук
  • освоить основные приемы игры
  • выучить аккорды
  • поближе познакомиться с выбранным Вами стилем исполнения
  • разучить несложное произведение и поразить своим исполнением друзей и близких

Курс – 12 занятий

За 12 занятий Вы освоите не только игру аккордами, но и исполнение мелодических композиций, различные варианты исполнения арпеджио. Вы сможете порадовать своих близких любимыми песнями под аккомпанемент в собственном исполнении. 

Курс – 24 занятия

Эти уроки игры на домре рассчитаны на того, кто уже утвердился в своем выборе инструмента, и готов трудиться и постигать все секреты его звучания. За эти курсы игры на домре Вы:

  • разучите несколько музыкальных произведений
  • освоите более сложные технические приемы
  • пройдете вместе с педагогом основы сольфеджио
  • существенно разовьете свой слух и чувство ритма

Курс  – 48 занятий

Репетитор отшлифует уже приобретенные музыкантом навыки и придаст ему уверенности в своих силах. После освоения этого курса для учеников станет доступна сольная игра, а аплодисменты слушателей станут прекрасной наградой за труды. Эти уроки игры на домре помогут Вам:

  • играть на домре заметно лучше, чем подавляющее большинство музыкантов-любителей
  • аранжировать музыку самостоятельно
  • развить до необходимого уровня чувство ритма и музыкальный слух

Телефон: +7 (495) 120-17-14

Более подробный фотоотчет и видео смотрите здесь:
– http://.com/virtuozy_msk
– http://www..com/user/mskvirtuozy

ПРОБНЫЙ УРОК1 ЗАНЯТИЕ1 занятие = 30 минут1 ПОСЕЩЕНИЕ600 руб.1 занятие = 600
Абонемент RubatoПосещения в свободном графике8 занятий1 занятие = 55 минут2 месяца обучениямаксимальный срок абонемента1788 руб.8 занятий = 14 300
Абонемент Presto48 занятий1 занятие = 55 минутот 2 раз в неделюпланируемая посещаемость1410 руб.48 занятий = 67 680
Абонемент Vivo24 занятия1 занятие = 55 минутот 2 раз в неделюпланируемая посещаемость1470 руб.24 занятий = 35 280
Абонемент Accelerando12 занятий1 занятие = 55 минутот 2 раз в неделюпланируемая посещаемость1530 руб.12 занятий = 18 360
Абонемент Allegro8 занятий1 занятие = 55 минутот 2 раз в неделюпланируемая посещаемость1617 руб.8 занятий = 12 930
Абонемент Adagio4 занятия1 занятие = 55 минут1 раз в неделюпланируемая посещаемость1725 руб.4 занятия = 6 900
Абонемент UnoДля тех кому нужно здесь и сейчас1 Занятие1 занятие = 55 минут1 посещение1900 руб.1 занятие = 1 900

Источник: https://virtuozy-msk.ru/courses/domra.html

Портал педагога | Работа над звукоизвлечением на трёхструнной домре в период начального этапа обучения

Уроки игры на домре. Начальное обучение игре на трехструнной домре

Работина Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО “Детская школа искусств № 5”
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над звукоизвлечением на трёхструнной домре в период начального этапа обучения
21.11.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА:

«Работа над звукоизвлечением на

трёхструнной домре в период начального этапа

обучения»

преподаватель: Работина И.С.

г. Брянск

2016

Современная методика обучения игре на домре основывается на таких

принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть

направлено на художественную сторону воспитания начинающего

музыканта. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать

ребенка к искусству, внимательно вслушиваться в музыкальную речь,

проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое

воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном

и интересном материале. Художественная сфера обработок русских народных

песен, танцев как нельзя лучше отвечает этим требования.

Впроцессе работы над звуком на домре исполнитель сталкивается с рядом

трудностей, определяющих его уровень профессионализма. Во-первых,

развитие культуры звука. Во-вторых, повышение уровня исполнительского

мастерства. В-третьих, развитие слухового аппарата, основанного на

специфике разных его сторон. Последнее основано на представлении

исполнителя о музыкальном звуке как о части целого звукового мира музыки,

заданного такими важными параметрами как знание эстетики музыкального

произведения, его характер, стиль, жанр и комплекс средств музыкальной

выразительности. Уровень соотношения части и целого музыкального

произведения связано с понятием музыкальной грамотности исполнителя, его

кругозором, способности мыслить художественными образами, а также

проявлять артистизм. Несомненно, самой главной задачей для исполнителя

является стремление к обретению индивидуальной манеры исполнения.

Собственный исполнительский стиль возможно развить лишь при

гармоничном сочетании всех компонентов: слуха, техники, культуры,

кругозора. Данная тема освещалась такими выдающимися исполнителями и

преподавателями-домристами, как З.И. Ставицкий, А.Я. Александров,

Е.Климов, В.Б. Попонов, Н. Свиридов, В.С. Чунин, А.А. Цыганков и другие.

Звукоизвлечение (его техническая и художественная стороны) определяет

уровень профессионализма исполнителя и характеризует его стиль, манеру,

технику игры на инструменте.

Посадка и постановка рук имеет огромное значение, от этого фактора во

многом зависит творческое становление музыканта, перспектива его

развития, реализация творческих планов. В процессе работы над звуком

необходимо постоянно воспитывать вместе с культурой звука и культуру

движений – свободных, экономных.

Всем известно, что огромное значение в работе над звуком, над его качеством

имеет постановка правой руки. Основные моменты, связанные с постановкой

рук домристов, имеют очень важное значение, и потому необходим

постоянный контроль со стороны педагога и повседневный самоконтроль.

Довольно часто мы сталкиваемся с исполнителями домристами в детской

музыкальной школе, музыкальном училище и даже в вузах с плохой

постановкой правой руки, общей зажатостью, что безусловно отражается

прежде всего на звуке. При такой искажённой постановке и плохом

звукоизвлечении слушать игру домристов совершенно не интересно. Мало

того, такой домрист, как правило, не будет расти ни в техническом, ни в

звуковом отношении. Необходимой предпосылкой для учащегося является

выработка у него свободной и естественной посадки с инструментом,

правильное исходное положение руки и всего корпуса, освоение им

целесообразных движений.

Посадка домриста является одним из самых важных звеньев в процессе

обучения игре на домре. Правильная посадка должна создать контакт

исполнителя с инструментом и способствовать нахождению и выработке

рациональных игровых движений, обеспечивающих хорошее звучание

инструмента. Посадка ученика должна обеспечивать наименьшую

утомляемость при исполнении. Ученик за инструментом должен сидеть не

напряжённо, а свободно: не сутулясь, не горбясь, не поднимая плеч, а наклон

корпуса, прижимающего инструмент, должен быть небольшим с

минимальным мышечным напряжением и без сутулости. Такая посадка будет

удобной и эстетичной.

Сидеть нужно на половине стула так, чтобы левая нога имела крепкую опору

и всей ступнёй находилась на полу перпендикулярно ему. Правую ногу

поставить на подставку и поднять на такую высоту, при которой наклон

корпуса, необходимый для прижатия домры, будет минимальным. Домра

кладётся на правую ногу и прижимается грудной клеткой. Это положение

должно быть зафиксировано как основное и в начальный период

неукоснительно соблюдаться. В дальнейшем при игре различными

исполнительскими приёмами и с динамическими нарастаниями нажим на

инструмент будет то большим, то меньшим, отклоняясь от нормы.

Статичности в данном случае быть не может. В случае очень большого

наклона корпуса правая нога приподнимается выше. В зависимости от роста

учащегося подъём правой ноги будет различным. Основными точками опоры

домры будут бедро правой ноги и грудная клетка, осуществляющая нажим на

корпус домры в верхней его части. Вспомогательными точками опоры будут

правая рука, лежащая предплечьем на корпусе домры, и левая рука,

поддерживающая гриф – они уравновешивают силу давления правой руки на

корпус инструмента. Высота головки грифа будет зависеть от положения

левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Высокое

положение головки грифа отрицательно влияет на звучание, так как изменяет

угол соприкосновения медиатора со струной, который определяется по

яркости звучания. Плоскость деки домры не должна быть вертикальной, а

несколько наклонена с таким расчётом, чтобы исполнитель, глядя на гриф,

видел все три струны.

Говоря о положении инструмента в руках играющего, следует отметить два

наиболее типичных недостатка, встречающихся у начинающих домристов.

Домра смещена вправо. В этом случае наблюдается статичность плеча

и предплечья, а также излишнее мышечное напряжение, приводящее к

скованности всей правой руки, что отрицательно сказывается на выработке

свободных игровых движений.

Гриф домры поднят высоко по отношению к уровню плеча, тем самым

изменяется угол соприкосновения медиатора со струной, что приводит к

тусклому звучанию с большим количеством призвуков. Этот недостаток

возникает не только от неправильной посадки, но и как результат

преждевременных усилий пальцев левой руки при нажатии на струну и

больших растяжений их в начальный период обучения. Излишние усилия

левой руки приводят к сильному сгибанию локтя (прижатию предплечья к

плечу) и большему подъёму грифа инструмента. Чрезмерное напряжение в

пальцах при нажатии на струну в дальнейшем отрицательно отразится на

техническом развитии левой руки.

Для исправления этого недостатка рекомендуется заниматься перед зеркалом

и контролировать правильность посадки. Правильная посадка предполагает и

устойчивое положение инструмента во время игры. Принципиально важно

одновременно с заботой об устойчивом положении инструмента использовать

каждую возможность для освобождения мышц от ненужного напряжения.

Это один из важнейших вопросов постановки исполнительского аппарата.

Физические усилия должны соответствовать задуманному эффекту

звукоизвлечения. Экономия достигается целесообразным распределением и

перераспределением рабочей нагрузки между группами мышц, но

выполняющими то ли основные, то ли вспомогательные функции. Таким

образом, рука в предплечье должна ложиться на край корпуса несколько

выше подлокотника. Плоскость кисти практически параллельна струнам.

Конечно, в процессе звукоизвлечения многое зависит от анатомического

строения руки играющего. Но при любом строении руки в мышцах не

должно быть ни малейшего зажатия. Строгий контроль, прежде всего

слуховой, над процессом звукоизвлечения поможет достичь качественного

звучания. Для этого также необходима свобода кистевых движений правой

руки, которую помогут выработать некоторые упражнения:

1. Ритмическая техника основана на репетиционном приёме звукоизвлечения

– переменные удары на каждой ноте. При этом необходимо следить за

ровностью и единством тембра смены ударов вниз – вверх. Каждое

упражнение ускорять, уменьшая амплитуду движение медиатора при

переходе от струны к струне.

2. Арпеджированная техника – овладение техникой исполнения

полнозвучного удара вверх при смене струн.

3. Пассажная техника домриста основана на принципе чередования

«подъёма-спада», «напряжения-разрядки».

Известно, что исполнитель, обладающий хорошей постановкой, имеет

возможность более гибко решать художественные задачи, вопросы звука,

находить определенные выразительные средства, которые на его взгляд могут

соответствовать тому или иному сочинению. В таком случае постановка

должна быть не только естественной и свободной, но и также

индивидуальной для каждого исполнителя. Вместе с этим важно учитывать

физиологические и анатомические особенности исполнителя.

Так как характер звука, тембр и динамика на домре зависят в первую очередь,

как мы выяснили, от правой руки, не менее важным и значимым моментом

является ощущение и качества медиатора. Качество домрового звука во

многом зависит от свойств медиатора. Он может изготовляться из различных

материалов: целлулоида, черепахи, пластмассы, жесткой кожи, капрона и др.

Более прочные материалы способствуют извлечению громких и ярких звуков,

менее прочные – мягких, завуалированных. Подлинное мастерство

звукоизвлечения на домре, заключается не в применении различных типов

медиаторов, а в умении извлекать звуки различной силы и окраски,

мгновенно менять характер звучания с помощью одного и того же медиатора.

Наиболее практичный размер медиатора – не менее 25Х17 мм., толщина –

примерно 1 – 1,2 мм., форма – яйцевидная. Особо важное значение имеет

форма заточки медиатора. Для более полного соприкосновения медиатора со

струной нужно на рабочей стороне медиатора снять фаску, в противном

случае он будет скользить по струне ребром, вызывая неприятное резкое

звучание до тех пор, пока фаска не снимется в процессе игры. После снятия

фаски, образовавшиеся на медиаторе углы необходимо округлить, тщательно

отшлифовав всю рабочую (скользящую по струне) часть медиатора. Такая

шлифовка нужна для того, чтобы исполнитель мог менять положение

медиатора, не вызывая не нужных шумов, происходящих от трения медиатора

о струну. С изменением величины рабочей части медиатора меняется и

характер звучания.

Опираясь на мнения музыкантов – профессионалов, можно отметить, что

медиатор сам по себе не может давать звук за счёт своего веса на струну, в

отличие от смычка у скрипачей. При игре на домре мы должны обратить

особое внимание на вес кисти и предплечья. Главное, вес должен

передаваться в медиатор, который является своего рода продолжением правой

руки исполнителя. Звук и его основные свойства (характер, тембр, динамика)

изменяются в зависимости от стиля, художественного облика музыкального

произведения. С точки зрения техники это осуществляется посредством

изменения ощущений медиатора на струне.

Вес кисти руки и предплечья переходит на кончик медиатора, который при

соприкосновении со струной рождает звук. При этом исполнителю важно

ощущать струну посредством медиатора, и это даёт большие звуковые

возможности. Также важны функции большого и указательного пальцев,

держащих медиатор. Качество звука при этом зависит от того, с какой силой

держат они медиатор. Не следует слишком сильно сжимать медиатор, так как

звук будет резкий, неприятный, зажатый. Если же, наоборот, слишком

расслабить пальцы, то качество звука не будет вообще, будет один шорох и

стук. Следовательно, вопрос о том, с какой силой держать медиатор – это

вопрос индивидуальный, зависящий лично от исполнителя, от чуткости его

слуха, представления конкретных художественных задач каждого

произведения. Хорошо, когда медиатор свободно «живёт», «дышит»,

контактируя при этом со струной. По мере сжатия или некоторого

расслабления качество звука будет меняться, и тем самым, в определённых

пределах, также может пользоваться. Должен быть найден определённый

компромисс в ощущении медиатора в струне.

С самого начала обучения игре на домре необходимо обращать самое

серьёзное внимание на посадку и постановку. От этого во многом зависит

правильное музыкально-исполнительское развитие домриста-исполнителя.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25614

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.