Социальная составляющая

Основные социальные роли человека: что входит в понятие, в чем проявляется

Социальная составляющая

Мудрецы с Востока говорят, что существование человека предначертано судьбой. Сомерсет Моэм сравнивает жизнь с театром, где каждому предопределена своя социальная роль, но не все играют ее «на бис».

Какова твоя роль в социуме

С первых минут рождения человеку уже заготовлено место в обществе. На то, каким вырастет младенец, оказывает влияние окружение. Одни люди всецело подчиняются нормам своего мира. Другие – поведением вступают с ним в антагонизм. Ни один индивид не остается вне системы.

Определение в психологии

Все сферы жизни людей изучает обществознание. Тема, что это такое роль социальная, не осталась без внимания и у психологов. Именно они более всего интересуются поведенческими мотивами людей, давая оценку, насколько действия вписываются в принятые нормы.

Каждое общество в процессе развития вырабатывает свои статусы и модели поведения. Эти 2 понятия взаимосвязаны – второй определяется, исходя из первого. Поэтому социальные роли человека в рабовладельческом строе в корне отличаются от тех, что выработаны в капиталистическом мире или проявляются в обществе с демократическими основами.

Дополнительная информация. Роль в социуме – это своеобразный шаблон поведения, которому человек должен следовать. Стандарты определяются окружением и воспитанием, эти факторы могут отличаться от норм в глобальном масштабе.

Характеристики социальных ролей

Черты характера человека — какие бывают, их описание и особенности

Мир настолько разнообразен, что мало играть только одну роль. В каждом из образов подчинение человека общим шаблонам будет отличаться. Чтобы вникнуть в суть поведенческих моделей, их следует разложить на аспекты.

Составляющие социальной роли

АспектХарактеристика
МасштабностьОдин человек играет несколько ролей одновременно, и они определяются межличностными отношениями
Способ полученияИх 2: роль, предопределенная полом, возрастом и т.п., и приобретенная в процессе жизни (профессия, образование)
ФормализацияОтношения между личностями в обществе могут быть строго формальными или неформальными, а также сочетающими оба аспекта
МотивацияЕсть цели и мотивы, заставляющие человека выполнять те или иные действия

Многообразие социальных ролей

Роль должна соответствовать нормам социальных институтов, личных и общественных отношений. Она безлика, не подбирается под каждого конкретного человека. На разных стадиях жизни индивида его роли отличаются. Развиваясь, меняется и общество, значит, корректируются модели поведения.

Значение социальной роли в жизни человека

Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении человека

Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.

На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.

Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.

Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.

Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций.

Как связаны социальный статус и социальная роль

Социальная дезадаптация в психологии

Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.

Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.

Статус – мотивация к действию

Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».

В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:

  • родственные;
  • гендерные;
  • политические;
  • экономические;
  • религиозные;
  • профессиональные.

Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.

Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль.

В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.

Виды социальных ролей

Все роли в социуме предопределены статусами и являются обезличенными. Каждый человек может «примерить» на себя любой имидж. Стоит войти в роль, он начинает подчиняться определенному плану поведения, наделяя образ личностными особенностями.

Поэтому не существует стопроцентно одинакового исполнения ролей, как на театральной сцене, так и в жизни. Столь разнообразны по типам и социальные имиджи.

Роли в социуме

ВидыОсобенности
ИндивидуальныеЯвляются безличностными и определяют статусную деятельность на всех уровнях жизни. Подразделяются на категории:• профессиональная деятельность;• демографическая роль (иерархия в семье);• социально-половая (разделение на мужчин и женщин).Каждой роли свойственны шаблоны поведения, определяемые культурой и установленные социумом
МежличностныеОпределяются во взаимоотношениях людей. Они окрашены в эмоциональные тональности и принадлежат конкретным личностям. Обычно индивиды с ярким характером занимают лидирующие позиции, а «серые мышки» часто становятся изгоями

Межличностные роли не столько предопределяются жизнью, сколько навязываются, закрепляются людьми из окружения. Полагаясь на собственные ощущения и эмоции в отношении конкретного человека, люди наделяют его определенными характеристиками (дружелюбный или эгоист, хвастун или трус, лжец или правдолюбец).

Новые социальные роли молодежи

Чем дольше существует группа людей, подчиняющихся определенным стандартам, тем сложнее менять поведенческие стереотипы. Нелегко расставаться и с доминирующими статусами. Но «все в мире течет, все в нем меняется». Это часто приводит к проблеме отцов и детей.

https://www.youtube.com/watch?v=InF383CWoQA

Термин «молодежь» из эпохи в эпоху меняет возрастные рамки. Несколько веков назад детский период был кратким – во взрослую жизнь вступали 16-ти летними, со всеми вытекающими обязанностями. Современные юноши и девушки в этом возрасте еще считаются тинэйджерами.

Этапы взросления

Социология молодежный статус присваивает тем, кому за 18 и вплоть до 25-ти (иногда 30 лет). Психология уверяет, что нет возрастных рамок для определения молодежного сознания. Можно и в 16 зрело смотреть на жизнь, а в 35 оставаться инфантильным индивидом, который всецело зависит от родителей.

В любом случае с 18 лет любой гражданин страны по Конституции вправе сменить роль «ребенок» на «взрослый человек». Это определяет его положение в обществе, наделяя новыми правами и предоставляя более широкий спектр возможностей.

Как следствие – ощущение своей значимости в данном мире. Вплоть до конца 19 в. за молодых людей все решения принимали родители (опекуны): кем работать, на ком жениться. Обучение было доступно не всем. Сейчас юноши и девушки в большинстве случаев делают выбор концепции самостоятельно, примеряя на себя ту или иную роль социума.

Для некоторых взрослая жизнь начинается поздно. Вступление в брак откладывается на неопределенный период: после окончания высших учебных заведений и получения профессии. Кто-то вообще не стремится обзаводиться семьей и довольствуется свободными отношениями. Такое поведение вполне укладывается в рамки морали современного общества.

Социальная роль гражданина, примеры из жизни

Мир создает модели поведения, но они не являются жесткими. Люди вправе осознанно выбирать свои роли и следовать им до поры до времени. При желании можно сменить свой базовый статус на любом из этапов.

Социальный статус гражданина

Обратите внимание! Если жить по четко запрограммированному алгоритму, да еще вразрез с внутренним «Я», существование превратится в страдания, в преодолении которых можно потерять себя как личность.

К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии. Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п.

Взяв на себя исполнение множества функций в разных группах, не везде индивид доминирует. Женщина – высококвалифицированный специалист является передовиком производства. К ее мнению прислушивается руководство фабрики. Придя домой, она представляет собой безликий элемент семьи, где всем управляет свекровь.

К статусным ролям можно относиться по-разному. Если человек наделен властью, он ею наслаждается по полной. При этом не всегда его поведение в одной общественной группе созвучно с поведением в другой.

Являясь руководителем отдела в одном из НИИ, гражданин К. пользуется уважением и любовью коллег. В кругу друзей его считают «душой компании». А вот дома он – настоящий тиран, которого боятся жена и дети.

Для каждой роли своя маска

Когда-то «принести в подоле» было позорно для девушки и ее семьи. Современное общество лояльнее относится к таким особам. Можно сказать, что статус «мать-одиночка» уже стал привычно будничным. Теперь исполнять эту роль не стыдятся ни молоденькая студентка, ни более взрослая женщина-инженер (бухгалтер, учитель и т.д.).

Несмотря на то, что поведенческие шаблоны создаются общественными статусами, люди вправе играть свою роль так, как они считают нужным. В этом заключаются залог гармонии мира и смысл существования.

Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-rol-cheloveka.html

Биологическое и социальное в человеке – свойства, признаки и факторы развития

Социальная составляющая

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие. 

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя. 

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе. 

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития. 

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.


Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья. 

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
  • особая структура мозга и строение черепа;
  • умение прямо стоять и ходить;
  • отсутствие плотного шерстяного покрова;
  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
  • логическое и аналитическое мышление;
  • потребность в социальном взаимодействии;
  • культурное и духовное развитие;
  • умение строить и создавать инструменты для труда;
  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития. 

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.


Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/biologicheskoe-i-sotsialnoe-v-cheloveke.html

Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп

Социальная составляющая

Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.

В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.

Характеристики социальных групп и общностей:

  • По демографическому признаку (половозрастная структура);
  • По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
  • По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
  • По территориальному размещению;
  • По профессиональной деятельности;
  • По уровню образования, измеряемого в годах;
  • По вероисповеданию;
  • По классовому признаку (низший, средний и высший);
  • По политическим взглядам.

Разновидность социальных групп

1) Характер взаимодействия:

  • Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
  • Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.

2) Способ организации и регуляции действий:

  • Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
  • Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.

3) Принадлежность индивидов к группе:

  • Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
  • Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
  • Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.

4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:

Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:

  • малый количественный состав (2-30 человек);
  • межличностные отношения и близость индивидов;
  • длительное время существования;
  • наличие общих целей и задач;
  • наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
  • высокий уровень информативности каждого члена;
  • наличие лидера;
  • разделение социальных ролей;
  • эмоциональное общение индивидов;

Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.

Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности.  Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.

Общество – самая большая социальная группа.

В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.

Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:

  • общность личностных и общественных интересов;
  • общность задач, целей и ценностей.

Функции коллектива:

  • предметная – достижение поставленных задач;
  • социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.

5) Социально-значимые признаки:

Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.

Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.

Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.

Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.

  1. Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
  2. Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.

Функции социальной группы:

  • первичная и вторичная социализация;
  • ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
  • даёт ощущение принадлежности к социальной общности.

Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе.

При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение. 

Источник: https://bingoschool.ru/manual/108/

Основы безопасности жизнедеятельности9 класс

Социальная составляющая

Здоровье человека, несомненно, среди жизненных ценностей занимает верхнюю ступень. Здоровье — это непременное условие благополучия человека и его счастья.

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья человека.

Назовем основные из них: • отсутствие болезни; • нормальное функционирование организма человека в системе человек — окружающая среда; • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

• способность к полноценному выполнению основных социальных функций и др.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано более полное и объективное определение здоровья:«Здоровье — это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Заметим, что достичь благополучия возможно только через общественно полезный труд, направленный на повышение социального благополучия личности, общества и государства. Поэтому здоровье можно еще определить как непременное условие эффективной, общественно полезной деятельности на благо себя, нашего общества и государства.

Запомните!

Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но и общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Чтобы получить цельное представление о здоровье человека, необходимо взять во внимание его духовные, физические и социальные качества и возможности.

Духовную составляющую здоровья человека можно определить как его способность познавать окружающий мир в динамике развития, свои возможности и пути самореализации и формировать нравственные ориентиры для жизнедеятельности. Духовное здоровье всегда имеет нравственный акцент.

Отметим, что высшая нравственность для человека — это поиск путей сохранения человечества как вида на Земле. А в настоящее время можно сказать так: нравственность — это поиск путей сохранения человека от самоуничтожения.

(Напомним, что отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства составляет 80—90%.)

Это должен знать каждый

Физическая составляющая здоровья человека характеризуется: • совершенством состояния тела человека; • способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной; • способностью, направленной на обеспечение благополучной жизни и безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на обеспечение долголетия функционирования всех органов человека без отклонений. Укрепляется физическое здоровье с помощью: • физической культуры; • рационального питания; • закаливания организма; • рационального сочетания умственного и физического труда; • умения сочетать нагрузки и отдых; • исключения из употребления алкоголя, наркотиков и курения табака; • умений и навыков оказывать медицинскую самопомощь. Социальная составляющая здоровья характеризуется уровнем общей культуры человека в области безопасности. Укрепляется социальное здоровье с помощью: • умения предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их; • знания существующих нормативно-правовых актов и требований в области безопасности и умения соблюдать их, чтобы не спровоцировать опасную или чрезвычайную ситуацию по собственной вине;

• знания рекомендаций специалистов в области безопасности и умения применять их с учетом своих особенностей.

Человек, в отличие от остального животного мира, наделен творческим разумом, поэтому основой человеческого здоровья является его духовная составляющая. Это было известно людям еще в древности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон писал: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее.

Общее всем живым существам — стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем.

Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить.

Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину» (трактат «Об обязанностях»).

Обратим ваше внимание на ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на здоровье человека.

Первый фактор — это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Наследственность определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни, склонности к тем или иным поступкам и т. д.

Степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов, может составлять 20%.

Второй фактор — влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составить также до 20%.

Третий фактор — влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.

Четвертый фактор — влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%! Следовательно, мы снова приходим к выводу: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.

В заключение отметим, что индивидуальное здоровье человека во многом зависит от его образа жизни, умения предвидеть и избегать различные опасные ситуации, строить свое благополучие.

Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один — соблюдение норм здорового образа жизни.

Вопросы

1. Что понимается под здоровьем человека и какое содержанка вкладывается в это понятие?

2. Какое определение здоровью дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения?

3. Какие взаимосвязи существуют между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека?

4. Какие основные факторы оказывают существенное влияние на здоровье человека?

5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

Задание

Оцените состояние своего здоровья по трем приведенным в данном параграфе составляющим. Определите для себя пути укрепления своего здоровья.

Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_09/obzh_materialy_zanytii_09_25.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.