Ощущение как психический процесс. Ощущения. Ощущение ? простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств Элементарное психическое чувство

Ощущения. Основные виды, свойства и характеристики ощущений

Ощущение как психический процесс. Ощущения. Ощущение ? простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств Элементарное психическое чувство

страница

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/oshhushheniya-osnovnye-vidy-svojstva-i-harakteristiki-oshhushhenij/

Основные познавательные психические процессы личности: что к ним относится

Ощущение как психический процесс. Ощущения. Ощущение ? простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств Элементарное психическое чувство

Познание – неотъемлемая часть развития человека. Оно влияет на умственную работу, настроение, общение и т. д. Познавательные процессы развиваются во взаимосвязи друг с другом, начиная с младенческого возраста.

Познавание начинается во младенчестве

Определение можно выразить кратким описанием. Психические познавательные процессы – это в психологии каналы общения с миром. Они имеют своеобразные характеристики, их совокупная деятельность составляет объективную картину мира. Таким образом, человек познает мир через ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

Место познавательных процессов в психике человека

Познание занимает важное место в развитии человека, его психики. Знания определяют способность индивида думать, вспоминать, предвидеть и т.д.

Особенности психических познавательных процессов определяют уровень развития мышления, памяти человека. Примечательно, что при недостаточной познавательной активности, наличии ослабленного эмоционально-волевого напряжения у индивида наблюдается слабая эффективность данных процессов.

Виды психических познавательных процессов

Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии

Ниже описаны примеры того, какие психические процессы относятся к познавательным:

  1. Начальная ступень познания – это ощущение, т.е. отражение свойств объектов, воздействующих на органы чувств. Возникает ощущение ввиду раздражимости нервной ткани мозга, которая с ходом эволюции переросла в чувствительность.
  2. Восприятие может быть процессом либо результатом познавательной деятельности. Оно отражает целостность мира, создает картины действительности. Итогом восприятия является целостный образ окружающего мира, возникший при воздействии раздражителей на органы чувств индивида.
  3. Представление – это воспроизведение образов, появившихся в результате полученного ранее опыта. Результат представления – извлеченные из памяти сигналы, образы. Это связующее звено между такими процессами, как образы ощущений и восприятия. Однако человеку свойственно иметь только поверхностные представления, которые не всегда совпадают с действительностью.
  4. Воображение – это создание образа объекта, явления посредством перестройки имеющихся представлений.

Обратите внимание! Воображение является комбинацией образного и абстрактного содержаний.

Воображение – важная составляющая познания

Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Данный процесс происходит по разным направлениям:

  • путем создания образов, соединяя части, свойства и качества некого предмета или явления;
  • выделяя определенную часть из единого целого;
  • создавая конкретный эпизод, формируя целый литературный образ.
  1. С помощью мышления отражается действительность. Она может быть как процессом, так и иметь результат. Индивид способен сформировать и усвоить какое-то понятие, а также решить некие задачи с его помощью. Мышление бывает теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

Сенсорно-перцептивная сфера

В основе психики заложено ощущение, т.е.сенсорно-перцептивнаясфера, призванная обеспечить правильные отражение и восприятие действительности внешнего и внутреннего мира.

Обратите внимание! Процесс познания происходит наряду с использованием речи.

Ощущение и восприятие, как части сенсорно-перцептивной сферы, составляют единство познания, чувственно отображая объективную реальность. При этом ощущение первично, хотя и определяется восприятием.

Высший уровень познавательных процессов

К высшему уровню познания относят мышление, которое помогает понять суть предметов и явлений. Они, в свою очередь, могут быть опознаны непосредственно или с помощью ощущений и восприятия. Мышление имеет ряд особенностей, среди которых выделяют:

  1. Опосредованный характер. То, что не может быть изучено непосредственно, индивид изучает косвенно, с помощью теоретических знаний.
  2. Обобщенность. Свойства некоторых предметов связаны между собой. Выражается в форме речи, языка, иногда ограничивается наглядностью (если обобщенное мышление представлено образами).

Результат познавательной деятельности – это понятие, отражающее характер признаков предмета. Понятие возникает на основе суждений, выводом которых выступает умозаключение.

Внимание и память

Вниманием называют направленность психической деятельности человека на некий объект. Сюда относят следующие его виды:

  1. Непроизвольное, при котором человек отвлекается на что-либо без усилий.
  2. Произвольное, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на объекте.
  3. Послепроизвольное – индивид сосредоточен на объекте интереса, и ничто его не отвлекает.

Умение сосредоточить внимание помогает в работе

Внимание обладает свойствами, определяющими способности, возможности человека:

  • концентрированность характеризует уровень сосредоточенности индивида, предполагая образование фокуса его психологической активности;
  • интенсивность, она же – эффективность мышления, памяти;
  • устойчивость – высокий уровень концентрации, определяется темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности личности;
  • объем – количество объектов, находящихся в фокусе индивида одновременно (у взрослого – 4-6 элементов, у ребенка – до 3);
  • переключение – умение переводить внимание от объекта к объекту без излишнего стресса.

Память – это способность закреплять, сохранять и по необходимости воспроизводить полученные опыт и знания. Ее основная особенность – связывать прошлое субъекта с настоящим и будущим.

Показатель хорошей памяти определяется по уровню развития таких ее элементов, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Обратите внимание! Люди пользуются разными методами запоминания информации.

В пример можно привести ассоциативную память. Чтобы запомнить цвета радуги, была придумана песенка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова – это первая буква цвета. Следуя цепочке ассоциаций, можно получить «красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый».

Нарушение познавательных психических процессов

Когнитивные процессы в психологии

Нарушение познавательных процессов является причиной заторможенного развития индивида.

С психологической точки зрения, данные нарушения ведут к проблемам не только в мышлении и познании, но и дальнейшем контактировании с окружающими.

Они касаются каждого отдельного элемента познавательной функции, выражаются в поведении, чувствительности, внимании человека к объектам и явлениям.

Развитие познавательных психических процессов

Темперамент — что это такое, описание

Развитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми.

У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками.

Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.

Познание развивают на протяжении всей жизни

О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др.  Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixicheskie-poznavatelnye-processy.html

Виды психических процессов: ощущение

Ощущение как психический процесс. Ощущения. Ощущение ? простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств Элементарное психическое чувство

Процесс ощущения является простейшим познавательным психическим процессом. Организм человека получает необходимую информацию о состоянии внешней и внутренней среды именно благодаря ощущениям при помощи органов чувств.

Таким образом, процесс ощущения является одной из самых первых связей человека и окружающей его действительности. Данный процесс возникает в процессе воздействия различных факторов на органы чувств человека.

Данные материальные факторы называют раздражителями, а сам процесс воздействия на органы чувств – раздражением.

В результате возникновения раздражения вызывается возбуждение, которое по афферентным нервам поступает в кору головного мозга, в результате чего возникают ощущения. Таким образом, можно говорить о том, что процесс ощущения – это чувственное отображение существующей объективной реальности.

Определение 1

Ощущение – это простейший психический процесс отражения отдельного качества предмета в процессе непосредственного воздействия раздражителя на ту или иную воспринимающую часть анализатора.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Процесс ощущения является основным источником поступления информации для человека.

Именно на основе полученной информации в процессе ощущений выстраиваются основные психические процессы человека, такие как сознание, деятельность и мышление.

Современные исследования в области психологии утверждают, что именно психический процесс ощущения лежит в основе познавательной деятельности человека в целом.

Классификация ощущений

В психологии существует множество различных подходов к классификации ощущений. В классической психологии выделяют пять основных видов ощущений:

  • вкус;
  • обоняние;
  • зрение;
  • осязание;
  • слух.

Существует также систематическая классификация ощущений, которая рассматривает наиболее существенные группы ощущений и делит их на три типа:

  1. Интероцептивные,
  2. Проприоцептивные,
  3. Экстероцептивные.

Рассмотрим их более подробно.

Интероцептивные ощущения, возникают благодаря действию рецепторов, находящихся на стенках внутренних органов человека и сигнализируют об их состоянии.

Данный тип ощущений относится к наименее осознаваемым и практически всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям человека.

Проприоцептивные ощущения своей основной функцией имеют передачу сигналов о положении тела в пространстве и играют решающую роль в регуляции основных движений человека. Примером данной группы ощущений могут выступать такие как ощущение равновесия, статическое ощущение, двигательное ощущение.

Самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Благодаря действию данных ощущений до человека доходит информация о событиях, происходящих в вешнем мире. Именно они связывают человека с внешней средой.

Данную группу ощущений условно разделяют на две подгруппы:

  1. дистантные ощущение;
  2. контактные ощущения.

С помощью дистантных ощущений отражаются качества объектов, которые находятся на расстоянии от органов чувств человека. Примером подобных ощущений являются зрение и слух.

Контактные ощущения, возникают в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств человека, например, вкус или осязание.

Следует отметить, что существует группа ощущений, которые не связаны с какой-либо модальностью объектов, такие ощущения получили название – интермодальных. Примером подобного типа ощущений может выступать вибрационная чувствительность, связывающая тактильно-моторную сферу человека со слуховой сферой.

Определение 2

Ощущение вибрации – это особая чувствительность человека к колебаниям, которые вызваны движущимся телом. Большинство исследователей в психологии сходятся во мнении, что ощущение вибрации является промежуточной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

Основные свойства ощущений

Каждое из вышеперечисленных ощущений может быть охарактеризовано с точки зрения имеющихся у него свойств. Данные свойства могут быть как специфическими, так и общими для всех имеющихся видов ощущений. Основными свойствами ощущений являются:

  • качество ощущений,
  • интенсивность ощущений,
  • продолжительность ощущений,
  • пространственная локализация.

Качество ощущений – это свойство, которое характеризует основную информацию, отображающуюся с помощью данного ощущения и отличающую его от других видов ощущений. Примером могут выступать вкусовые ощущения, с помощью которых в мозг человека поступает информация о химических характеристиках того или иного продукта: горький или сладкий, кислый или соленый и т.д.

Процесс обоняния также отвечает за предоставление информации о различных химических характеристиках объекта, с помощью обоняния человек способен различать различных запахи и на основе данной информации делать выводы о свойствах объектов.

Интенсивность ощущений – это количественная характеристика, которая зависит от силы воздействующего раздражителя и состояния рецептора, которое определяет степень готовности рецептора выполнять свои функции.

Продолжительность ощущений является временной характеристикой возникающих ощущений человека.

Продолжительность определяется функциональным состоянием органа чувств на которое происходит воздействие, а также временем и интенсивностью воздействия раздражителя.

Следует отметить тот факт, что у ощущений имеется так называемый латентный или скрытый период возникновения. В процессе воздействия раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а на протяжении некоторого времени.

Еще одним из основных свойств ощущений является пространственная локализация раздражителя. Рецепторами человека осуществляется анализ, с помощью которого получается информация о местонахождении раздражителя в пространстве. Таким образом, человек способен понять, например, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_processy/vidy_psihicheskih_processov_oschuschenie/

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Ощущение как психический процесс. Ощущения. Ощущение ? простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств Элементарное психическое чувство

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

  • чувства;
  • эмоции;
  • стресс;
  • аффекты.

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее.

Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться.

Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием.

Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

2

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

Существуют различные типологии памяти:

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

3

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

4

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Свойства ощущений:

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

5

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Свойства воображения:

  • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
  • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

6

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

Свойства представления:

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

7

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Свойства речи:

  • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
  • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

8

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

  • отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

2

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

2

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

3

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/mental-processes/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.