О загробной участи некрещенных младенцев. Действительно ли, что некрещеные младенцы попадают в ад

Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного?

О загробной участи некрещенных младенцев. Действительно ли, что некрещеные младенцы попадают в ад

Об участи некрещеных младенцев, умерших уже после рождения или погибших во чреве матери размышляет протоиерей Алексий Уминский.

Про  посмертную участь некрещеных младенцев нам ничего не известно. Также неизвестно про посмертную участь крещеных людей. Есть в Евангелии слова о том, что тот, кто будет веровать и креститься, спасен будет.

А кто будет неверным, осужден (Мк. 16, 16). Это, без всякого сомнения, слова, указывающие на необходимость крещения как принятия веры. Именно спасется не просто тот, кто будет креститься, но и уверует.

А дальше сказано: кто не будет веровать, тот будет осужден.

Но факт крещения не избавляет человека от Суда.

Поэтому вопрос об участи некрещеных младенцев, которые за свою веру не отвечают, всегда в Церкви был открыт.

Существовала достаточно категорическая точка зрения, пришедшая к нам от богословия Блаженного Августина с его учением о первородном грехе, которая  не давала возможности думать о спасении некрещеных младенцев.

И такой точки зрения до сих пор придерживаются многие не только на Западе, но и в православии: некрещеный младенец не удостаивается Царствия Небесного.

Но и в ранней Церкви существовали иные точки зрения на этот  вопрос.

Это тайна для Церкви, но ведь и очень многое, что касается загробной участи человека, остается для нас тайной.

У нас в Церкви нет ни одного богослужения, которое было бы посвящено молитве за некрещеных младенцев. Несколько лет назад на одном из епархиальных собраний вопрос о молитве за некрещеных младенцев был задан Святейшему Патриарху Кириллу.

И тогда Святейший Патриарх сказал, что молитвенный  чин о некрещеных умерших младенцах необходимо разработать. Но на сегодняшний день эти очень мудрые и важные слова Патриарха словно повисли в воздухе.

По крайней мере, не известно, идет ли работа в этой области.

Надеяться на милосердие

Нужно надеяться на милосердие Божие. Мы знаем, что в золотое время патристики, скажем, в IV веке, V веке, VI веке в семьях христиан было множество некрещеных детей: крещение принималось в достаточно зрелом возрасте, все великие святители крестились после тридцати лет.

Помнится случай из жизни Святителя Амвросия Медиоланского, как его родной брат Сатир (кстати, канонизированный на Западе), потерпевши кораблекрушение, будучи некрещеным, привязал себе к шее Святые Дары как знак свидетельства его веры.

Он не утонул, но мог спокойно утонуть некрещеным.

Я не думаю, что Церковь могла тогда спокойно принять для себя, что множество людей, живущих по христианским законам, в своей жизни уже исполняющих Евангелие, готовящихся принять крещение как свидетельство своей непоколебимой веры, никакого отношения ко Христу не имеют, и в загробной участи их ждет только мрак и скрежет зубовный.

Переосмыслить

Младенцы  умирают некрещеными и в материнской утробе не по вине матерей (замершая беременность, выкидыш), бывают внематочные беременности, которые никогда не кончаются родами.  Не говоря уже о том, что имеют место и  случаи, когда рождение ребенка несовместимо с жизнью ребенка и жизнью матери, и когда женщина вынуждена сделать операцию.

Об этих случаях говорится и в Основах Социальной концепции нашей Церкви. Бывают случаи, когда дети не доживают до крещения. Но мы не можем забыть о том, что их родители — члены нашей Церкви и общаются с живым Богом. Христос в жизни этих родителей, в жизни этой семьи всегда присутствует. Это христианский брак, который мы называем Церковью, малой Церковью.

А раз это малая Церковь, то там — жизнь Святого Духа.

Это значит, что младенец, который в этой семье зачинается, находится в материнской утробе, уже причастен к церковной жизни через родителей — христиан, которые молятся, исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. Это значит, что жизнь ребенка уже наполнена  благодатью Святого Духа, уже приобщена ко Христу. Игнорировать это, не думать об этом, не принимать это в расчет мне кажется нелепым, это грубая ошибка.

Мы высоко превозносим понимание христианской семьи, но только забываем, что даже тот ребенок, который находится в утробе матери –  уже член этой малой Церкви.

Он уже живой человек, если мы говорим о том, что душа начинается вместе с зачатием. Каким образом тогда эта душа вдруг оказывается исключенной из общей жизни Церкви? Не может такого быть.

Или тогда надо пересмотреть учение о семье и учение о внутриутробном развитии младенца. И не считать тогда этих младенцев людьми.

Неправильно, что настоящая церковная семья лишена молитвы утешения, церковной молитвы за усопшего ребенка, не сподобившегося по каким-то обстоятельствам крещения.

Это должно быть каким-то образом восполнено. Нельзя отсылать таких родителей просто к частной молитве, словно говоря: «Церковь к вам отношения не имеет, в Церкви вы никто, молитесь себе дома, а там как Бог даст». Мне кажется, на сегодняшний день это должно быть переосмыслено.

Сказать об участи кого-то после смерти мы просто не можем. Отправлять кого в Рай, а кого в преисподнюю – не наше дело, и вообще занятие глупое.

А давать утешение и надежду — это дело Церкви сегодня. Раскрывать дорогу для молитвы и возможность для родителей через эту молитву, через Церковь в том числе, как общество любви, общество семьи Христовой, пробивать путь ко Христу своему усопшему чаду.

Источник: https://www.pravmir.ru/lisheny-li-nekreshhenye-mladency-carstviya-nebesnogo/

Об участь младенцев, умерших некрещеными и погибших в утробе матери

О загробной участи некрещенных младенцев. Действительно ли, что некрещеные младенцы попадают в ад

Участь младенцев, умерших некрещеными всегда вызывает много вопросов. Действительно, если грех взрослых, не принявших Святое Крещение, очевиден, то должны ли за это отвечать младенцы, целиком и полностью зависимые от воли их родителей? Да и вообще, могут ли быть грехи у младенцев, особенно у тех, кто даже не появился на свет и погиб в утробе матери?

Тем не менее Церковь их не отпевает и не поминает. Почему? Да потому что, не приняв Таинства Крещения, они не являются членами Церкви, не принадлежат Телу Христову со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В Евангелии сказано: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 5), поэтому все некрещеные не наследуют Царство Божие, в том числе и некрещеные младенцы.

Но неужели невинные младенцы окажутся в геенне огненной? Святые отцы отвечают отрицательно на этот вопрос из-за отсутствия вины младенцев в неприятии Бога. Вина эта полностью возлагается на их родителей.

Участь же младенцев полностью возлагается на милосердие Божие.

Поэтому родителям младенцев, умерших некрещеными, нужно уповать на милость Божию и каяться в том, что не позаботились о своем дитяти при его жизни и обрекли душу его на неопределенное положение в загробном мире.

Рассуждения эти относятся не только к младенцам, жившим и по каким-то причинам умершим, но и к младенцам, погибшим в утробе матери, т. к. Церковь всегда смотрела на зачатый в утробе матери плод как на человека.

В любых обстоятельствах женщина-мать несет ответ перед Создателем за участь младенца в загробном мире, загубленного в утробе, даже если плод был извергнут невольно, т. к. гибель возможна либо по неосторожности матери, либо допускается попустительством Божиим за грехи родителей.

Есть довольно веские основания считать, что большинство мертворожденных детей были зачаты родителями в те дни, в которые Церковь рекомендует супружеское воздержание.

И хотя Церковь не молится за души младенцев, в утробе погибших, возлагая заботу о их участи на Милосердного Бога, домашняя молитва матери не возбраняется, а даже поощряется.

Молиться можно молитвой, составленной Стефаном, архиепископом Вифлеемским, для матерей, невольно младенцев извергших, но не убивших сознательно:

«Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного»

В синодике митрополита Новгородского и Петербургского Григория была следующая домашняя молитва за некрещеных младенцев, нечаянно погубленных своими матерями:

«Помяни, Человеколюбце Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некой неосторожности, и потому не приняли Святого Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию»

Эти молитвы не относится к матерям, сознательно убившим своего ребенка во чреве, сделав аборт, т. к. они являются убийцами, а специальной молитвы для убийц в Церкви нет.

В отличие от младенцев, погибших нечаянно, души младенцев, погубленных в утробе по воле их матерей, в течение их короткой жизни испытали ужас и боль во время совершения их убийства, о котором они, связанные невидимой духовной нитью с матерью, знали заранее и с ужасом ожидали этого часа. Их мученическая смерть ужасна и от того, что совершалась она по воле и желанию их родителей.

Воистину велик грех как матери, так и отца младенца, с согласия которого это убийство совершалось. В прошлые времена мать-убийца, извергшая плод по своей воле, была довольно редким явлением.

Церковь накладывала на таковых длительное время покаяния и не допускала до Святого Причастия 10 лет.

Ныне детоубийство стало обычным явлением современной жизни и при общественном попустительстве многие не ведают, что творят.

Если женщина совершила грех детоубийства или не позаботилась о крещении своего ребенка (а это уже грех убийства духовного) и он умер некрещеным, надо молить Господа о прощении своего греха, искупить грех добрыми делами: взять под свою опеку ребятишек из детского приюта, помочь многодетной семье, а если есть возможность, то взять в свою семью на воспитание брошенного ребенка. Заботиться нужно прежде всего о спасении своей души, предоставив Всемилостивому и Всеблагому Богу участь вашего младенца. В надежде не попасть в бездну мучений молите Господа простить ваш страшный грех.

Молитвы о младенцах, умерших некрещенными

Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в коем случае не может быть названа безнадежной. В наших церковно-богослужебных книгах выражается прямое верование в помилование младенцев, умерших некрещеными.

Молиться за них могут родители, с верою на милосердие Божие. Разумеется, не может быть и речи о поминовении некрещеных младенцев за литургией.

Но каждый христианин из любви к Богу и ближнему может воздыхать о таковых младенцах в своих домашних молитвах.

Молитва иеромонаха Арсения Афонского

Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей. За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!

Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

Источник: http://boguslava.ru/ob-uchast-mladencev-umershix-nekreshhenymi-i-pogibshix-v-utrobe-materi/

Действительно ли, что некрещеные младенцы попадают в ад. Дети некрещеные

О загробной участи некрещенных младенцев. Действительно ли, что некрещеные младенцы попадают в ад

Какова загробная участь некрещенных младенцев? Куда попадают их души? Этот вопрос не раз обсуждался на разного рода форумах и диспутах. На этот вопрос отвечает заведующий кафедрой Богословия Классического приватного университета, профессор и доктор философии, протоиерей Игорь Рябко.

Я предлагаю посмотреть на него с точки зрения Священного Писания, творения Святых Отцов и учителей Церкви, а также коснуться тех заблуждений, которые существовали в истории Церкви по этому вопросу.

Первые некрещенные младенцы, которые прославляются Церковью в лике мучеников, это те, кто пострадал во время гонения Ирода. Не смотря на то, что они не получили возможности ни сознательно уверовать в Бога, ни быть омытыми водами крещения, Церковь никогда не сомневалась в их небожительстве.

Эти младенцы, как и все те которые по той, или иной причине, не могли быть крещены, были омыты Жертвой Христовой, о чем говорили многие Отцы Церкви. Святитель Григорий Богослов писал: младенцы “… не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы“.

При этом слова «не прославлены» отнюдь нельзя понимать как «лишенные славы».

Если в боях с неприятелем те воины, которые воюют на передовой и проявляют мужество, венчаются особыми наградами, то те, кто остаётся в тылу, также празднуют победу, хотя и не получают таких наград.

Святитель Григорий так и продолжает свою мысль: «Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания». Никто из Святых Отцов Восточной Церкви не допускал и мыли о том, что не принявшие крещения младенцы будут лишены Царства Божия.

Преподобный Ефрем Сирин даже допускал мысль о том, что умершие младенцы будут выше святых, при этом он даже не упоминал о их крещении.

Можно сказать что данная точка зрения является частным мнением одного из святых, но можно также с уверенностью говорить что общим мнением есть то, что некрещённые младенцы также наследуют Царство Божие, хотя и не будут наслаждаться всей полнотой его радости и блаженства.

Брат святителя Василия Великого, святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни».

Феофан Затворник пишет: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещёных, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!».

Известный своей подвижнической жизнью иеромонах Арсений Афонский (XIX в.), будучи спрошен об участи некрещёных младенцев, отвечал: «Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас, можно сказать то, что получившие св.

Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мёртвыми, или не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св.

Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть…Молиться за них родители могут с верою в милосердие Божие».

Мнение о блаженной участи некрещённых младенцев относится к области «согласия отцов» (Consensus patrum), и единственным голосом против большинства было мнение блаженного Августина, который считал, что умершие не крещённые младенцы наследуют муку вечную. Католическая Церковь, взяв за основу богословие блаженного Августина, «канонизировало» такую точку зрения. В средневековой католической схоластике возникло даже особое учение о Лимбе.

Лимб – это место в загробном мире между раем и чистилищем, где, согласно католической доктрине, находятся души некрещёных младенцев. Но даже католицизм уже не настаивает на их полной гибели.

Римский папа Пий X писал в 1905 году: “Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают”.

А новый Папа Бенедикт XVI решил вообще исключить средневековое учение о лимбе, как ложное, из вероучительной системы Католицизма. В документе, изданном

Международной теологической комиссией и утвержденном этим Папой, утверждается, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею Спасения. Теперь, согласно новой теории, души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.

Однако, крестить детей все же необходимо.

Блаженный Феодорит Кирский говорит: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров.

В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет».

Вот почему мы крестим детей. Поэтому лучше не откладывать крещение младенцев на потом, когда может быть уже поздно.

Всех нас страшит смертный час и посмертная участь, ведь все мы грешны и сознаем свою греховную природу. Но каков удел невинных младенцев, которые даже не смогли принять Таинство Крещения в силу различных трагических причин? Статья посвящена размышлению на эту тему, в ней обобщены взгляды святых отцов Церкви на этот вопрос.

“Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное” (Мф. 19:14)

“Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…” (Мф. 28:19), – говорит Господь, указывая на необходимость принятия Святого Крещения всем, кто уверовал во Христа и собирается провести всю свою оставшуюся жизнь в соблюдении Его заповедей. Здесь сложного или спорного ничего нет и быть никак не может.

Но в жизни бывают разные трагические ситуации.

Как быть с теми младенцами, которые не появились на свет в силу каких-либо причин (например, аборт, выкидыш или так называемая “замершая беременность”, когда сердце младенца внезапно останавливается, хотя ничто этого и не предвещало), или в случаях, когда после рождения родители не успели их принести в храм или вызвать священника для совершения Таинства Крещения? Нам неизвестно, почему младенцы, которые не были умерщвлены родителями через аборт (осознанное убийство), вдруг умирают – этот вопрос лежит в области Промысла Божия. Помимо вопроса о посмертном пребывании некрещеных детей встает проблема о молитве за них. Эти вопросы достаточно серьезные, и, к сожалению, некоторые осмеливаются решать их категорично и жестоко, даже не разобравшись, тем самым причиняя боль родителям и возмущая остальных людей. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и выяснить, что нам об этом говорит Православная Церковь.

***

Источник: https://bicont.ru/travel/deistvitelno-li-chto-nekreshchenye-mladency-popadayut-v-ad-deti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.