Кто выиграл поединок на куликовом поле. Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Содержание

Сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Кто выиграл поединок на куликовом поле. Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

При взгляде на картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», сочинение по которой часто пишут ученики средней школы, возникает ощущение, что переносишься на место событий.

Каждый зритель может почувствовать себя причастным к этому сражению и истории Древней Руси.

Ведь именно этот бой, который изобразил Авилов, стал решающим в борьбе с ордынским войском и сохранил жизни многих русских воинов.

Краткая характеристика полотна

Зритель видит на картине широкое поле на берегу реки. Часть его покрыта зеленой травой, другая же половина вытоптана и выжжена. На одной стороне вдоль водоема выстроилась русская армия.

Она настолько велика, что ей не видно конца и края. По другую сторону поля расположилась столь же многочисленная ордынская рать. Воины и с той и с другой стороны изображены в полном боевом вооружении.

Они готовы броситься в бой при первом же сигнале военачальников.

В центре событий предстают два молодых воина на прекрасных скакунах. Они сошлись в битве не на жизнь, а насмерть. Всадники изображены в момент, когда сбивают друг друга копьями со своих скакунов.

Над всем этим зритель видит небо, которое выступает таким же персонажем полотна, как и воины. Облака клубятся и наполняются дождем над русским войском, словно суля врагам опасность и поражение.

Причины битвы

После смерти хана Батыя в XIV веке на престоле татаро-монгол сменилось более 25 правителей. Это привело к тому, что Орду разрывали усобицы и войны.

Все это стало причиной раскола государства на 2 половины:

В первой части орды правил хан Тохтамыш, который был потомком Чингисхана. В восточной же — на престоле сидел хитрый и коварный Мамай. Именно он принял решение вернуть некогда утраченную власть над Русью. Он послал своего военачальника с армией в Нижегородское княжество. На поле боя была одержана победа, князь Дмитрий Волынский потерпел поражение.

Через некоторое время произошло сражение на реке Воже. Войсками командовали Дмитрий Донской со стороны русов и Мамай со стороны татар. Судьба была благосклонна к русским войскам и они одержали победу.

Мамай же затаил мечту о реванше. Именно он лег в основу создания картины «Битва Пересвета с Челубеем».

Великий бой

картины «Поединок на Куликовом поле» Авилова полностью передает настроение и построение войск перед Куликовской битвой. Утром 8 сентября 1380 года на берегу реки Непрядвы собрались 2 могучие армии. Одной из них командовал Донской, другой — Мамай.

Русское войско по большей части состояло из москвичей. Но не остались в стороне и другие княжества, которые пришли защищать Родину под знамена московского князя. В ордынское войско входили представители всех народов, покоренных татарами.

Момент построения армий и постарался передать автор. По обе стороны Куликова поля выстроились воины в полном обмундировании.

Согласно документальным хроникам, русские расположились вдоль берега Дона, через который они только что переправились.

В руках тех, кто стоит в первом ряду, хоругви с изображением Иисуса Христа и Богородицы. Это было своего рода знамение, что за русских выступают Божьи силы.

Чтобы предотвратить кровопролитную битву, военачальники приняли решение, чтобы сражались лучшие воины от обеих армий. Со стороны русских это был воин-монах Пересвет, а от ордынцев в бой вступил Челубей — непобедимый боец.

Описание картины Авилов «Поединок на Куликовом поле» стоит начинать с образов двух главных персонажей. Они предстают перед зрителем в гораздо большем размере, чем остальные герои полотна.

Именно так изображались святые на иконах. Художник строго следовал каноническим традициям при написании своего шедевра.

Главные персонажи

Перейдя к вопросу о героях картины, нужно понимать, насколько они реальны. Пересвета принято считать вымышленным персонажем, которого создали былины. Но на самом деле — это вполне реальный человек.

Он родился в богатой боярской семье. Большую часть жизни посвятил военному делу и молитвам. В юношеском возрасте стал послушником при монастыре Сергия Радонежского. Во время нашествия Орды Пересвет был сильным воином, готовым биться за страну и отдать за нее жизнь, поэтому на битву он пошел с благословения самого Радонежского.

На поле боя молодой человек вышел в монашеской ризе с изображением крестов, которые должны были его оберегать от врага. На голове у него был шлем, поверх которого шла куколь — монашеский головной убор. Согласно преданиям и рассказам, Пересвет вышел на битву с одним копьем.

Поединок закончился печально. Герой был убит. Но его не оставили на поле брани и не похоронили в братской могиле. Тело великого богатыря было перенесено в храм Рождества Христова.

На картине же герой предстает перед зрителем в одеянии, более подходящим для воина, нежели для монаха. Авилов отступает от исторических сообщений и описаний. Он создает образ истинного воителя, на которого захотят быть похожими множество поколений мальчишек.

Челубей же был любимым воином Мамая. Он не проиграл ни одного боя. Более трехсот поединков было выиграно им. Из каждого Челубей вышел без единой царапины.

Сегодня многие историки и мистики делают вывод, что он обладал силой, которую дарует тибетским монахам особая техника боя Бон-по. Это смесь магических ритуалов и боевых искусств.

Но тот, кто решился стать воином Бон-по, лишал свою душу рая.

Согласно историческим фактам, сей герой был облачен в традиционный татарский костюм и халат. Под одеждой была надета кольчуга, защищавшая тело воина от ран. На ногах татары носили сапоги с металлической пластиной и небольшим шипом в области пятки. Последний мог использоваться как оружие или шпора для коня.

Но художник и здесь отошел от документального описания Челубея.

На картине он предстает эдаким героем в странном одеянии:

  • легкий шелковый халат;
  • меховая шапка;
  • отсутствие кольчуги;
  • шпора на сапоге, но нет пластины.

В руках воина есть щит для защиты от ударов. Но даже если Челубей считал себя бессмертным, вряд ли он стал настолько рисковать своей жизнью в столь ответственный момент. Почему же автор решил отойти от исторических фактов, остается загадкой.

Извечная война добра и зла

Картина, по которой школьники пишут сочинение в 7 классе, была создана в тяжелейшие для страны годы. В это время шла Отечественная война.

Автор вынашивал идею полотна более 25 лет. А само произведение искусства появилось на свет всего за полгода.

Авилов постарался аллегорично через образы героев передать тяжелое положение людей, показать, что бой добра и зла ведется с древних времен.

Если исходить из этого, можно предположить, что Пересвет выступает, как прототип Советского союза, который победил в войне. Челубей же — фашистская Германия.

Идея картины будет актуальна всегда. Она показывает, насколько сильным может быть русский народ, если он объединяется. Кроме того, художник хотел показать, что только истинный воин сможет отдать жизнь за Родину, не дрогнув и не отступив.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/po-kartine-poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole.html

Поединок Пересвета

Кто выиграл поединок на куликовом поле. Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории.

Поединок Пересвета с Челубеем часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы…

Почему этому поединку придается такая значимость? И кто были на самом деле Пересвет и Челубей?

Известно, что поединок предшествовал битве на Куликовом поле 1380 года.

Куликовская битва или Мамаево побоище является крупнейшим в истории сражением русского войска во главе с великим князем Дмитрием Донским и войском беклярбека и темника Золотой Орды Мамая.

Битва состоялась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в районе к югу от впадения реки Непрядва в Дон (юго-восток Тульской области).

Перед боем на Куликовом поле великий князь Дмитрий Иванович направился за благословлением к преподобному Сергию Радонежскому.

Игумен земли русской, как называли преподобного Сергия, не только благословил князя на битву, но и предрек победу, которая превратила московского правителя в великую историческую фигуру – Дмитрия Донского.

Также Сергий Радонежский отправил в поход с князем своих иноков-воинов – Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Их присутствие должно было укрепить веру князя и вдохновить русское войско.

Пересвет

Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.

Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.

Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.

Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.

Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.

Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).

На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…

На бой с Челубеем пошел Пересвет.

Челубей

Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.

Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.

Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».

Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.

В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.

«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.

Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.

Поединок

Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.

Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.

На поле боя вышли два воина, два монаха…

Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…

Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.

Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.

Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.

Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…

Секрет Челубея

Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.

В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.

Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.

Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.

Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…

А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».

Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.

Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.

Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.

Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.

Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.

В воздухе витал вопрос:

Был нарушен привычный ход вещей.

У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.

Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.

И первым среди них был Андрей Ослябя.

Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.

С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.

Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.

Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.

Воин Света и Воин Тьмы

И Пересвет, и Челубей были великими воинами.

Один из них был Воином Света, принявшим Великую Схиму и Ангельский образ.

Второй был Воином Тьмы, «Бессмертным» мастером боевой магии.

Поединок Пересвета и Челубея был поединком Духа и поединком Веры.

Поединок Пересвета еще раз доказывает, что, никакая мудрость восточных практик, никакой опыт и воинское мастерство не способны устоять против силы Духа и Веры русских воинов.

Икона святых воинов Пересвета и Осляби

Источник: https://WorldMartialArts.ru/poedinok-peresveta/

Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

Кто выиграл поединок на куликовом поле. Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.

Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов.

Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями.

Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.

Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект.

Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине.

Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.

Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.

Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна.

Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку.

Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.

На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.

Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.

Описание 2

Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.

3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.

Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.

Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.

Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.

Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских.

Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага.

Ордынец – к нему навстречу…

На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно.

Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным.

На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.

На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.

Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.

Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.

В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.

Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.

Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.

Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода.

Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать.

Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.

Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче.

Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной.

Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.

Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.

Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине.

Популярные сегодня темы

  • ПоленовРодители художника были очень образованными людьми, они много занимались со своими детьми, особенно мать. К живописи тяга у Василия Поленова была с раннего детства.
  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро 3 класс описаниеРепродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.
  • Сочинение по картине Брюллова АвтопортретС картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь. В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом
  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная 8 классНа художественном полотне русского живописца Б.В.Щербакова «Русь Подмосковная» изображена удивительно красивая природа средней полосы нашей страны. Картина написана художником в 1977 году
  • Сочинение по картине Семенова Как прекрасен этот мир 5 классКартина исполнена в приятных и нежных, для взгляда тонах. Главным персонажем полотна является девочка. На вид ей восемь-десять лет. Она сидит в парке, на деревянной скамейке, которая уже немного сломана.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/avilov-poedinok-peresveta-s-chelubeem-poedinok-na-kulikovom-pole

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

Кто выиграл поединок на куликовом поле. Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.

Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом».

Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением.На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат.

Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.

Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной.

Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее.

В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа).

Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.

Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.

Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.

Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.

Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.

Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.

Историческая справка

Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.

Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.

В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.

В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым.

Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла.

Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-avilova-poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole/

Описание картины Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (сочинение)

Кто выиграл поединок на куликовом поле. Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Автором картины «Поединок Пересвета с Челубеем» является прекрасный российский художник Михаил Иванович Авилов. Полотно было написано во время обороны Сталинграда. Этот шедевр принес автору успех и признание. 

Авилов на центральном плане картины изобразил двух всадников. Один из всадников – русский богатырь Пересвет, другой – не уступающий в силе татарский воин Челубей.

Изображая русского героя в левой центральной части картины в рубахе, дорогой кольчуге, в покрывающем голову блестящем шлеме, художник указывает на его знатное происхождение. Только князья и его дружина могла позволить себе полное боевое снаряжение. В глубине сцены слева, за Пересветом, нарисовано войско.

Оно в ожидании, но полно решимости. Во главе русского воинства художник изобразил самого Дмитрия Донского. Татарский воин тоже изображен в богатых одеждах. У него красочная, соболья шапка, яркий позолоченный щит. Его лошадь покрывает красиво расшитая попона.

Вся армия татаро-монголов представлена художником разными цветами. Построение воинов хаотичное.  Художнику удалось передать напряжение, в котором находятся оба войска. Строгое, выдержанное ожидание окончания поединка в русской рати автор картины передал оттенками серого цвета.

Эмоциональность татаро-монгольской орды просматривается в пестрых оттенках. 

Ожесточенную мощь удара копьями двух равных по силе воинов художник изобразил, подняв коней на дыбы. Бешеный взгляд лошадей, их оскал, развивающиеся гривы выглядят грозно. Кажется, что даже лошади готовы вцепиться зубами в соперника.

Однако художник ни стал изображать смерть героев. Копье Пересвета упирается Челубею в щит, да и Челубей не задел соперника. Авилов продлил, таким образом, процесс ожидания развязки поединка.

Даже небо находится в возбужденном ожидании. Мастер использовал темно серые, желтые и голубые цвета.

По легенде оба героя погибают. Но так, как Челубей был сбит копьем с лошади во время поединка, а конь Пересвета довез своего погибшего всадника до расположения русских войск, победа в поединке осталась за русским воином.

Художник вложил в произведение все свои патриотические чувства.

2 вариант

Михаил Иванович написал данную картину в период Великой Отечественной войны. Именно это полотно принесло художнику славу и признание. За это произведение искусства Авилов был награждён Сталинской премией, причём первой степени. Картина передаёт всю серьёзность и напряжённость ситуации. Данное полотно делает акцент на патриотизме.

Давно известно, что русский народ испокон веков отличается особой любовью к своей стране. Никто другой не демонстрировал такой самоотверженности, силы характера и напористости. Воины бьются за благо и свободу народа. Они прекрасно понимают всю серьёзность и готовы стоять до конца.

На картине вниманию зрителя предстают два воина: Пересвет и Челубей. Пересвет в этом бою представляет русский народ, Челубей же монголо-татар. Этот поединок несёт особую важность.

Победа достанется только одному представителю, но кто это будет? Факт победы или поражения серьёзно повлияет на боевой дух армии.

Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы.

Пред нашим взглядом предстаёт сильная и принципиальная борьба. Оба коня стоят на дыбах, никто не собирается отступать. Слишком много стоит на кону. Если посмотреть на лицо Пересвета, можно заметить максимальную сосредоточенность.

Он не сводит глаз со своего противника, пытаясь просчитать каждый последующий шаг соперника. Челубея же мы видим только со спины, но по положению его тела можно заметить, как он напряжён и сосредоточен. Челубей не собирается отступать.

Монголо-татары привыкли, что они здесь хозяева и они не собираются делиться своей властью.

Пересвет облачён в тяжёлую кольчугу, на его груди виднеется золотой крест. Это говорит о том, что русские люди начинают любую битву только после молитвы. Пересвет полагается не только на свою силу, но и на Божественное вмешательство. Ведь русский воин хочет освободить свой народ от ига.

Бой будет очень серьёзный. Два войска: русские и татары стоят с двух сторон и внимательно наблюдают за развязкой поединка. Каждый хочет, чтобы победил их выдвиженец. Но чем всё кончится?

Автор отлично передал атмосферу того времени, глядя на картину, зритель мгновенно погружается в те времена. И начинает испытывать те же чувства, что и русская рать, которая ожидает, что победа достанется Челубею.

Как известно из истории Пересвет одержал победу. Умелый воин Челубей потерпел первое поражение в своей жизни.

Поединок на Куликовом поле

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/raznye/poedinok-peresveta-s-chelubeem-avilova

Сочинение по картине М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Кто выиграл поединок на куликовом поле. Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

Все действия, описанные на полотне, происходят на огромной поляне, часть которой покрыта зеленой, сочной травой, а другая половина — вытоптана или выжжена. По берегу голубой широкой реки выстроилась русская армия в полной боевой готовности. По другую сторону картины как противопоставление, представлено столь же огромное ордынское войско.

В центре полотна изображены два сильных и могучих воина. Один из них русский богатырь, другой — татаро-монгольский воин, который восседает на гнедом скакуне. Художник представил бой в тот момент, когда всадники сошлись в бою и одним ударом сбили друг друга с разгоряченных коней.

Фоном всего сражения выступает небесный свод. Он представлен в довольно интересных переходах — прозрачные голубые оттенки над ордынскими войсками и хмурые, желто-серые цвета над армией русичей. Последнее словно предрекает врагам недобрые моменты и серьезные потери.

История сюжета

После смерти хана Батыя в XIV веке Орду разрывали междоусобицы распри. Результатом такого состояния стал раскол ее на две части: восточную и западную. В восточной части Золотой Орды правил хан Тохтамыш, который был потомком Чингисхана. Западной же частью стал править Мамай, который силой захватил власть и усмирил усобицы.

Последний решает вернуть некогда утраченную власть над Русью. Он отправляет войско, которое наносит сокрушительное поражение объединенной армии русских под командованием Дмитрия Волынского.

Следующим было сражение на реке Воже, где главнокомандующим был Дмитрий Донской. Войском татар командовал сам Мамай. Но русская армия дала жестокий бой и смогла разгромить Орду.

Хан затаил мысль о реванше, которым и должен был стать поединок на Куликовом поле. Авилов описал его на холсте очень точно и правдоподобно.

Великая битва

Очень детально изобразил Авилов «Поединок на Куликовом поле». Описание картины представляет композицию, которая в подробностях передает построение войск с обеих сторон перед сражением. Накануне возле места впадения реки Непрядвы в Дон собрались две огромные рати во главе с известнейшими военачальниками Дмитрием Донским со стороны русичей и Мамаем от Золотой орды.

Художник изобразил именно этот сюжет. По обеим сторонам поля выстроились войска, которым не видно конца и края. Расположение воинов на холсте передано именно так, как указано в исторических сообщениях и документах. Вруках у русских солдат хоругви с изображением ликов:

  • Иисуса Христа;
  • Богоматери.

Они показывают веру русичей в небесную помощь и поддержку высших сил.

Согласно историческим фактам, чтобы избежать кровопролития и огромных потерь с обеих сторон, было решено закрыть вопрос битвой между двух богатырей, каждый из которых был известен не только в своей армии, но и в стане врага. От Орды выступил Челубей, а от русичей — воин-монах Пересвет. Последний был послан на войну Сергием Радонежским, чтобы укрепить веру людей в силу божьей помощи.

Эти два героя и стали центральными персонажами всего шедевра художника. Они занимают центральную часть картины «Битва Пересвета с Челубеем» и написаны согласно церковным канонам. На самом деле бой проходил рядом с войсками. Но на картине герои изображены гораздо больше всех остальных персонажей, что создает впечатление их дальнего расположения от армии.

Пересвет и его образ

Автор передал в картине содержание реальных исторических документов и рассказов. Пересвет на ней — это реальный герой. Часто люди считают, что он был вымышленным персонажем, собирательным образом русского богатыря. Но это реальный человек, который принимал участие в военных действиях.

О судьбе Пересвета известно немного. Он происходил из рода бояр, проживающих в Брянском княжестве. Детство и юность Александра Пересвета проходили в обучении ратному делу и молитвах. Его готовили к службе и защите Отечества в любое время, когда он может потребоваться.

В молодом возрасте Пересвет принял постриг в Ростовском монастыре. Согласно документам, позже он был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Но подробностей этого нет. К 1380 году он был сильным и могучим богатырем, который был известен своей непобедимостью. Отправившись на битву, монах совершил молитву в часовне Дмитрия Солунского, которого принято считать покровителем всех служивых людей.

Во время боя монах был одет в ризу, которая положена ему по статусу. Со всех сторон она была покрыта крестами, которые должны были защитить богатыря. Голову мужчины покрывал шлем, поверх него была накинута куколь. В руках богатыря было копье. О наличии лошади не было почему-то указано ни в одной летописи.

Согласно источникам, Пересвет был тяжело ранен или же убит во время поединка. Но его тело не было похоронено на поле боя. Его доставили в храм Рождества Христова в Смоленском монастыре, где его и погребли.

Если же говорить о том образе, который создал Авилов, то его можно смело назвать идеальным героем, примером мужской силы и смелости, готовности пасть за Отчизну.

Но художник создал свой символ героя, достаточно сильно отступив от исторических источников. Так, на холсте изображен молодой человек в ратных доспехах и в шлеме на голове.

Здесь нет ни крестов, ни монашеского одеяния. На картине Пересвет показан настоящим воином.

Художественный образ Челубея

Согласно историческим источникам Челубей был любимым воином Мамая. Среди своих он прослыл непобедимым воином, которого не может сломить никто. Многие считали его бессмертным. Исторические документы говорят, что Челубей провел более трехсот поединков, и во всех них он вышел победителем. О воине ходили легенды и мифы. Но сегодня такую его жизнестойкость удалось объяснить.

Согласно чрезвычайную силу воина объясняют тем, что он владел боевой практикой бон по. Согласно исследованиям Челубей был тибетским монахом и умел вызывать духов-демонов, которые и вселялись в его тело во время битвы.

Если верить древним книгам и такое действительно могло произойти, то мужчина облекал свою душу после смерти на вечные страдания. Победить такого воителя может только тот, чья сила исходит от бога.

Именно таким богатырем и был Пересвет.

В случае с Челубеем художник также пренебрёг историческими фактами в одежде и вооружении. На самом деле воины носили:

  • стеганый подбитый кафтан;
  • под ним был панцирь с наплечниками и перчатками;
  • на ногах — мягкие сапоги из кожи с металлическими пластинами;
  • на голове — полукруглый шлем с наносником и сеткой, которая прикрывала шею и плечи.

Из оружия монгольские воины использовали лук со стрелами, кривые сабли, кинжалы и копья.

На картине же Челубей одет в шелковый халат, который для обычного монаха был слишком дорогим. Нет ни кольчуги, ни металлических заплат на сапогах. На голове воителя обычная меховая шапка. В руках у него щит для защиты от ударов. Даже если учесть бессмертие, о котором все столь активно говорили, мужчина не мог не понимать опасности ситуации и так рисковать своей жизнью.

Битва добра и зла

Сочинение по картине Авилова ученики пишут в 4 классе при изучении основ истории и мифологии. Сам шедевр был создан в тяжелые для страны времена — в Великую Отечественную войну. дею создания полотна автор вынашивал более 25 лет. А само творение появилось через полгода после начала создания.

Не известно что именно хотел показать автор. Возможно, через столь легендарные образы он мечтал донести мысль о том противостоянии, которое разрывало мир. Герои картины предстают для советского ценителя творчества художника как борьба Добра со Злом, советских стран с фашистской Германией.

Это полотно будет актуально во все времена. Ведь на ней показано объединение всех русских народов против войск захватчиков. Пересвет же выступает как пример для каждого патриота, готового отдать жизнь за свою Отчизну.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.