Кто такой историк: определение понятия. Эпоха полузнаек: как историков вытесняют из их профессии

Содержание

Профессия историк

Кто такой историк: определение понятия. Эпоха полузнаек: как историков вытесняют из их профессии

Я бы посмотрел такое телешоу, в котором подростки описывают свои самые любимые инстаграмы

ветеранам Второй мировой.


Профессия историка – это служба нашей стране и защита нашей истории. А еще – умение бить обнаглевшего от вседозволенности врага по морде. Это мнение ублюдочных патриотов.

А вот что нам предлагают другие мыслители:

Историк, сознательно умалчивающий о событиях, совершает не меньший обман, чем тот, кто сочиняет никогда не происходившее. Аммиан Марцеллин

История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, вестница старины. Цицерон

Историк, изучающий прошлое, может приблизиться к объективности, только если он приближается к пониманию прошлого. Эдвард Карр

В современной России, к сожалению, господствует первая точка зрения. Нам предлагают говорить о прошлом нашей страны как о покойнике: или хорошо или вообще не говорить.И страсти разгораются. Принимаются дикие законы о «фальсификации отечественной истории», о недопущении пересмотров итогов второй Мировой войны и прочее.

XX век слишком многих тревожит. Выдаются совершенно противоположные точки зрения на события этого бурного столетия. А ведь прошло всего несколько лет, и большинство из нас жили в веке двадцатом.

Сложно представить себе реакцию «патриотиков», если появятся в нашей стране профессиональные, а главное, честные историки, которые представят нам и обоснуют историю нашей страны века так XIII или XVI. Какие тайны нераскрытые нас ждут?

Думается, что половину школьных учебников по отечественной истории можно будет смело выбрасывать на помойку, где им, кстати, самое место.

Но таких историков сейчас единицы. И, увы, их голоса тонут в истерике и слюноотделении державных государственников, которые почему-то думают, что нашей историей мы должны только гордиться и не ворошить прошлое.

История России — непознанный край. В ней очень много белых пятен. И когда-нибудь мы узнаем настоящую историю нашей страны. Узнаем ее такой, какой она была на самом деле.

Хотя вряд ли….

История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени.

Основной работой историка является сбор и интерпретеация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст, установить автора, адресата, дату написчания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным.

В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Каждый знаток своего дела специализируется на конкретном направлении: истории первобытного общества, древнего мира, средневековья, нового времени, истории отдельных стран и народов.

Некоторые специалисты занимаются изучением и осмыслением отраслевой истории (экономики, военного дела, политики, географии и др.).

Многих привлекает история культуры (музыки, театра, изобразительного искусства и т. п.) или науки (физики, математики, биологии и т. д.).

Считается, что основная деятельность историков заключается в следующем:

— исследование событий в жизни человечества, как исторический аспект;

— детальное изучение факторов, которые влияют на ход исторических событий в сфере политики, экономики и культуры;

— прогнозирование событий, которые могут иметь место в истории, на основе исследований причинно-следственных отношений между известными историческими событиями;

— изучение, и возможное толкование первоисточников исторического характера, соответственно той или иной эпохи. Это касается биографий, писем, рукописей, летописей и др.

— освещение результатов исследований как в научной, публицистической, так и в художественной форме;

— возможность проведения научных экспериментов, при помощи методик и достижений в других научных направлениях;

— усовершенствование уже известных исследовательских методик и разработка новых;

— непосредственное присутствие при археологических работах.

Личные качества

Склонность к гуманитарным наукам, аналитический склад ума, хорошая память на даты, факты, имена и события, усидчивость, готовность к рутинной работе.

Образование (Что надо знать?)

Специальные исторические дисциплины, историческую географию, иностранные языки, литературу.

Специальности вузов

История

История искусств

Документоведение и архивоведение

Место работы и карьера

Историки, как правило, работают в университетах при кафедрах, в музеях, запускают собственные проекты лекций и семинаров, с которыми ездят по всему свету.

В зависимости от сферы, история и историки формируют следующие кафедры: Всеобщая история, История Древнего мира, в том числе, и история Древнего Рима и Греции, Средневековая истории, Новая история, Новейшая история, Этнография, Археология, Культурология и многие другие, имеющие свои специфические черты и характерные особенности.

Архивная практика в эпоху запретов: почему историкам стало опасно работать в архивах.

Родственные профессии:

Архивариус (архивист), Библиотекарь., Документовед, Издатель, Искусствовед, Культуролог, Лингвист, Переводчик, Регионовед, Редактор, Теолог, Филолог, Философ

Источник: http://obrazovanie66.ru/prof/istorik/

Узнаем кто такой историк: определение понятия

Кто такой историк: определение понятия. Эпоха полузнаек: как историков вытесняют из их профессии

Вопрос о том, кто такой историк, чрезвычайно важен для понимания специфики исторической науки, поскольку такой индивид является ее главным представителем.

Особенность его научной деятельности заключается в том, что он сам, будучи человеком, изучает человеческую деятельность и отношения в общем.

При этом ему как ученому трудно оставаться объективным, особенно при исследовании духовной жизни общества.

Понятие

Изначально вопрос о том, кто такой историк, понимался в смысле описательном. Ведь во время зарождения историографической науки эти люди занимались не столько исследованием, сколько описанием событий прошлого.

Впрочем, они часто сопровождали свои труды собственными наблюдениями и замечаниями, в чем можно усмотреть некоторые зачатки научного анализа. Уже в античное время стали зарождаться основы исследовательских методов работы, которые получили свое полное развитие в Средневековье и в Новое время.

В эти эпохи определение того, кто такой историк, следует рассматривать под иным углом зрения. В первый упомянутый период авторы ориентировались на схоластическое учение, поэтому их еще нельзя называть учеными в прямом смысле этого слова.

Но уже в 16-17 веках зародилась светская наука, и история стала специальной дисциплиной. Поэтому изменилось и само определение того, кто такой историк. Теперь данный термин означал научную профессию.

Особенности

Для понимания рассматриваемого выражения необходимо учитывать специфику исследовательской работы историков. Выше уже говорилось о том, что основным объектом их анализа являются результаты человеческой деятельности во всех ее проявлениях.

При этом субъективный момент играет очень важную роль: ведь очень часто при оценке явлений прошлого ученый дает собственное ви́дение проблемы. В связи с этим во многом на основе личных наблюдений строит свои рассуждения историк.

Определение слова поэтому должно учитывать указанную особенность профессиональной деятельности ученого.

Методы

Основой исследований историков являются сохранившиеся документы прошлого, которые содержат ценную информацию, а также артефакты, по которым можно реконструировать модели жилищ, предметов быта и т. д.

Поэтому ученый применяет самые различные приемы и методы исследований, причем не только гуманитарных, но и естественно-математических наук. Так что необходимо учитывать данную специфику науки при упоминании того, кто такой историк.

Определение данного понятия должно включать и оговорку на то, что ученый, исследующий прошлое, часто прибегает к методам не только смежных наук.

Тематика

При становлении историографической дисциплины первоначально в центре внимания авторов находились политические события.

Как правило, составители первых исторических трудов описывали войны, реформы правителей своих и соседних стран, обходя стороной другие важные аспекты человеческой жизнедеятельности.

Кроме того, некоторые из них описывали личности царей, императоров, полководцев (как, например, знаменитый составитель жизнеописаний Плутарх).

Но уже через некоторое время авторы пришли к пониманию необходимости исследования других тем: экономики, социального строя, духовной жизни общества.

Ученые разработали специальные методы исследования, и таким образом история из описания событий прошлого превратилась в науку. Однако самым важным было то, что ученые пришли к пониманию значимости своей дисциплины.

Стали появляться специальные монографии о том, что такое история.

Определения историков были самыми разнообразными, но общепризнанной считается точка зрения французского исследователя М. Блока.

Отечественная историография

В нашей стране, как и государствах Западной Европы, историческая наука зародилась из произведений, в которых события излагались по годам (в зарубежной историографии они называются хрониками, в нашей науке – летописями). В данных сочинениях уже можно заметить зачатки того, что впоследствии стали называть научным анализом.

Многие авторы не только излагали события, но и пытались дать им объяснение, выявить причины, определить следствия и значение. Как наука история в России зародилась в 18 веке. Первым историком-ученым считается В.Н. Татищев. Он стал применять методы научного исследования, хотя выбрал летописную форму изложения материала.

Поэтому его книги отличались несколько тяжелым языком и были непросты для восприятия обычным читателем.

Настоящим прорывом для отечественной историографии стали труды Н.М. Карамзина, который написал свою научную работу простым доступным литературным языком. Значение его «Истории государства Российского» заключается в том, что она пробудила интерес к прошлому нашей страны в обществе.

Развитие исторической дисциплины в России

Новый этап историографии в нашей стране связан с именем С.М.

Соловьева, который стал изучать события прошлого не через личности и действия конкретных правителей, как делал его предшественник, а как естественный объективный процесс.

Его теория о государстве и развитии общества имела огромное значение для науки, так как определила новые требования к становлению историка как профессионала.

На его трудах выросло новое поколение исследователей, которые понимали свою задачу как выявление естественных закономерностей в прошлом.

Наиболее известным продолжателем его идей стал В.О. Ключевский, который, впрочем, разработал собственный метод исследования. Таким образом, историк, определение которого было кратко раскрыто в настоящем обзоре, – это одна из наиболее важных профессий в обществе.

Источник: https://autogear.ru/article/291/846/kto-takoy-istorik-opredelenie-ponyatiya/

Кто такой историк: определение понятия

Кто такой историк: определение понятия. Эпоха полузнаек: как историков вытесняют из их профессии

Вопрос о том, кто такой историк, чрезвычайно важен для понимания специфики исторической науки, поскольку такой индивид является ее главным представителем.

Особенность его научной деятельности заключается в том, что он сам, будучи человеком, изучает человеческую деятельность и отношения в общем.

При этом ему как ученому трудно оставаться объективным, особенно при исследовании духовной жизни общества.

Профессия историк – где учиться на историка и что сдавать?

Кто такой историк: определение понятия. Эпоха полузнаек: как историков вытесняют из их профессии
Время чтения: 5 минут(ы)

Профессия историка – очень интересная сфера деятельности, ведь ее представителю постоянно приходится получать новые знания и делать новые выводы. Освоить специальность можно в высшем или среднем специальном учебном заведении. Кроме того, азы профессии можно получить на исторических курсах.

Кто такой историк: что нужно знать о профессии?

История – это наука, которая изучает прошлое человечества. Соответственно, историк – это ученый, который ведет исследования в этой области.

Слово «история» — греческого происхождения. В переводе с древнегреческого языка оно означает познание. Этим словом называли любой исследовательский процесс в любой науке (а не только исторической). Современный смысл термину придали древние римляне.

Сама историческая наука, как и слово, обозначающее ее, тоже зародилась в Древней Греции. Первым трудом, посвященным событиям прошлого, исследователи считают сочинение Геродота, которое так и называется – «История».

Впрочем, эту книгу нельзя назвать исторической в современном смысле слова – это скорее энциклопедия, рассказывающая о самых разных областях знания: географии, этнографии, культуре и прочих. Однако и повествование о событиях прошлых веков в ней тоже есть.

После Геродота похожие произведения стали писать и другие греческие ученые, среди которых Дионисий Галактионский, Гиппий Элидский, Фукидид. Спустя некоторое время ученые-историки появились и в Древнем Риме. Пожалуй, самые известные из них – Цицерон, Светоний, Плутарх.

Несмотря на то, что в Средние века произошел спад культурного и научного развития общества, исторические труды создавались и в этот период. К ним, прежде всего, следует отнести средневековые летописи и жития христианских святых.

Серьезный толчок история получила в эпоху Ренессанса.

Именно тогда выработались и основные принципы исследований в этом направлении – обязательная проверка фактов на достоверность, тщательный анализ событий прошлого и многие другие, которые используются учеными и поныне.

История выполняет важные социальные функции. Ведь она позволяет понять и оценить процессы, происходившие в обществе в прошедшие времена и избежать ошибок предков. Недаром у римлян существовала поговорка «historia magistra vitae est», которая в переводе означает «история – учительница жизни».

Задачи и обязанности

Вот какие задачи и обязанности обычно возлагают на представителя профессии.

  • проведение исследований развития человеческого общества в прошлом;
  • исследование различных исторических аспектов социума в разные исторические периоды: экономического, социального, политического;
  • подготовка научно-исследовательских работ по результатам своих изысканий и их публикация;
  • преподавательская деятельность в высших, средних специальных учебных заведениях;
  • внесение в государственные и общественные институты предложений по совершенствованию социальной и политической жизни;
  • обработка документации, касающейся работы специалиста;
  • подготовка отчетных материалов о своей деятельности.

Работа и зарплата

В большинстве случаев историки работают в различных государственных учреждениях – учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и других подобных организациях. Это обусловливает достаточно низкую заработную плату представителей профессии. В Москве она в среднем составляет от 35 000 до 70 000 рублей, а в провинциальных городах ее размер равняется 20 000 – 45 000 рублей.

Карьерный рост специалиста связан, прежде всего, с замещением вышестоящей должности в организации, где он работает. Например, одна из таких должностей – заведующий кафедрой образовательного учреждения.

Кроме того, представитель профессии в некоторой мере может работать на себя. Так, у него есть возможность трудится в частных учебных учреждениях, а также оказывать образовательные услуги самостоятельно, в качестве репетитора или частнопрактикующего преподавателя.

В Москве трудоустроиться историку не столь сложно – из-за невысокого дохода свободных вакансий всегда достаточно. А вот в регионах ситуация сложнее: текучка кадров среди представителей профессии там не очень высока.

Плюсы и минусы профессии

Вот основные достоинства профессии:

  • наличие вакансий на рынке труда;
  • творческий характер;
  • интересная работа;
  • перспективы карьерного развития.

В качестве недостатков можно выделить два. Первый – достаточно низкая зарплата. А второй – отсутствие большого количества вакансий в регионах.

Какие навыки нужны?

Вот какие способности потребуются специалисту в работе.

  • Умение работать с источниками информации. Исследовательская деятельность в области истории построена в основном на изучении письменных источников, а также данных о результатах археологических, антропологических и других изысканий. Специалист должен уметь работать с этими материалами и вычленять из них основное.
  • Внимательность. Чтобы не пропустить ничего важного в каком-либо источнике, специалист должен быть внимателен.
  • Способность к аналитическому и логическому мышлению. Представитель профессии должен уметь анализировать изучаемые им источники и на основе полученной информации путем применения логических методов делать определенные выводы.
  • Творческое начало. Создание исторических теорий – это, прежде всего, творческий процесс. Невозможно написать научную работу в этой области, не обладая определенными творческими задатками.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы работать в области истории, предпочтительно наличие высшего образования. Однако историков готовят также в средних специальных учебных заведениях и на курсах.

Какие предметы нужно сдавать?

Для учебы в высшем учебном заведении необходимо сдать на ЕГЭ следующие дисциплины:

  • русский язык;
  • историю;
  • обществознание.

Для поступления в техникум или колледж понадобится всего лишь один предмет – русский язык. А для обучения на курсах обычно не проводят никаких вступительных испытаний и не проверяют результаты ЕГЭ.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Обучение после одиннадцатого класса в среднем специальном учебном заведении по времени занимает два года и десять месяцев. В случае, если абитуриент поступает по окончании всего девяти классов, учиться ему придется на один год больше.

Возможно ли дистанционное обучение?

Выучиться профессии можно и на расстоянии. Существует два способа сделать это:

  • окончить онлайн-курсы по истории;
  • поступить на заочное отделение исторического факультета какого-либо высшего или среднего специального учебного заведения.

ВУЗы и академии

Вот пять высших учебных заведений Москвы, где есть исторический факультет.

  • Высшая школа экономики. Стоимость годичной подготовки – 185 000.
  • Государственный академический университет гуманитарных наук. Размер платы за обучение здесь составляет 168 000 за год.
  • Российский государственный гуманитарный университет. Цена образования – 175 000 в год.
  • Московский государственный областной университет. Стоимость подготовки – 154 000 в год.
  • Московский городской педагогический университет. Цена годичной программы – 170 000.

А это – аналогичные образовательные организации северной столицы.

  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Стоимость подготовки в ВУЗе равна 145 000 за год.
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Цена двенадцатимесячной программы – 200 000.
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге. Стоимость образования – 135 000 в год.
  • Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации. Цена учебы – 188 500 за год.
  • Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Стоимость обучения – 176 000 в год.

Все указанные образовательные учреждения предоставляют студентам возможность учиться бесплатно, поскольку получают средства из бюджета. Срок подготовки в них составит четыре года для бакалавров и шесть лет – для магистров.

Колледжи и техникумы

Вот пять колледжей и техникумов Москвы и Московской области, где можно освоить профессию.

  • Воскресенский колледж. Стоимость подготовки тут составляет 114 000 в год.
  • Колледж «Подмосковье». Цена двенадцатимесячной учебы – 65 000.
  • Московский Губернский колледж искусств. Размер платы за обучение – 70 000 в год.
  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации. Цена программы – 150 000 за год.
  • Раменский колледж. Стоимость учебы – 54 000 в год.

Ниже представлено пять ССУЗов Санкт-Петербурга, имеющих аналогичную программу подготовки.

  • Колледж экономических международных связей. Стоимость обучения на протяжении двух семестров – 48 000.
  • Санкт-Петербургская евангелическая богословская академия. Здесь обучают только бесплатно.
  • Российский колледж традиционной культуры. Стоимость подготовки в течение двенадцати месяцев равна 38 500.
  • Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий. Цена годичной учебы – 40 000.
  • Санкт-Петербургская православная духовная академия. В этом учебном заведении обучают только на бесплатной основе.

Все указанные ССУЗы (за исключением Колледжа экономических международных связей, Богословской академии, а также Духовной академии) государственные, поэтому в них можно пройти обучение на безвозмездной основе.

Следует отметить, что хотя Богословская и Духовная академии и не являются государственными, учат в них тоже совершенно бесплатно.

Срок учебы составит тридцать четыре месяца для поступивших после одиннадцатого класса и сорок шесть месяцев для тех, кто окончил всего девять классов.

Курсы истории

Азы профессии можно освоить и на специализированных исторических курсах. Вот несколько московских образовательных программ.

  • НОУ «Школа исторических наук». Стоимость – 25 000, срок – два месяца.
  • Курсы при историческом факультете МГУ для школьников. Цена – 30 000, срок – сорок восемь учебных часов.
  • Курсы при Государственном историческом музее. Длятся курсы всего два дня, а посетить их можно совершенно бесплатно.
  • НОУ «Русская школа императорской эпохи». Продолжительность курсов составляет один день. Плата за них не взимается, однако в школу можно сделать добровольное пожертвование, размер которого ученик определяет самостоятельно.
  • Курсы «Постнаука». Стоимость – 10 000, продолжительность – пять дней.

Есть подобные курсы и в северной столице.

  • Школа «Masters». Цена – 15 000, срок – двадцать дней.
  • НОУ «Авеню знаний». Стоимость – 17 500, продолжительность – полтора месяца.
  • Курсы для школьников при СПбГУ. Цена – 20 000, срок – сорок восемь академических часов.
  • Учебный центр «Твоя школа». Стоимость – 16 000, срок – пятнадцать дней.
  • АНО «Руниверс». Цена – 3 000, время – два дня.

Таким образом, профессия историка – интересное направление работы, требующее от специалиста аналитического склада ума, умения работать с источниками информации и творческой жилки. Освоить ее можно в ВУЗе, ССУЗе или на курсах.

С трудоустройством, скорее всего, у выпускника проблем не будет. Кроме того, представитель профессии имеет неплохие перспективы карьерного продвижения. Однако доход историка оставляет желать лучшего.

Это следует помнить при выборе будущей профессии.

Источник: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/istorik.html

Профессия историк — плюсы и минусы выбора – Плюс/минус

Кто такой историк: определение понятия. Эпоха полузнаек: как историков вытесняют из их профессии

Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита).

Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века.

В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается «Повесть временных лет», где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, корифеи XIX века С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.

«Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно», — писал Н.Г. Чернышевский.

Профессиограмма «Историк»

Наименование профессии
историк
Доминирующий способ мышления
адаптация — анализ
Дополнительные способы мышления
приложение — регуляция; креативность &? гибкость
Область базовых знаний №1 и их уровень
гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень
гуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область
история
Межличностное взаимодействие
частое по типу «напротив»
Доминирующий интерес
исследовательский
Дополнительный интерес
конвенциональный; артистический
Условия работы
в помещении; сидячий
Предпочтительный пол

Доминирующие виды деятельности профессии «Историк»:

  • изучение основных исторических событий жизни человечества;
  • изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
  • изучение закономерностей развития общества;
  • установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
  • сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
  • исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
  • оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
  • постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
  • разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
  • участие в археологических раскопках.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:

Способности
Личностные качества, интересы и склонности
  • высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
  • гибкость и самостоятельность мышления;
  • хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
  • высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени);
  • способность воспринимать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
  • наблюдательность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • настойчивость;
  • терпеливость, усидчивость;
  • любознательность;
  • эрудированность, широкий кругозор.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность, рассеянность;
  • неорганизованность;
  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • ограниченность кругозора;
  • отсутствие склонности к работе с документами;
  • отсутствие целеустремленности.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • государственные архивы;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).

?

Вопрос о том, кто такой историк, чрезвычайно важен для понимания специфики исторической науки, поскольку такой индивид является ее главным представителем.

Особенность его научной деятельности заключается в том, что он сам, будучи человеком, изучает человеческую деятельность и отношения в общем. При этом ему как ученому трудно оставаться объективным, особенно при исследовании духовной жизни общества.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.