Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви. Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора»)

Содержание

История русского монашества на Святой Горе Афон. Досье

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви. Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора»)

ТАСС-ДОСЬЕ /Анна Рылова/. 18 мая 2016 г. начинается официальное празднование 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Юбилейные мероприятия призваны подчеркнуть значимость русского культурного и духовного наследия. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории русского присутствия на Афоне.

'/ТАСС'

Святая Гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции (регион Центральная Македония) и омывается Эгейским морем. Высота горы – 2033 м. Добраться на Афон можно только по морю или на вертолете.

Согласно преданию в 48 г. Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел (удел – земля, которая находится под особым покровительством Божией Матери).

В 395 г. Афон вошел в состав Византийской империи. В 880-е гг. император Василий I провозгласил гору местом проживания исключительно монахов.

На Афоне расположено 20 православных мужских монастырей – 17 греческих и три славянских (русский, сербский и болгарский). Древнейший из них – греческая Великая Лавра (Лавра Св. Афанасия). Она была основана в 963 г. Помимо монастырей, на Афоне есть другие поселения – скиты (небольшие монашеские обители) и кельи (уединенные строения, где живут два-три монаха).

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой Горы (Айон Орос) с центром в Карее (Карье). Управление осуществляется представителями всех 20 монастырей.

Святая Гора находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

Согласно Уставу Святой Горы, здесь не могут находиться женщины, за нарушение данного запрета (аватона) греческое законодательство предусматривает уголовную ответственность – до года лишения свободы.

В 1988 г. Святая Гора была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В наши дни Афон является духовным центром православия, местом паломничества многих тысяч верующих со всего света.

Первые русские обители на Афоне

Русские монахи прибыли на полуостров в конце X – начале XI в. Древнейшее русское поселение на Афоне – “обитель Росов”, также известно как монастырь Ксилургу (от греч. “плотник”, “древодел”), так как основным занятием местных монахов было плотничество.

Именно к этому монастырю относится первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой Горе, датированное 1016 г.

Под одним из документов библиотеки Великой Лавры стоят подписи всех настоятелей афонских монастырей, среди которых – “Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов”.

В 1169 г. русским монахам была передана более просторная обитель – монастырь “Фессалоникийца” во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как “Старый или Нагорный Русcик”). После этого обитель Ксилургу стала скитом. Он сохранился до наших дней как скит Успения Богородицы – Панагия Ксилургу.

Русский Афон в XIII-XIX вв

В XIII-XV вв. связи между русским монастырем на Афоне и Русью оказались практически прерваны из-за монголо- татарского нашествия (1237-1480 гг.).

В это время на Афон не поступала помощь и не прибывали новые русские иноки, а большинство насельников были греками. Монастырь приходил в упадок. В XIII в. там случился пожар, уничтоживший большую часть имущества и архивов.

Обитель разоряли крестоносцы и морские пираты, в то время часто нападавшие на Афон.

Восстановлению “Фессалоникийца” содействовала помощь византийского императора Андроника II Палеолога (1259-1332). Впоследствии монастырю оказывали поддержку и другие византийские правители, а также православные сербские короли и цари.

Благодаря этому обитель начала богатеть и расширяться. С конца XV в., после окончания ига на Руси, туда вновь стали прибывать русские послушники. В 1509 г. великий князь московский Василий III взял монастырь под свое покровительство.

Сложные времена в жизни русского монашества на Афоне были связаны с распространением турецкого господства на территории бывшей Византийской империи и растущим противостоянием России и Турции.

Турецкие власти стали препятствовать доступу русских монахов на Святую Гору, что привело к новому упадку русской обители в XVIII.

От полного разорения монастырь спасла финансовая помощь молдавских и валашских господарей (княжество Валахия существовало в XIV-XIX вв. на территории современной Румынии).

Во второй половине XVIII в. монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен на нынешнее место – в более удобную местность на берегу моря. Он получил неофициальное название “Прибрежный Русcик”, в то время как “Старый Руссик” стал скитом.

К середине XIX в. лишь небольшое число насельников монастыря были русскими, настоятелями были греки. Однако с этого времени активную поддержку Пантелеимонову монастырю стали оказывать члены российского императорского дома, русские купцы-меценаты.

На нужды обители выделяли средства Святейший правительствующий синод и правительство. Численность русских послушников снова начала расти, монастырь стал расширяться. В 1875 г.

впервые после долгого времени был избран русский настоятель – архимандрит Макарий (Сушкин), а Свято-Пантелеимонов монастырь официально получил статус русской обители. К концу XIX в. монастырь стал самым многочисленным на Святой Горе.

Русский Афон в XX-XXI вв

После Октябрьской революции 1917 г. и событий гражданской войны (1917-1923) существование русской обители на Афоне оказалось под угрозой. Из-за антицерковной политики советских властей в течение почти 50 лет в монастырь не прибывали новые монахи, а оставшиеся там братья остались без какой-либо помощи и оказались отрезанными от Русской православной церкви (РПЦ).

В 1960-х гг. помощь монастырю была возобновлена, на Афон вновь стали приезжать русские монахи и представители РПЦ. В 1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Это был первый в истории визит главы РПЦ на Афон.

Настоящее возрождение монастыря началось уже после распада СССР. Если в 1981 г. численность монахов составляла 22 человека, то к 1992 г. – 40 человек. В 1992 г. Афон посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ (глава РПЦ в 1990-2008 гг.), в 2013 г. – Патриарх Кирилл (с 2009 г. по н.в.).

Сейчас братия монастыря составляет более 70 монахов (всего на Афоне – около 2 тыс. монахов разных национальностей). При поступлении в монастырь насельники автоматически получают гражданство Греции.

Источник: https://tass.ru/info/3287435

Святая Гора Афон

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви. Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора»)

Удел Божией Матери, Ее земной сад, монашеский рай. Одно из наиболее важных мест на земле. Афон. Среди огромного разнообразия вершин, эта гора – главная для православного христианина. И единственная в мире Святая. Паломничество на нее делит жизнь человека на “до” и “после”.

Удел Пресвятой Богородицы

Гора эта святая не потому, что на ней живут молитвенники. Святость этого места имеет другое, неземное происхождение. Промысел Божий определил будущее Афонского полуострова, а вместе с ним и судьбу всего христианства.

По приглашению Лазаря Четверодневного, к тому времени епископа, Богородица плыла на Кипр. В пути Ее сопровождал апостол Иоанн. Внезапно поднялся сильный ветер и судно понесло к берегу. Сойдя на него, Пречистая сказала: “Место сие да будет Моим жребием.

Благодать Сына Моего пребудет на всех живущих здесь. Сама же стану им Заступницей”.

Сотни раз являлась Богородица святогорским подвижникам, делами доказывая некогда данное обещание. Первые же монахи появились здесь в IV веке. А после турецкого вторжения в Византийские земли уже многие иноки, отшельники и пустынники перебрались сюда. Окончательно название “Святая Гора” закрепилось в ХІІ веке Указом императора Алексея Комнина.  

Становление монашеской республики

В 676 году императорским Указом Афон передан насельникам Горы в вечное пользование. А в 883 году утвержден местом исключительного проживания монахов. Уставная Хартия Афона (Конституция Святой Горы) принята в 1924 году, а ратифицирована в 1926 году. В Греции она носит характер Закона. Статьей 5 Конституции страны за Афоном закреплен особый статус.  

Неоднократно пожары на Афоне уничтожали целые обители. Но еще сильнее жители монашеской горы страдали от набегов иноверцев. Случались они с завидной регулярностью. В начале XІX века Афону грозило полное разорение от турков. Вмешательство русского императора и победа России в турецкой войне полностью изменили ситуацию.

Конституционно-административный уклад Святой Горы

Территориально Афон – часть Греции, ее особая единица. Духовно – единая обитель под руководством Великой Игуменьи Пресвятой Богородицы. По правовому статусу – самоуправляемое объединение 20 православных монастырей под юрисдикцией Константинополя.   

Юлианское летоисчисление используется на Афоне даже в документообороте. Живет Святая Гора по византийскому часовому поясу. Когда заходит солнце, стрелки часов переводят на полночь. Таким образом, разница с остальной Грецией составляет 3 часа.

Верховный законодательный орган (по совместительству и судебный) – Двадцатичисленное Чрезвычайное собрание из представителей всех 20 обителей. Собрание заседает два раза в год в Карее.

Высший исполнительный орган – Священный Кинот. В него также входит 20 антипросопов – по одному из каждого монастыря. 

Распорядительную власть представляет Отдельный Комитет. В нем всего 4 представителя (наблюдателя). Его состав меняется ежегодно 1 июня. По очереди каждый монастырь представляет в Комитет своего наблюдателя.

Государство представлено на Афоне губернатором, он контролирует соблюдение на Горе гражданских прав.

Все святогорцы обязаны принять греческое гражданство. Сегодня на Афоне официально проживает чуть более двух тысяч. Хотя даже в годы турецкого ига насельников Горы было значительно больше. А в начале ХХ века их насчитывалось более 10 тысяч. Что интересно, греков среди них было значительно меньше, чем русских. Только в монастыре Святого Пантелеимоне (Руссикне) проживало 1,5 тысячи монахов.  

Святые подвижники – главное богатство Афона

Афон прославлен святыми, даже имена которых верующий человек произносит с особым трепетом. Считается, что именно на Святой Горе подвизаются старцы-земные ангелы, молитвами которых держится земля.

Их никто не видит, но пока они молятся, Бог прощает человечеству творимое им безумие. По преданию, перед кончиной мира эти молитвенники соберутся на вершине Афона и будут служить последнюю на земле Литургию.

Жители Святой Горы стремятся вести жизнь равноангельскую. За это Бог вознаградил их даром чудотворений, прозорливости, исцелений. Афон – место молитвенного подвига тысяч и тысяч святых подвижников.

Они – соль этого места. Образ жизни на Афоне не подчиняется мирским порядкам. Гору населяют мужи, для которых все земное и тленное не представляет никакой ценности.

В поисках небесного и вечного они отправились на Святую Гору.

Афон открыт для мира. Здесь с любовью принимаю паломников и реагируют на происходящие события. Но несомненно самая важная заслуга святогорцев в том, что они сохранили чистоту православной веры. Афон был, есть и будет форпостом веры, духовным центром православия.  

Монастыри Афона напоминают средневековые крепости. В их стенах располагаются монашеские кельи. А молиться иноки сходятся в храм в центре обители. Кроме монастырей, на горе много келий, калив, исихастерий, кафисм, в которых монахи совершают свой молитвенный подвиг.

О чем нужно помнить паломнику

Попасть на Афон могут не все. Во-первых, ступать на Святую Гору запрещено женщинам. Мужчинам для совершения паломнической поездки необходимо получить диамонитирион – согласие от афонского священноначалия. Тем, кому случилось это счастье, нужно вести себя подобающим образом:

  1. Прежде всего помнить, что на Святую Гору едут не в туристическую поездку. Паломничество – один из видов христианского аскетизма. Афон – удел Пресвятой Богородицы. Ее присутствие ощущается здесь на каждом шагу. К Ней в гости и едут паломники.
  2. Цель афонского паломничества – ощутить непередаваемую словами благодать, обымающую каждого, кто ее жаждет. Обычные мирские радости на Афоне неуместны. Нельзя купаться в море, хотя оно совсем рядом, много фотографировать, громко смеяться, шутить, разводить пикники на природе.
  3. Не ставьте своей целью объехать или обойти несколько монастырей. Пусть это будет один. От проведенных нескольких дней в одной обители вы получите пользы больше, чем от постоянных переездов с места на место.
  4. Есть немало туристов, которые во что бы то ни стало желают взобраться на самую вершину Святой Горы. В духовном плане занятие это опасное – понятия религиозного альпинизма не существует.    

Духовная красота Афона гармонично дополняется красотой окружающих пейзажей, особенно морских. И величием монастырей вздымающих к небу свои купола. Посещение этого удивительного места трогает сердце, питает душу и встряхивает ум, заставляя переосмыслить собственную жизнь и помогая многое в ней исправить. 

Русское монашество Афона

В 2016 году Церковь празднует тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Место это удивительно во всех отношениях. Здесь в первозданной чистоте сохранилась православная вера.

А культура Афона – как осколок оставшегося с давних времен византийского наследия. Простые жители земли здесь появляются и уходят. Святая гора – место постоянного жительства исключительно монахов.

Молитва на Афоне не прекращается ни на секунду.

Паломничество на Святую Гору

Поток паломников из России, иссякший в начале ХХ века, стремительно нарастает в наше время и особенно сейчас, когда стараниями церковноначалия, правительства России и верующих меценатов восстановлено большинство из русского афонского наследия.

Афонское паломничество имеет свои особенности. Поездки на Святую Гору позволены исключительно мужчинам и только по специальному разрешению – диамотириону. По официальной статистике, ежегодно 100 тысяч паломников посещают Афон.

Включая тех, кто участвует в круизных  турах и непосредственно на Святую Гору не ступает.

Русские святыни Афона

Начиналось все из обители Ксилургу, что в переводе с греческого означает “Древодел”. Именно древоделами по роду занятий были первые русичи, поселившиеся на Афоне. Древнейшую русскую обитель, причем не только на Святой Горе, но и во всем мире основали ее дружинники княгини Ольги.

А первый храм – Успенский собор – воздвиг Равноапостольный князь Владимир, почитаемый как ктитор (строитель) Святой Горы. В 1030 году Статус Игуменария Ксилургу был присвоен еще в 1030 году. А именоваться Великой Лаврой монастырь начал в 1048 году.

Своего же расцвета достиг Ксилургу при Ярославе Мудром.

В этой обители  подвизался Антипа – русич из Любеча. Имя его – Преподобный Антоний Печерский – навсегда вписано в историю мирового христианства.  Основатель Киево-Печерской Лавры и отец русского монашества перенес афонский дух на родную землю, сделав Ксилургу центром ее сакрализации. Связь обители с монастырями на Руси никогда не прекращалась. 

Первая же в Древней Руси Лавра – Киево-Печерская – стала образцом, иконой по расположению и по духу Святой Горы Афон, символическая проекция Ксилургу как первообраза. Не случайно главный ее собор, как и в Ксилургу освящен в честь Успения Божией Матери. Впрочем, как и в двух других Лаврах РПЦ, находящихся на территории Украины, – Почаевской и Святогорской.

В 1169 году в бывшей  фессалоникийской обители стал действовать монастырь Руссик. К началу ХVІІ века, щедро одариваемый московскими князьями, он занимал уже пятое место в афонском диптихе. Но в связи с некоторыми таинственными событиями, а после и постоянными турецкими набегами, практически прекратил свое существование. Только через два столетия Руссик отстроили, но уже на другом месте.

К тому времени увеличился поток монахов из России и Малороссии. В основном подвизались они в Свято-Андреевском (до 1841 года – Серайская келья) и Ильинском скитах. Присвоить этим местам молитвенного подвига статус монастырей пыталось русское правительство, но безуспешно.

В 1875 году был основан Свято-Пантелеимонов монастырь, который сегодня входит в число 20 патриарших ставропигий на Афоне и занимающий в афонской иерархии 19 место. К началу ХХ века в нем подвизалось 1,5 тыс. монахов.  А на всей Горе русских было 5 тысяч. Для сравнения: в афонских святынях в наше время официально подвизается менее сотни русских монахов.

Последующие события в России определили судьбу афонских русских обителей на ближайшие десятилетия. И была она незавидной. В конце прошлого века русское наследие на Афоне представляло собой жалкое зрелище.

Некогда самый крупный афонский монастырь – Свято-Пантелеимонов, представляющий собой целый город, лежал в руинах.

В 80-е годы сюда приехали подвизаться 30 монахов, хотя рассчитана обитель на более чем две тысячи человек.

Подвижники хотели пригласить для духовного руководства опытного греческого монаха. Но от такого шага их уберег Преподобный Паисий Святогорец. Он посоветовал им хранить и приумножать русские традиции.

  Преподобный Паисий говорил: “Исключительная черта русских – любовь к церковной службе. Это не часто можно встретить в других обителях, а потому нужно сохранить и приумножить”.

Как любят говорить нынешние обитатели Нового Руссика: он научил нас любить русский монастырь.

Первым светским лицом-руководителем России, посетившим Афон, стал Владимир Путин. В 2005 году это был частный визит. Президент посетил Святую Гору как паломник. А в 2016 году посещение Афона было частью официального визита Владимира Путина в Грецию.

Русские святые Афона

Преподобный Антоний стал первым русским святым, имя которого вписано в историю Афона. Гора воспитала святых, с именем которых связано распространение монашества на Руси.

Преподобный Паисий Величковский – основатель Ильинского скита на Афоне. Учитель монашества на Руси. Восстановил традиции исихазма и ввел в практику монашеской жизни умное делание. Стал основоположником старчества. Великие русские старцы, в том числе оптинские, были его учениками. Преподобный Паисий перевел на славянский язык многочисленные святоотеческие труды.  

Преподобный Силуан Афонский. Духовная высота этого святого подвигла Иосифа Исихаста оставить свою пустынь и спуститься к русскому монастырю для духовного совета. Молитвенник, аскет, “один из избранных” жаждал беседы с человеком, имеющим опыт богообщения. И таким человеком стал преподобный Силуан Афонский.

Старец Тихон Благословенный (Голенков) – духовный наставник Преподобного Паисия Святогорца. Аскет в самом строгом понимании этого слова, один из наиболее почитаемых на Святой горе подвижников. В монастыре Ставроникита готовится к выходу книга о старце Тихоне.  

Это лишь самые яркие имена святых, связавших своим молитвенным подвигом Афон и Святую Русь. Светильников веры намного больше. Тысячу лет они окропляют своими слезами благословенную афонскую землю. И так будет продолжаться до скончания века. Будет Афон – будет и русское монашеств на нем.  

Источник: https://www.dostoino.pro/o-fonde/gora-afon.html

История Святой Горы Афон, от древности до современности

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви. Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора»)

Святая Гора Афон – удивительное место, где расположилась уникальная монашеская республика. Здесь из поколения в поколение переходят духовные традиции православия, которые веками бережно хранятся монахами уже более тысячи лет. Сейчас Святая Гора считается главным оплотом христианского монашества.

Живописные склоны полуострова, погруженные в чистые воды Эгейского моря, величественный столп горы Афон и ценные христианские реликвии были притягательны для разного рода захватчиков. И потому в книге истории Афона есть страницы расцветов и упадков. Но никакие препятствия не смогли помешать благому предназначению – освещению всех православных людей светом веры.

Афон в древности

Человек жил на Афонском полуострове с давних времен, чему способствовали мягкий климат и красота природы, свойственная полуострову Халкидики. Сохранились свидетельства в произведениях древних историков о существовании на Афоне поселений, основанных еще за тысячу лет до Рождества Христова. Но точное расположение этих городов установить так и не удалось.

Особенности местного рельефа позволяли вести греческим племенам достаточно уединенный образ жизни. Люди, в основном, вели сельское хозяйство, занимались ловлей рыбы и животноводством.

Морские пути, соединяющие Грецию и Восток, проходили через Афонский полуостров, а величественный Афон служил морякам в качестве маяка.

Но эти процветавшие города по неизвестным причинам пришли в упадок, поэтому к моменту зарождения на Горе монашества, все там пребывало в запустении.

Изначально монахи, пришедшие на Афон, селились в горах. Но от тех обителей, которые построили древние иноки, остались только развалины из-за непрестанных набегов варваров. Потому, в частности, и не сохранились письменные свидетельства о начальном периоде афонского монашества. Предполагается, что первые обители появились на Афоне во времена равноапостольного Константина.

А в 691-692 годах после Трулльского Собора Афон был превращен в исключительно монашеское сообщество, где нашли свое пристанище многие скитальцы, которые были изгнаны из своих родных городов.

Византийский расцвет Святой Горы

Изначально монахи делили территорию полуострова с мирянами. Но, начиная с 883 года, для монашеской республики на Афоне наступили времена расцвета, когда взошедший на престол Василий Македонянин подтвердил своим указом исключительное право монахов проживать на Афонском полуострове. И пастухи с землепашцами покинули святые земли.

В целом, в IX веке Святая Гора была признана ведущим монастырским центром Востока. К этому времени монашество представляло три отдельные формы: отшельническая, скитская и общежительная. Все три формы проживания были закреплены в Уставе Святой Горы, как равноправные и одинаково допустимые.

Работа над Уставом велась, в частности, отцом Петром Афонским и преподобным Евфимием Новым (Солунским), которые представляли разные направления форм проживания монахов. Именно тогда Святая Гора и была признана независимой и самоуправляемой. И принятые с тех пор правила монашеской жизни остаются неизменными до сих пор.

Тяжелые испытания для Афона

После периода расцвета политические противоречия, набеги пиратов и варваров стали тяжелыми жизненными испытаниями для Афона. А в 1205 году Святая Гора подверглась опустошающему захвату еретиков-крестоносцев. Они на протяжении целого столетия грабили монастыри и другие монашеские поселения. Именно в этот период Афон лишился множества ценных христианских реликвий.

В 1308 году на Афон началось нашествие каталонцев, которые были наняты для войны с турками, но вскоре выступили против Византии.

Западные наемники не погнушались убивать как мирян, так и монахов, они же до основания разрушили часть обителей на Афоне.

А после захвата Салоник турками в 1430 году, Святая гора стала считаться тимаром (поместьем) католического епископа Севастийского, который угнетал подвластные ему области.

Затем была предпринята попытка силой навязать афонским монахам объединение церквей, последовавшее после принятия в 1724 году Лионской унии. Но предпринятые униатами усилия – ссылки и конфискации имущества, заточения и даже пытки – не сломили дух монахов. Святогорцы остались верны православию и своим традициям.

Масштабы катастрофы на Афоне, разразившейся в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, можно отобразить таким фактом – за этот период число обителей уменьшилось более чем в 10 раз. Да и наступивший затем XVIII век стал временем общего упадка монашества на Святой Горе в связи с оккупацией этой территории турками и проводимыми ими репрессиями.

А с сентября 1829 года, когда между Россией и Турцией был подписан Адрианопольский мирный договор, ситуация на Святой горе стала урегулироваться. Но только в апреле 1830 года, после окончательного ухода турков, монахи смогли начать возвращение на родные земли Афонского полуострова, везя с собой спасенные ценные реликвии, уникальные рукописи и Святые мощи.

Афон в составе Греции

После освобождения от турецких оккупантов судьба Афона была неясна. И на Лондонской конференции в 1913 году Россия предложила признать Афон независимым государством, которое возглавил бы Вселенский патриарх.

Но священный Кинот Святой Горы воспротивился и издал постановление, согласно которому монахи признавали над собой только власть греческого короля Константина.

Поэтому особой исторической вехой для афонского монашества стал 1923 год, когда Лозаннским договором над Афонским полуостровом был закреплен суверенитет Греции.

Во времена Мировых Войн и в период Гражданской войны в Греции монашество Афона пережило немало трудностей. Все это привело к значительному сокращению численности монахов на протяжении большей части XX века. В 1971 году население Святой Горы было минимальным (было зафиксировано всего 1145 монахов).

Но с тех пор наблюдается неуклонный рост численности афонского монашества. А демократизация Греции и включение Афона в список наследия ЮНЕСКО, произошедшие в последней четверти XX века, привела к резкому подъему интереса к Святой горе – как с религиозными, так и с туристическими целями.

Современное афонское монашество

В настоящее время Афон, несмотря на все тяготы, переживает очередной этап своего возрождения. На Святую Гору пришли новые последователи, кому старцы могут передать традиции Святой Горы, и ранее передававшиеся из поколения в поколение.

Население Афона пополнилось в настоящее время людьми самых разных профессий и возрастов, в том числе и молодыми людьми с высшим образованием. И все они решили стать частью вековых традиций Афона.

Оплот православия сейчас силен, как во времена своего самого яркого расцвета.

Немалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой горы сыграли старцы Афона – харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков.

Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, отца Софрония и Силуана Афонского.

Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/palomnichestvo/245-athos-history

Святая гора Афон в Греции

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви. Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора»)

Афон — это земля, окруженная особой таинственной атмосферой. Здесь нашли приют тысячи монахов, и постоянно приезжают христианские паломники, желающие прикоснуться к истокам истинной веры.

Общая информация об Афоне

Площадь иноческой земли составляет 335,63 квадратных километров. На территории полуострова находится двадцать монастырей. По состоянию на 2001 год Афон населяло 2262 человека. Столицей избран город Карея.

Святая гора Афон в Греции

Рельеф полуострова плавно переходит от равнины к скалистой цепи гор. Венчает горный массив Святая гора Афон, высотой 2033 метра. Для летоисчисления на Афоне используется юлианский календарь. Причём в документообороте тоже.

Важно! 4 апреля 1998 года Афон причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Афона

По историческим данным, первыми, кто поселился на Афоне, были фракийцы. Хороший климат и удачное расположение способствовали ведению уединенного образа жизни. Произошло это примерно за тысячу лет до Рождества Христова.

Интересно! Согласно фракийской легенде, название горы произошло от имени титана Афона. Во времена войны богов Олимпа и титанов, Афон сражался с Посейдоном. Он запустил в него огромный камень, но промахнулся, и камень упал в море. Этот камень и стал Святой горой, впоследствии.

Спустя 500 лет на полуостров попадают греки. Обосновавшись на новых землях, они принесли с собой и свою культуру. Примерно с 691 по 692 годы нашей эры данное место становится полностью монашеской обителью. В 1144 году ей официально присвоено звание Святой горы Афон.

Император Алексей Комнин так назвал гору в своей грамоте, адресованной монастырю Великая Лавра.

Православные храмы Греции:

Существует ещё одна легенда, по словам которой, в 49 году корабль с Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом на борту, попал в шторм и его вынесло к берегам полуострова. Богородица была поражена живописностью края. По молитвам и просьбам Марии, Господь отдал под её покровительство Афон. Монахи по сей день часто называют гору «Сад Богородицы» или «Удел Богородицы».

Святая гора Афон собирает ежегодно тысячи паломников из разных уголков мира. Здесь много веков подряд монахи совершают свой благочестивый подвиг во имя веры и хранят религиозные традиции в их первозданной чистоте.

Географическое и политическое положение острова

Полуостров Халкидики напоминает трёхпалую кисть. Её восточное ответвление, которое и является афонским полуостровом, окружено водами Эгейского моря и залива Сингитикос.

Территория Афона в юридическом плане не зависит от официальных греческих властей. Афон — это самоуправляемое монашеское государство, подчиняющееся Константинопольскому патриархату.

Монастырь Ксенофонт на святой горе Афон в Греции

На документальном уровне суверенный статус Афона закрепили Лозаннским договором в 1923 году. С 1926 года он входит в состав греческого государства.

Климат и природа

На афонском полуострове довольно жаркое субтропическое лето и мягкая дождливая зима. Самым комфортным временем года паломники называют осень. В это время уже не так жарко, как летом, но и до влажной зимы ещё далеко.

Православные святые Греции:

Вокруг простираются зеленые лесные массивы. На горе Афон сохранилось много редких растений. Монахи обеспечивают себя всем необходимым. Здесь можно увидеть раскинувшиеся виноградные и оливковые рощи, сады с фруктовыми деревьями.

Пресную воду берут из высокогорных родников.

Монастыри Афона

Афонские земли разделены между общинами двадцати монастырей. Обители живут по строгому уставу. Запрещается основывать новые поселения. Ежегодно от четырёх монастырей выбирают представителей, которые войдут в состав Священной эпистасии, принимающей на себя управленческие функции.

С течением времени сформировалось пять монастырских групп:

  1. В первую вошли Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
  2. Вторая группа состоит из Иверского монастыря, Симонопетра, Филофея, Пантократора.
  3. Третья включает Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникиту.
  4. Четвертая группа — это Констамонит, монастырь Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.
  5. В составе пятой — обитель Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.

Статус обители в иерархии монастырей определяет возможность участия в вопросах управления и даёт право на владение территориями.

Свято-Пантелеймонов монастырь на греческой горе Афон

Великая Лавра — наиболее древний монастырь. Её основатель — святой Афанасий. Появление обители относят к 963 году.

На территории Лавры есть монастырь с ценными реликвиями и фресками. Например, там есть кусок дерева с Креста Господня и мощи святых. Там же хранится жезл и крест святого Афанасия.

В монастыре имеются чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса».

На заметку! В подчинении монастырей действует 12 скитов. Они не имеют никаких прав, полностью подчиняясь порядку, установленному монастырём, в ведении которого находятся.

Святые Афона

На Святой горе почитают память многих святых, которые при жизни готовы были претерпевать любые муки и несли христианскую веру в мир.

Одним из ярких примеров был преподобный Агапий.

По преданию, монах был захвачен пиратами, приставшими к берегам Афона, и продан в рабство мусульманину. Он провёл в тяжёлом труде и повиновении долгих 12 лет, молясь о спасении.

Однажды ему явилась Богородица, расковала цепи и приказала бежать на Афон. Так Агапий и сделал. Придя к афонскому старцу, Агапий был отвергнут. Старец сказал, что он ответит перед Богом за свой поступок.

Ему было велено возвращаться и служить хозяину.

По словам старого монаха, как только Господь благословит его, мусульманин отпустит Агапия. Только так он найдёт своё спасение. Преподобный Агапий выполнил наставление старца и вернулся. Мусульманин был поражён преданностью вере своего раба. Вместе с сыновьями и Агапием он поехал на Афон. Там они приняли православие и до самой смерти жили на Святой горе в смирении и молитве.

Святая гора Афон и русские паломники

В исторических свидетельствах записи о посещении горы Афон русскими паломниками появились во времена, относящиеся к крещению Руси. Одним из первых сюда прибыл Антоний Печерский. Монах долгое время провёл на Афоне, а затем отправился в Киев, чтобы там проповедовать православие и основал Киево-Печерскую лавру.

Сведения о появлении на полуострове русского монастыря относятся к 1016 году. Никто не может точно сказать где он располагался, но, предположительно, это обитель «Ксилургу».

Свято-Пантелеимонов монастырь. Интерьер храма Рождества Пресвятой Богородицы

Начиная с 1870 года русским признан Свято-Пантелеимонов монастырь.

Эта обитель на сегодняшний день является мощным центром русского православия, куда приезжает множество российских паломников.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре в своё время жил великий подвижник — старец Силуан Афонский, который канонизирован и почитается

Иверский монастырь (гора Афон)

Иверский монастырь основали грузины в 980 году. Он занимает третье место в святогорской иерархии. В его стенах хранится очень почитаемая среди русских православных Иверская икона Богородицы.

Как добраться до Афона

Чтобы добраться до святой горы, нужно преодолеть непростой путь, ведь Афон находится в той части полуострова, куда обычным мирянам вход строго воспрещён. Прежде всего, необходимо приехать на полуостров Халкидики. В процессе путешествия придётся совершить не одну пересадку.

Сначала нужно добраться в Салоники. В Салоники отправляются авиарейсы, но можно доехать из любого другого греческого города на автобусе или поезде. Чтобы попасть на Священную гору Афон с Халкидики, понадобится приехать в порт Дафни.

Из Салоников курсируют автобусы до городка Уранополиса. Стоимость билета составляет 12,5 евро. Всего на путь к Уранополису придётся потратить около двух с половиной часов.

Можно сократить время на поездку, воспользовавшись такси, но тогда нужно заплатить на порядок больше — от 120 до 140 евро.

В Уранополисе туристы и паломники получают разрешение на посещение Афона. Туда лучше приехать пораньше, чтобы не опоздать на паром, идущий в Дафни. Из Салоников автобусы отправляются в 5:30 и в 6:15.

Важно! Разрешения получают с половины восьмого утра. Отправление парома — в 9:45. Те, кто не получил разрешение, не допускаются на борт судна.

Паром плывёт до места назначения два часа. Услуга переправы обойдётся пассажиру в 8 евро.

Кроме того, можно отплыть на катере частного извозчика. Их курсирует из Дафни несколько. Быстроходные катера стоят немного дороже — 10 или 12 евро. Но путь на них займёт гораздо меньше времени и на Афон получится попасть максимум за полчаса.

Единственное, нужно заранее позаботиться о заказе места.

Виза для посещения

Для посещения Афона мужчины должны получить разрешение — диамонитирион. Запрос на получение подаётся за 30 дней до даты прибытия. Подача заявления бесплатна.

Само разрешение оплачивается при получении в Уранополисе и стоит 25 евро. Процедура осуществляется через Паломническое бюро.

Необходимо туда сообщить срок, в который планируется приехать, и отправить ксерокопию первой страницы загранпаспорта.

Святую Гору Афон посещают ежегодно сотни тысяч паломников

Пребывать на территории Афона по визе можно четверо суток. Для ночлега можно выбрать любой монастырь, плату за это не берут. В Карее, при желании, продлевают действие разрешения.

На заметку! Оформление визы можно осуществить и через туристические агентства, но такая услуга обойдётся примерно в 100 евро.

Правила посещения

Для тех, кто хочет побывать на Святой горе, есть свод правил, которым нужно неукоснительно следовать.

Несмотря на хлопотание ЕС по поводу пропуска на полуостров женщин, монахи непреклонны. Так, на Афон допускаются только мужчины с визой. Клирики также получают соответствующий пропускной документ от Вселенского патриархата.

От туристов и паломников требуется соблюдать некоторые правила при посещении этого места:

  • При нахождении на Афоне необходимо соблюдать режим дня, которого придерживаются монахи.
  • Одежда должна закрывать плечи и ноги, не быть вызывающе яркой.
  • На Афоне нельзя громко разговаривать, употреблять нецензурную лексику, загорать или купаться.
  • Снимать на видеокамеру также не разрешается. Фотографировать позволительно с согласия монахов.
  • Можно приобрести сувенирную продукцию, которую изготавливают иноки.

Это место излучает мощную обновляющую энергетику. Многие паломники отмечали, что после посещения Афонской земли обретали душевный покой и внутреннюю полноту.

Женщины на горе Афон

В соответствии с правилами монашеского устава Святой горы, на неё не допускаются женщины и дети до 12 лет.

Важно! За нарушение порядка представительницам прекрасного пола могут дать до 1 года тюремного заключения. Это условие нарушается только в экстремальных ситуациях, когда жизнь женщин и детей под угрозой.

В таком случае им позволяют укрыться в стенах церкви.

А в обычном режиме женщины могут осмотреть Афон с комфортабельного парохода, который с этой целью курсирует вдоль побережья полуострова.

С него открываются виды на древние постройки монастырей, гору и окружающую живописную природу.

Однако в селении Суроти действует обитель, которая открыта для посещения женщинами. Её основателем является святой Паисий Святогорец. Он покровительствовал монахиням монастыря и там покоятся его мощи, обладающие чудотворной силой.

Документальный фильм о святой горе Афон

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/svyataya-gora-afon-v-gretsii.html

Можно ли нашим паломникам посещать Святую Гору Афон?

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви. Духовный центр православия Гора Афон («Святая Гора»)

В последнее время в печатных и интернет изданиях появилось множество статей, говорящих о том, что Святая Гора Афон не подчиняется Патриарху, и, следовательно, последние ограничения Русской Православной Церкви на территорию Афона не распространяются.

Athos Guide попытался разобраться, правы ли СМИ и что делать паломникам, желающим посетить Святую Гору.

Мы апеллируем только проверенными фактами (источниками) и официальными заявлениями представителей РПЦ.

15 октября 2018 года в Минске  состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, по итогам которого был составлен документ – Заявление Священного Синода.

В заявлении сказано следующее: « … для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах» (pravoslavie.ru)

Речь идет о, так называемом, Евхаристическом общении – возможности совместного служения литургии епископами или священниками.

Напомним, что недавно в интернете были опубликованы дезинформативные статьи, в которых якобы были озвучены «официальные» заявления Священного Кинота Святой Горы и Русской Православной Церкви. Афон до сих пор хранит молчание и никак не комментирует сложившуюся ситуацию.

22 октября состоялась Мультимедийная пресс-конференция, посвященная кризису в православном мире.

Участвовавший в конференции представитель Русской Православной Церкви, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, священник Александр Волков, разъяснил последние заявления, так взбудоражившие верующих.

Можно ли заходить в храмы Константинопольской Патриархии?

«По счастью, мы в православии друг с другом объединяемся только на духовном уровне и никаких документов, паспортов, подтверждающих православность или юрисдикционную принадлежность того или иного православного человека, у нас нет, поэтому, мы можем говорить только о голосе совести любого человека, который отождествляет себя с той или иной поместной православной церковью».

«Решения Священного Синода русской церкви конечно совершенно обязательны, но  в этих решениях содержится лишь одно такое запрещение для наших прихожан, и оно связано именно с евхаристическим общением, с участием в таинствах. … Но это не означает того, что кто-то может быть лишён возможности посетить тот или иной храм, поклониться его святыням или поехать на Святую Гору Афон».

Можно ли совершать паломничество на Святую Гору Афон?

«… все монастыри Афона являются юрисдикционной частью Константинопольского Патриархата … из этого вытекает следствие для любого православного человека, относящего себя к русской церкви – невозможно причащение в монастырях, но, опять же, можно эти монастыри посещать … и если кто-то хочет и испытывает горячую нужду именно сейчас, в это непростое время, посещать Святую Гору Афон, он может это делать беспрепятственно

«Афон относится к древнейшим и очень важным духовным центрам для всего мирового православия, вне зависимости от его нынешней юрисдикционной принадлежности, и никто никогда не будет оспаривать святости насельников Святой Горы и духовного опыта, который всякий человек там получает».

«Никакого формального запрета на посещение ни афонских монастырей, ни храмов Константинопольского Патриархата … у членов русской православной церкви нет».

(Из видео pressmia.ru)

Мнение четкое и однозначное. Если Вы запланировали поездку на Святую Гору с целью приложиться к святыням, помолиться и посетить это святое место, то помешать Вам ничто не в силах. Русская Православная церковь не отрицает святости Афона.

О Вселенском Патриархе

Ответить на вопрос, подчиняется ли Святая Гора Вселенскому Патриарху, поможет официальный документ – Уставная Хартия Святой Горы Афон – «конституция» монашеского государства.

Самая первая статья этого устава упоминает Вселенского Патриарха: «Уставная хартия Святой Горы Афон от 10 мая 1924 года … заверенная Вселенским Патриархом».

  Афон, действительно, является самоуправляемым монашеским государством, управление которого осуществляется Синаксисом (парламентом), состоящим из  представителей 20 афонских монастырей. Главным «судьей» по духовным вопросам является Вселенский Патриарх  (статья 43).

Особножительные монастыри Афона, желающие стать киновиальными (общежительными), должны также заручиться специальным указом Вселенского Патриарха (статья 85).

В положении 5 Уставной Хартии сказано, что все монастыри Святой Горы, Патриаршие и Ставропигиальные, подчиняются духовному руководству «Великой Восточной Православной Церкви Христа» и не поминают никого, кроме Вселенского Патриарха. Всего в Уставной Хартии Вселенский Патриарх упоминается около 20 раз.  

Для того чтобы понять роль Вселенского Патриарха нужно разграничить духовное и внутреннее управление монастырей Афона.

«Самоуправляемость» не означает вседозволенность; монастыри живут и действуют в соответствии с Уставной Хартией Святой Горы и с Уставом каждого конкретного монастыря.

Вселенский Патриарх, тем не менее, является высшим духовным чином для всего православного мира (“первый среди равных”), не исключая и сам Афон.

Источник: https://athos.guide/blog/mozhno-li-nashim-palomnikam-poseschat-svyatuyu-goru-afon

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.