Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки. Крупнейшие морские катастрофы в истории. фото

Содержание

Крупнейшие морские катастрофы в истории. ФОТО

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки. Крупнейшие морские катастрофы в истории. фото

С тех давних пор, когда человек стал мореплавателем, он постоянно сталкивался с опасностью погибнуть в морях.

Подводные рифы и скалы, «волны-убийцы», пресловутый человеческий фактор и другие причины приводили и, возможно, будут приводить к катастрофам на морских просторах.

Даже двадцатый век с его стальными и прочными кораблями, молниеносной связью и радарами не спасал судна от гибели. Где же и по каким причинам происходили известные кораблекрушения в мировой истории?

1

«Титаник» – главная морская катастрофа XX века
Британский лайнер заслужил звание самого узнаваемого затонувшего корабля в мире. Этому способствовало многое.

Ещё до пуска на воду газеты и журналы называли «Титаник» непотопляемым, и за дело – трюм и нижние палубы были оснащены герметичными дверьми, а двойное дно позволяло сохранять плавучесть при течи.Ажиотаж вокруг популярного и роскошного лайнера привёл к тому, что билеты на его первый и последний рейс из Великобритании с США оказались дороже, чем на другие аналогичные корабли.

Речь идёт не только о первом классе, места в котором поспешили занять некоторые известные предприниматели, писатели и общественные деятели. Внимание публики лишь усилило впечатление от грядущей трагедии…

Встреча с айсбергами была обычной угрозой для судов в Северной Атлантике в весеннее время года, но огромные льдины часто оставляли кораблям лишь царапины.

Командование «Титаника» (который, напомним, был прозван «непотопляемым») и представить не могло тяжёлых последствий от столкновения со льдами. К тому же нужно было соблюдать график и идти на высокой скорости.

2

На пятый день своего путешествия из британского порта Саутгемптон в Нью-Йорк, в ночь на 15 апреля 1912 года, «Титаник» столкнулся с айсбергом. Было темно, и преграду вовремя не заметили.

Длинные пробоины позволили воде заполнять трюмы выше переборок. Спустя два с половиной часа корабль ушёл под воду.

Из-за недостатка шлюпок около полутора тысяч человек не смогли спастись и утонули в водах океана.

3

«Донья Пас» – столкновение парома с танкеромПосле крушения «Титаника» самой крупной морской катастрофой в мирное время стала гибель филиппинского парома «Донья Пас». Его история совсем не похожа на историю дорогого и новенького лайнера. На момент крушения «Донья Пас» служила людям уже два десятилетия.

Паром был построен японцами и после многих лет эксплуатации продан в Филиппины.Бедная азиатская страна до последнего использовала судно на своих внутренних морских линиях.

Навигационных приборов на нём не было, на капитанском мостике в момент катастрофы находился всего один человек – ученик матроса, а остальная команда в кубрике смотрела телевизор и пила пиво.20 декабря 1987 года «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор» с нефтепродуктами на борту.

Экипаж танкера, кстати, тоже не проявил особой бдительности и профессионального отношения к своим обязанностям – попыток заранее изменить курс он не принял. Танкер загорелся, оба судна начали тонуть, а пассажиры в панике бросались в воду, где на поверхности уже разливалось горящее топливо.

Из-за крайней переполненности парома точное число пассажиров было неизвестно, поэтому жертв посчитали не сразу, а лишь после многолетнего расследования. Погибших, как выяснилось, было почти 4,5 тысячи. Выжило в катастрофе только 24 пассажира.

4

«Султанша» – крупнейшее речное кораблекрушение
Не только морские просторы таили в себе опасности для кораблей. Самым масштабным крушением на речных водах считается гибель американского парохода «Султанша», курсировавшего по реке Миссисипи в 1865 году.

В США в этот год закончилась Гражданская война, и пленные северяне наконец получили свободу. Капитан корабля «Султанша» Джеймс Мэйсон согласился принять на борт две с лишним тысячи бывших пленников и переправить их в северные штаты.

В середине ночи 27 апреля 1865 года на корабле взорвался котёл.

Часть палубы вместе с мирно спавшими на ней людьми – которым больше негде было разместиться – рухнула вниз. Одна труба от мощности взрыва отлетела за борт, а другая упала на носовую часть корабля. Деревянный корабль легко загорелся, а встречный ветер по ходу движения судна лишь усиливал пожар.

Часть людей спаслась в шлюпках, часть – вплавь, но тем не менее, число погибших превысило 1700 человек.

5

Точные причины взрыва установить не удалось. Скорее всего, сыграли свою роль и плохая конструкция котлов, и использование грязной воды из Миссисипи, засорившей механизмы, и переполненность корабля. Встречались и более экзотические версии: бывший агент южан Роберт Лауден впоследствии говорил, что это он заложил на судне бомбу – хотя, вероятно, это заявление было чистой бравадой.

6

«Новороссийск» – взрыв на боевом постуВоенные корабли часто гибнут во время сражений. Итальянский линкор «Джулио Чезаре» пережил две мировых войны и был передан Советскому Союзу в счёт репараций.

Устаревший на тот момент корабль несколько лет ремонтировали и в 1955 году включили в состав Черноморского флота под названием «Новороссийск».

По некоторым оценкам, на тот момент его можно было считать самым сильным советским боевым кораблём.

7

Корабль «Джулио Чезаре» перед передачей в СССР«Новороссийск» служил новой родине совсем недолго, лишь несколько раз выйдя в море для отработки боевых задач и поучаствовав в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя. Ночью 29 октября 1955 года на пришвартованном корабле раздался взрыв.

Корпус был пробит, а более 150 человек в носовых кубриках погибло.Причины взрыва остались неясными. Диверсию со стороны зарубежных государств доказать не удалось. Официальное следствие посчитало, что наиболее вероятным источником взрыва была немецкая донная мина, поставленная в бухте ещё в период войны.

Линкор «Новороссийск» на рейде Севастополя

Катастрофа, к сожалению, не закончилась взрывом. «Новороссийск» тут же попытались отбуксировать на мелководье, но его носовая часть села на грунт и корабль стал стремительно крениться на бок, а затем и вовсе ушёл под воду.

Решение об эвакуации моряков было принято слишком поздно, и они оказались заперты в опрокинувшемся корабле. Счёт ушедшим жизням в итоге перевалил за 800 человек.

8

«Трешер» – крупнейшая гибель подводной лодкиГлавной катастрофой в российском подводном флоте считается гибель «Курса». Однако в мировой истории был похожий случай, который привёл к смерти более многочисленного экипажа.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» в 1963 году проводила испытания на прочность при глубоководных погружениях.10 апреля 1963 года в водах Атлантического океана «Трешер» должен был опуститься на тестовую глубину в 360 метров. Приближаясь к этой глубине, лодка перестала отвечать на вызовы.

В последнем и сильно искажённом сообщении с лодки удалось разобрать слова «предельная глубина», за которыми последовал шум. Впоследствии его идентифицировали как шум разрушающегося корпуса.

Как установило следствие, из-за некачественной пайки шва вода проникла в реактор, и он отказал.

Лодка не смогла всплыть и стала опускаться на дно вплоть до разрушения прочного корпуса. 129 человек на борту утонули вместе с ней.

9

«Адмирал Нахимов» – столкновение двух судов
Даже при наличии современных навигационных приборов возможны столкновения кораблей из-за человеческого фактора. Таким примером стала история крушения советского пассажирского парохода «Адмирал Нахимов».

Судьба корабля была чем-то схожа с «Новороссийском»: он также был построен за рубежом, в Германии, и после войны был передан советскому флоту.Несмотря на возраст, «Адмирал Нахимов» совершал круизы без аварий и происшествий. Он успешно перевозил пассажиров на дальние расстояния, вплоть до Кубы и Саудовской Аравии.

Износ судна давал о себе знать, и в конце 1986 года его планировали списать с баланса Черноморского пароходства.

К сожалению, обстоятельства сложились иначе. Вечером 31 августа 1986 года, совершая рейс из Новороссийска в Сочи, «Адмирал Нахимов» пересёкся курсом с другим кораблём – сухогрузом «Пётр Васёв».

Произошло это из-за несогласованных действий экипажей: пассажирский лайнер слегка изменил свой курс, а капитан «Петра Васёва» не учёл этого и вовремя не обратил внимания на экран радиолокационной обстановки.

10

«Пётр Васёв» после столкновения

Сухогруз протаранил «Адмирала Нахимова». Лайнер сильно накренился, из-за чего спустить шлюпки на воду было невозможно. «Адмирал Нахимов» ушёл под воду всего лишь через 8 минут после столкновения.

Пассажиры в спешке спасались на плотах или вплавь, кто-то вследствие паники даже не успел выбраться из кают и коридоров, а многим не хватило даже спасательных жилетов. Более 400 человек из 1200 находившихся на борту не пережили эту ночь.

 Источник: https://kulturologia.ru

Источник: https://novosti-n.org/ukraine/read/207764.html

Крупнейшие морские катастрофы в истории

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки. Крупнейшие морские катастрофы в истории. фото

В результате индустриализации и развития промышленности в начале XX века, в ведущих странах мира началось крупномасштабное строительство кораблей с большим водоизмещением на паровых двигателях. На воду спускались огромные пассажирские суда, вместимость которых измерялась тысячами мест.

Паровые двигатели позволяли совершать дальние путешествия по миру. Замена деревянного корпуса стальным сделало материалы более дешевыми и прочными, тем самым обеспечивая кораблестроение всеми необходимыми ресурсами.

Но несмотря на улучшение качества судостроения, корабли тонули не реже, чем в 18 или XIX веке, только масштаб кораблекрушений был глобальнее за счет количества жертв.

Эта статья расскажет вам про самые крупные морские катастрофы в истории.

Подводная лодка «Курск»

На 10 месте по количеству жертв находится подводная лодка «Курск», затонувшая в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

Причиной является взрыв торпеды в торпедном отсеке, однако, по неофициальной версии «Курск» был атакован ВМС США — подводной лодкой «Мемфис».

Существует мнение, что российское правительство сознательно скрыло нападение американцев, чтобы избежать международного конфликта. Жертвами стали 118 человек. Не выжил никто.

Столкновение лайнера «Адмирал Нахимов»

9 место. Столкновение советского лайнера «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев» 31 августа 1986 года в Черном море. Оба капитана были осуждены.

Капитан корабля «Петр Васев» доверившись системе автоматизированной радиолокационной прокладке курса (САПР), не менял направление и скорость вплоть до нахождения критического расстояния от «Адмирала Нахимова».

Другим немаловажным фактором является то, что капитаны кораблей никак не могли установить связь друг с другом до договориться кто кому должен уступить. Сухогруз протаранил пассажирский пароход под углом в 110 градусов. За 8 минут «Адмирал Нахимов» погрузился под воду. Погибло 423 члена экипажа.

Советский линкор Новороссийск

8 место занимает «Новороссийск» — советский линкор, полученный СССР за счет репарации из итальянского военного флота.

29 октября 1955 года корабль «Новороссийск» был потоплен, подорвавшись на мине в Черном море, однако, существует версия, засекреченная Советским союзом, по которой линкор взорвался в результате действия итальянских диверсионных групп.

Итальянское правительство не хотело оставлять гордость национального флота в руках врага, поэтому подстроили диверсию на «Новороссийске». В результате катастрофы погибло 604 члена экипажа.

Американский корабль «Истленд»

На 7 месте находится американский корабль «Истленд» затонувший 24 июля 1915 года на озере Мичиган. Туристическое судно было рассчитано на 1000 пассажиров, однако, на борт было продано 2500 билетов.

После того как капитан приказал отдать швартовый, корабль медленно повалился на правый борт, пассажиры начали паниковать. Переполненный пассажирский пароход повалился на левый борт, от переполненного груза в виде лишних полторы тысячи пассажиров. Погибло 845 человек.

По решению суда виноват оказался механик, неравномерно заправивший балласты.

Паром «Эстония»

6 место занимает паром «Эстония», затонувший 28 сентября 1994 года в Финском заливе. В 1:15 на пароме оторвался носовой визор, в результате чего вода стала попадать в грузовой отсек. За 35 минут «Эстония» полностью затонула. Жертвами трагедии стали 852 человека.

Кораблекрушение парохода «Эмпресс оф Айрленд

На 5 месте кораблекрушение гигантского парохода люкс класса «Эмпресс оф Айрленд» который столкнулся с грузовым кораблем, наполненный углем, 29 мая 1914 года. Корабль «Сторстад» протаранил пассажирский лайнер в правый борт под углом в 35 градусов. Пробоина составила пять метров в глубину «Эмпресс оф Айрленда».

После столкновения Капитан пассажирского корабля прокричал в рупор командиру грузового судна: «Дайте полный ход вперед», но капитан «Сторстада» сказал: «Двигатели на полную мощность работают назад, ничего не могу сделать».

Через несколько минут грузовой корабль отошел назад, вынув носовую часть из борта «Эмпресс оф Айленда», и вода хлынула через пробоину площадью 30 кв. м. Пароход затонул. Погибло 1012 пассажиров.

Титаник

4 место занимает катастрофа, случившаяся при столкновении пассажирского лайнера «Титаник» с огромной ледяной глыбой 14 апреля 1912 года. Причиной крушения корабля является недостаточная видимость и неосмотрительность капитана, который проигнорировал 7 ледовых предупреждений и приказал пустить пароход полным ходом.

23:39 смотрящий доложил с вышки о факте обнаружения айсберга прямо по курсу. Капитан приказал отклониться к левому борту, тем самым, поставив правый борт под удар. Через пробоину вода стала поступать в отсеки корабля. На судне началась паника, пассажиры третьего класса, находившиеся в нижних отсеках, не смогли найти выход из узких коридоров.

В результате крушения погибло 1496 человек, 712 выживших подобрал проходящий мимо пароход «Карпатия».

Паром «Йоола»

На 3 месте находится паром «Йоола», затонувший у берегов Гамбии 26 сентября 2002 года. Причиной крушения является перегруз судна. Корабль, рассчитанный на 580 пассажиров, вместил в себя более 2000 человек. Сильный порыв ветра перевернул перегруженный паром. «Йоола» унесла с собой на дно 1863 человека.

Французское военное судно «Монблан»

На 2 месте расположился французское военное судно «Монблан», столкнувшийся с норвежским кораблем «Имо» 6 декабря 1917 года в порту Галифакс.

На борту «Монблана» находилось 2300 тонн мощнейшей взрывчатки химического характера. Норвежское судно протаранило в правый борт француза в результате возник мощнейший взрыв до ядерной эпохи.

Полностью разрушился порт от взрыва. Погибло 1963 человека, без вести пропало 2000 человек.

Паром «Дона Пас»

1 место в рейтинге самых глобальных морских катастроф занимает паром «Дона Пас», столкнувшийся с нефтяным танкером 20 декабря 1987 года. Начинается крупный пожар, большая часть пассажиров, оказавшись в огненной ловушке, сгорели заживо на нижних палубах корабля.

Восемьдесят тонн нефти вылилось в море и воспламенилось. Оба корабля потонули за 20 минут. Причиной является неопытность матроса, управлявшего паромом «Дона Пас», капитан которого смотрел телевизор у себя в каюте во время столкновения с нефтевозом. Погибло 4375 человек.

Источник: https://vivareit.ru/krupnejshie-morskie-katastrofy/

Самые крупные морские катастрофы | Аварии и катастрофы | Багира Гуру

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки. Крупнейшие морские катастрофы в истории. фото

Самой известной в мире морской катастрофой, безусловно, стала трагедия «Титаника», произошедшая в Северной Атлантике в апреле 1912 года. Во время этого крушения, по разным данным, погибли от 1495 до 1635 человек. Но, к сожалению, в XX веке случилось ещё немало резонансных морских происшествий, и при этом некоторые из них по числу жертв перекрыли печальный рекорд «Титаника».

Без оглядки на Красный Крест

Немало трагических случаев из этого длинного ряда пришлось на мировые войны, когда сражающиеся не церемонились с противником и не обращали особого внимания, что за объекты перед ними — военные или гражданские. Самые смертоносные атаки на суда, перевозящие людей, были совершены во время Великой Отечественной войны.

Из них, в первую очередь, нужно назвать трагедию теплохода «Армения», который 6 ноября 1941 года вышел из Севастополя в Новороссийск с персоналом и ранеными нескольких военных госпиталей, а также с эвакуируемыми жителями города на борту.

Погрузка проходила в спешке, под воздушными обстрелами, особого учёта пассажиров не велось, а потому число людей, находившихся на борту, в разных источниках отличается — от 7 до 10 тысяч человек. И хотя судно несло на себе опознавательные знаки Красного Креста, оно всё равно было атаковано немецким торпедоносцем «Хейнкель Не-111».

После попадания торпеды «Армения» затонула всего за четыре минуты, и по числу жертв эта катастрофа является одной из крупнейших в мировой истории. Впрочем, в самом конце войны в похожую ситуацию попал немецкий десятипалубный лайнер «Вильгельм Густлофф», который переоборудовали под плавучий госпиталь.

В тот день, 22 января 1945 года, он вывозил из окружённого советскими войсками Кёнигсберга офицеров и солдат, на его борту находились не менеё 10500 человек. На полпути лайнер был торпедирован советской подводной лодкой С-13 под командованием Александра Маринеско и затонул примерно через час после атаки.

Прибывшим на место катастрофы судам удалось спасти примерно тысячу человек. После сообщения о гибели «Вильгельма Густлоффа» Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом.

Галифакский взрыв

В отдельный ряд в этом печальном списке встают катастрофы судов в морских портах, когда слепая стихия порой уничтожала целые города. Одним из крупнейших происшествий такого рода считается взрыв в порту Галифакса (Канада), прогремевший 6 декабря 1917 года.

Его причиной стало нарушение правил навигации, когда в узком фарватере столкнулись два сухогруза: норвежский «Имо» и французский «Монблан», направлявшийся в Бордо.
На борту «Монблана» находилось 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензола, 10 тонн порохового хлопка.

После столкновения на «Монблане» возник пожар, и тогда его команда, зная о взрывоопасном характере груза, по приказу капитана спешно покинула борт и успела добраться до берега. Неуправляемый пароход течением снесло к городскому причалу, у которого и произошёл чудовищной силы взрыв.

На несколько секунд дно пролива обнажилось, а порождённая взрывом ударная волна уничтожила большинство строений на обоих берегах. Почти все суда, стоявшие в порту, выбросило на берег на расстояние до мили. Впоследствии 100-килограммовый кусок шпангоута «Монблана» был найден в лесу в 12 милях (19 км) от эпицентра взрыва.

По официальным данным, в этой катастрофе погибли 1963 человека, ещё более 2000 пропали без вести, около 9000 были ранены, 500 лишились зрения, а 25 тысяч остались без крова. По другим сведениям, погибших было более 3200 человек. Эксперты считают, что взрыв в Галифаксе стал самым мощным взрывом в истории человечества за всю доядерную эпоху.

Техас-Сити — уничтоженный город

Похожее происшествие случилось 16 апреля 1947 года на французском пароходе «Гранкан», стоявшем на погрузке в порту Техас-Сити (США). В течение четырёх дней судно загружалось аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках, и к утру 16 апреля на его борту находилось уже около 2100 тонн этого вещества.

В 8 часов утра был замечен дым, идущий из трюмов парохода. Его стали заливать водой, что не принесло никакого результата. Тогда руководивший работами помощник капитана приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. Однако уже через 20 минут люки выбило давлением изнутри, и из трюма вырвалось открытое пламя.

Привлечённая зрелищем пожара, на пирсе собралась внушительная толпа зевак. Тем временем до грандиозной катастрофы оставались считаные секунды. Около 9 часов 12 минут вся масса селитры, находившаяся на пароходе, разогретая до высокой температуры, сдето-нировала буквально в одно мгновение.

В результате колоссального взрыва вода у пирса, где стоял «Гранкан», испарилась, на несколько секунд открыв морское дно. Куски раскалённого металла разлетелись не только по городу, но и далеко за его пределы, причём двухтонный якорь парохода был впоследствии найден на ферме в четырёх милях от порта.

Взрывная волна сбила два частных самолёта, пролетавших в тот момент над местом катастрофы. Порт и значительная часть города Техас-Сити сровнялись с землёй, многие предприятия были полностью разрушены или целиком сгорели.

Всего в этой трагедии погибли по меньшей мере 1500 человек, более 5000 получили ранения, ещё несколько сотен пропали без вести, и не менее 1784 человек оказались в больницах.

Борьба с огнём в Техас-Сити длилась около трёх суток. Имущественный ущерб от этого происшествия оценили в 100 миллионов долларов.

По итогам расследования катастрофы правительство США выплатило 1394 жертвам трагедии компенсации на общую сумму около 17 миллионов долларов.

Между водой и огнём

Самая крупная в мирное время по числу жертв морская катастрофа за всю историю мирового судоходства произошла 20 декабря 1987 года в проливе Таблас (Филиппины). В тот день в 6 часов 30 минут утра пассажирский паром «Донья Пас» вышел из порта Таклобан и направился в Манилу. В это время погода стояла ясная, на море было лишь незначительное волнение.

Тем не менее около 22 часов 30 минут в проливе Таблас паром столкнулся с танкером «Вектор», на борту которого находилось около тысячи кубометров нефтепродуктов. В море вытекло большое количество бензина, который тут же вспыхнул, огонь охватил и «Донью Пас».

На борту парома началась паника, многие люди прыгали за борт, где большинство из них погибли в горящем топливе, разлившемся по воде. А те пассажиры, которые не рискнули покидать охваченное пламенем судно, позже утонули вместе с ним.

Властям стало известно о катастрофе только к шести часам утра, однако спасти удалось только 26 человек, а всего, по неполным данным, в этой катастрофе погибло не менее 4386.

После расследования власти Филиппин сделали официальное заявление, в котором вина за столкновение была возложена на экипаж танкера «Вектор», поскольку судно не имело лицензии и фактически являлось немореходным. Но самое поразительное другое: ни паром, ни танкер не были оборудованы элементарными средствами связи, даже самой простой радиостанцией, из-за чего в момент крушения судов никто не мог позвать на помощь. Это промедление и стало смертельным для многих пассажиров «Доньи Пас».

Пылающая «Звезда»

Халатность и разгильдяйство стали причиной трагедии, случившейся 7 апреля 1990 года в проливе Скагеррак на автомобильно-пассажирском девятипа-лубном пароме «Скандинавская звезда», совершавшем рейс из Норвегии в Данию. Судно отправилось в рейс 6 апреля в 21.45, при этом на борту парома находились 395 пассажиров и 100 членов экипажа.

Стояла хорошая погода, на море был штиль, и паром шёл с обычной крейсерской скоростью. Пожар начался на третьей палубе в два часа ночи, но' первые сообщения капитану поступили только в 2.15. Тем временем огонь успел охватить и остальные палубы. Пассажиры, отравившиеся продуктами горения, погибли в считаные минуты.

Только тогда капитан Ларсен послал сигнал SOS и заглушил двигатель парома. Первые спасатели прибыли в 5:30, но на судне они обнаружили только тела погибших. Общее число жертв составило 158 человек. При расследовании было установлено, что стены и потолки коридоров парома при реконструкции обшивали панелями, покрытыми горючей краской.

Этим и объяснялась высокая скорость распространения пожара по судну. Что касается причин возгорания, то следствие пришло к выводу о преднамеренном поджоге, так как в очаге пожара не обнаружили ни одного возможного источника огня.

В итоге главный менеджер судовладельческой компании и капитан Ларсен были признаны виновными в халатности, повлекшей гибель 158 человек. Обоих приговорили к шести месяцам лишения свободы.

Катастрофа «Скандинавской звезды» стала одной из крупнейших в мире по числу жертв за всю историю пассажирских перевозок и заставила во многом пересмотреть правила мореходства в глобальном масштабе.

Журнал: Тайны 20-го века №42, октябрь 2019 года Рубрика: Аварии и катастрофы

Валерий Ерофеев

Тайны 20 века, корабль, гибель, катастрофа, взрыв, море, разрушение, жертва

Популярное

  • Подольский пожар в Киеве 1811 года
  • Трагедия Галифакса

Вход

Источник: https://www.bagira.guru/disasters/samye-krupnye-morskie-katastrofy.html

11 крупнейших катастроф на воде

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки. Крупнейшие морские катастрофы в истории. фото

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений.

Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник.

Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны.

Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту.

Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта.

На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации.

В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев.

Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу.

Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

9 Титаник

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн.

Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”.

В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения.

Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7 Прованс

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота.

Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах.

Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии.

Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек.

При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4 Армения

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно.

Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3 Гойя

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок.

Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек.

В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2 Кап Аркона и Тильбек

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации.

В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800.

По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь.

Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И.

Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение.

Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей.

Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Источник: http://www.MostRated.ru/people/event/11-krupneishih-katastrof-na-vode.html

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки. Крупнейшие морские катастрофы в истории. фото

Нередко вода предлагает судам типовые нештатные ситуации вроде возгорания, поступления воды, ухудшения видимости или обстановки в целом. Слаженные экипажи, направляемые опытными капитанами, справляются с проблемами быстро. Иначе происходят катастрофы морские, которые забирают с собой человеческие жизни и оставляют свой черный след в истории.

Подобных бедствий и трагедий наблюдается достаточно много. Однако некоторые из них заслуживают особого внимания.

Торпедирование таинственного теплохода «Армения»

Самые крупные катастрофы морские случились именно в 20 веке, преимущественно в годы войны. Наиболее масштабной трагедией за всю историю российского флота является потеря теплохода «Армения». Корабль применяли для перевозки раненых с Крыма во время наступления немецких солдат.

После того как на борт судна погрузили тысячи раненых в Севастополе, теплоход прибыл в Ялту. Считалось, что этот город был обречен, поэтому сотрудники НКВД поместили на корабль несколько тяжелых ящиков. Ходили слухи, что в них было золото.

Это привлекло множество искателей приключений впоследствии.

7 ноября 1941 года торпедоносец «Хейнкель Не-111» атаковал теплоход, после чего судно быстро затонуло. До сих пор неизвестно, сколько людей оно перевозило. Дается лишь приблизительная оценка количеству жертв (7-10 тыс. чел.).

Также надо отметить, что судно до сих пор не найдено. Так как от берегов Ялты оно отплывало в момент, когда немцы уже зашли в город, капитан корабля никого не стал информировать о своем дальнейшем маршруте. Поэтому неизвестно, по какому именно пути «Армения» передвигалась.

Трагедия на Балтийском море

В Балтийском море затонувшие суда встречаются аквалангистам и ныряльщикам достаточно часто. Но крушение лайнера «Кап Аркона» и грузового судна «Тильбек» – трагедия, унесшая почти 8000 жизней. Она считается одной из наиболее крупных морских катастроф.

Оба корабля были атакованы британскими ВВС. Они перевозили заключенных из концлагерей. Также на борту находились бойцы СС и немецкий экипаж. Последним, кстати, удалось спастись. Всех остальных, в основном тех, кто был одет в полосатую робу, расстреливали немецкие суда.

Так британская авиация допустила масштабную катастрофу, которая не принесла решительно никакой пользы в войне. В свою защиту английские ВВС высказались, что бомбардировка произошла случайно, ошибочно.

Легендарный «Титаник»

Каждый, кто изучает затонувшие суда либо что-то о них слышал, неизменно свяжет историю с «Титаником». Однако в ней нет ничего загадочного или уникального.

Капитан корабля был проинформирован об угрозе айсбергов, но решил проигнорировать эти данные. Вскоре он получил сообщение, что впереди огромная ледяная глыба. Времени на смену курса уже не оставалось.

Поэтому капитан решил подставить под удар правый бок.

Корабль еще в порту получил прозвище «непотопляемый». Надо сказать, что он немного ему соответствовал. Несмотря на большие полученные повреждения, судно еще долгое время удерживалось на воде. За этот период ближайший корабль «Карпатия» успел подойти на помощь. Именно поэтому спаслись более 700 пассажиров. Погибших оказалось около 1000.

Таким образом, если рассматривать самые «раскрученные» морские катастрофы 20 века, то гибель «Титаника» окажется на первом месте. Это обусловлено вовсе не количеством человеческих жертв и трогательных историй о спасении, а тем, что на корабле путешествовала знать.

Лайнер «Лузитания»

В 1915 году катастрофы морские пополнили свой список крушением британского пассажирского лайнера. 7 мая «Лузитания» была атакована немецкой подводной лодкой. Торпеда поразила правый борт, вызвав серию взрывов. В результате судно пошло ко дну в считанные мгновения.

Катастрофа произошла около Кинсейла (Ирландия), в 13 километрах от него. Вероятно, такая близость к материку и позволила спастись достаточному количеству человек.

Полное крушение лайнера произошло за 18 минут. На борту было около 2000 человек, более 700 из которых удалось спастись. 1198 пассажиров и членов экипажа пошли ко дну вместе с обломками бывшего крупного лайнера.

Кстати, именно с этой трагедии начинается англо-немецкое противостояние на водных просторах. Обе страны стараются нанести ущерб, иногда даже «случайно», друг другу относительно морского флота.

Атомоход «Курск»

Самой свежей катастрофой в воспоминаниях россиян является гибель «Курска». Эта трагедия принесла беду и горе во многие семьи, которые совсем не ожидали расстаться с близкими навсегда. Ведь атомоход делал всего лишь учебный заплыв.

Затонувшие подлодки всегда вызывали интерес. 12 августа 2000 года их список пополнил «Курск». На данный момент есть 2 причины произошедшего. В первом случае полагается, что в торпедном отсеке взорвался снаряд. Однако никто не может сказать, почему это произошло.

Во втором случае – атака со стороны ВМС США, конкретнее, подлодкой «Мемфис». Что касается сокрытия реальной причины гибели «Курска», то правительство решило избежать международного конфликта.

Так или иначе, на данный момент нет точной информации относительно того, почему затонул атомоход.

Жертвами трагедии стали 118 человек. Помочь гибнущим людям на дне Баренцева моря оказалось невозможным. Поэтому выжить не удалось никому.

Самая парадоксальная гибель

Крупнейшие морские катастрофы отличаются не только масштабными человеческими жертвами, но и своей уникальностью. Многие из них случаются при таких условиях, которые на первый взгляд кажутся совсем невозможными. Парадоксальной катастрофой является гибель парома «Дона Пас» и нефтяного танкера, произошедшая в конце 1987 года.

Дело в том, что капитан парома сидел в своей каюте и смотрел телевизор, в то время как управление кораблем осуществлялось неопытным матросом. Навстречу ему плыл нефтяной танкер, с которым несколько минут спустя произошло столкновение.

В результате почти все пассажиры сгорели заживо, так как начался глобальный пожар. Из возникшей огненной ловушки было невозможно выбраться. Более 80 тонн нефти вылилось в море, после чего сразу воспламенилось.

Кто бы мог подумать, что на воде можно погибнуть от огня?

Оба корабля ушли полностью под воду менее чем за полчаса. Выживших людей не оказалось, стихия забрала 4375 человек.

Заключение

Все катастрофы морские представляют собой трагедии, которые повергают в горе и обрывают судьбы людей. Наносится физический ущерб флоту, особенно если теряется боевой корабль. Но также наблюдается моральный урон, ведь никому не хочется терять коллег и братьев по специальности.

Но любая катастрофа на море также является своеобразным экспериментом, только незапланированным. После происшествия флоту нужно проанализировать ситуацию со всех сторон, выявить обстоятельства и причины. Далее должна осуществляться выработка мер, способствующих исключению возможности повторения конкретной катастрофы.

Источник: https://FB.ru/article/224444/katastrofyi-morskie-zatonuvshie-passajirskie-korabli-i-podvodnyie-lodki

Крупнейшие морские катастрофы

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки. Крупнейшие морские катастрофы в истории. фото

7 ноября 1941 года у побережья Крыма был торпедирован теплоход «Армения». Его потопление считается крупнейшей катастрофой на море в истории человечества. Погибли около 10 тысяч человек. К этой дате мы собрали истории кораблекрушений с наибольшим количеством человеческих жертв.

«Армения». Около 7-10 тысяч погибших 

На «Армении» из осаждённого Севастополя эвакуировали раненых на Кавказ. 6 ноября 1941 года судно вышло из порта Севастополя, эвакуируя жителей города и военный госпиталь.

7 ноября «Армения» прибыла в Ялту, где на борт было взято ещё несколько сотен человек.

Через некоторое время после того, как судно покинуло порт, оно подверглось атаке немецкого торпедоносца «Хейнкель Не-111» и затонуло.   

Точное количество погибших до сих пор доподлинно неизвестно. Во времена СССР называлась цифра порядка 5-7 тысяч человек. По современным данным, число погибших — около 7-10 тысяч. В живых остались только восемь пассажиров «Армении».   

Не так давно стало известно, что перед уходом из Ялты люди в форме войск НКВД подняли на борт «Армении» несколько тяжеленных ящиков. Весьма вероято, что в них находилось золото, эвакуируемое из обречённого города. После появления этой информации несколько поисковых групп пытались найти теплоход.

Удивительно, но до сих пор судно, ставшее братской могилой для столь большого числа людей, до сих пор не найдено.

Поиски осложняет то, что неизвестно, где именно проходил маршрут корабля — его капитан вывел «Армению» из Ялты в самый последний момент, когда фашисты уже ворвались в город, и никого не поставил в известность о своих планах.

«Гойя». Около 6-7 тысяч погибших  

Грузовое судно, построено в Норвегии и спущено на воду 4 апреля 1940 года. Позже корабль был конфискован немцами и использовался для эвакуации от наступающей Красной армии.

16 апреля 1945 года торпедирован советской подводной лодкой Л-3. Менее чем через десять минут транспорт затонул. Погибли от 6 до 7 тысяч человек. Только 185 нашли живыми.

«Кап Аркона». 5594 погибших   

Своё название это немецкое судно получило в честь мыса Аркона. Это был пароход класса «люкс». Потоплен английской авиацией 3 мая 1945 года. Судно перевозило войска СС и узников концентрационных лагерей. 5594 человека погибли. Спасли 786 человек — в основном эсэсовцев и экипаж. Ещё живых людей, одетых в полосатые робы, проходящие немецкие корабли расстреливали из пулемётов.

«Вильгельм Густлофф». 5348 погибших  

Пассажирский лайнер, принадлежавший немецкой организации «Сила через радость». Спущен на воду 5 мая 1937 года. С 1940 года использовался как плавающий госпиталь.

30 января 1945 года торпедирован советской подводной лодкой С-13. Только по официальным данным в этой катастрофе погибли 5348 человек. Некоторые историки называют цифру порядка 9 тысяч.

651 пассажир «Вильгельма Густлоффа» был спасён.

«Донья Пас». 4375 погибших  

Пассажирский паром, ходил под флагом Филиппин. Затонул 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». Погибли 4375 человек, что позволяет отнести эту катастрофу к крупнейшим, произошедшим в мирное время.

«Ланкастрия». Свыше 4 тысяч погибших  

Океанский лайнер «Ланкастрия» был построен в 1920 году для британской компании «Кунард лайн». Во Второй мировой войне использовался как войсковой транспорт. Потоплен немецкой авиацией у берегов Франции 17 июня 1940 года. На нём погибли свыше 4000 человек.

«Штойбен». Свыше 3600 погибших  

Этот немецкий океанский лайнер был спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен». В 1930 году пострадал от пожара в порту Нью-Йорка. После ремонта был переименован в «Генерал Штойбен». А в 1938 году — просто в «Штойбен».   

Использовался во Второй мировой войне до 1944 года как гостиница для высшего командного состава. После 1944 года он был переоборудован для эвакуации раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от Красной армии.   

Был торпедирован советской подлодкой ночью 10 февраля. При этом погибли более 3600 человек.

«Тильбек». Около 2800 погибших  

Грузовое судно, шедшее под флагом Третьего рейха. Затонуло 3 мая 1945 года после бомбардировки английскими самолётами. Число жертв составило 2800 человек.

«Бисмарк». 1995 погибших  

Один из самых известных кораблей Второй мировой войны, принадлежавший Третьему рейху. Своё название получил в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка.

В мае 1941 года потопил британский линейный крейсер «Худ». После этого на корабль началась охота. Сперва рули линкора повредили самолёты королевских ВВС. Добил гиганта крейсер Её Величества «Дорсетшир».

«Бисмарк» унёс на дно 1995 человек из команды.

«Титаник». 1495 погибших  

15 апреля 1912 года произошло крушение самого легендарного британского лайнера. Водоизмещение его составляло 52 тысячи 310 тонн, длина 269 метров, ширина 28,19 метров, пассажировместимость 2556 человек.   

Во время своего первого рейса столкнулся с айсбергом и затонул в 2 часа 20 минут, через 2 часа 40 минут после столкновения. На борту находились 1309 пассажиров и 898 членов экипажа. Из них спаслись 712 человек, погибли 1495.

«Лузитания». 1198 погибших  

Британский пассажирский лайнер. 7 мая 1915 года в 13 километрах от Кинсейла (США) был торпедирован немецкой подлодкой. Через 18 минут после взрыва у правого борта корабль затонул, унеся с собой на дно 1198 пассажиров и членов экипажа.

Источник: https://nlo-mir.ru/kataclizm/24618-krupnejshie-morskie-katastrofy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.