Какие существуют части речи. Из истории изучения частей речи в русском языкознании

Чacти peчи кaк пoнятиe языкoзнaния

Какие существуют части речи. Из истории изучения частей речи в русском языкознании

Определение 1

Часть речи – это категория слов (или, в более общем понятии, лексических единиц), которые характеризуются наличием похожих грамматических (морфологических и синтаксических) признаков.

Слова, которые относятся к одной и той же части речи, обычно демонстрируют одинаковое синтаксическое поведение – они играют сходные роли в грамматической структуре предложений – и иногда одинаковое морфологическое поведение, которое проявляется в том, что они подвергаются словоизменению по сходным признакам.

Помимо термина «часть речи» в современных лингвистических классификациях используются и другие термины, которые более точно (по сравнению с традиционными представлениями) проводят различия между словами. К таковым относятся понятия «класс слов», «лексический класс» и «лексическая категория».

Классификация частей речи

Замечание 1

В настоящее время наиболее принятой классификацией частей речи является их деление на самостоятельные, служебные и модально-междометные части речи.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Самостоятельные части речи (также называемые знаменательные или полнозначные) отличаются лексической самостоятельностью. Они реализуют в языке номинативную функцию, то есть они называют предметы, явления, объекты окружающей действительности, их признаки, свойства, действия и т.п.

В русском языке к категории самостоятельных частей речи относятся:

  • имя существительное – обозначает лицо, предмет или явление;
  • имя прилагательное – обозначает непроцессуальный признак лица, предмета или явления;
  • имя числительное – обозначает число, количество и порядок лиц, предметов или явлений;
  • местоимение – указывает на лица (предметы, явления), их признаки, количество (порядок), но не называет их;
  • глагол – обозначает состояние или действие лица, предмета или явления;
  • наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак лица (предмета, явления), признак действия (состояния), признак признака;
  • предикатив – слова категории состояния, которые обозначают статическое состояние и выступает в функции сказуемого;
  • причастие – отглагольная часть речи, которая обозначает процессуальный признак лица (предмета, явления) по действию (состоянию);
  • деепричастие – отглагольная часть речи, которая обозначает добавочное действие (состояние) при основном действии (состоянии).

Служебные части речи (в отличие от знаменательных) являются лексически несамостоятельными и характеризуются отсутствием номинативного значения и морфологических категорий. Они предназначены для выражения различных семантических и синтаксических отношений между словами самостоятельных частей речи.

Служебными частями речи являются:

  • предлог – обозначает отношения синтаксической зависимости одних слов от других;
  • союз – связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного;
  • частица – выражает различные оттенки значения, эмоциональные оттенки или определённую форму слова.

Оставшиеся части речи объединяют под одной категорией: модально-междометные части речи. Таковыми части речи являются:

  • модальные слова – выражают отношение говорящего речи;
  • междометия (и звукоподражательные слова) – выражают эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность;
  • звукоподражательные слова – воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными или неживыми предметами.

История исследований на тему частей речи

Разработка концепции частей речи в языкознании отличается многовековой историей. Впервые вопрос о разделении слов на определённые категории встал перед учёными во времена Античности. В частности, древнегреческий философ Аристотель (IV век до нашей эры) рассматривал (как он сам называл) «части словесного изложения», выделяя имя, глагол, член, связку (союз).

В это же время древнеиндийские грамматики (Панини, Яска и др.) на основе санскрита (литературного языка Древней Индии) также выделяли 4 класса слов: имя, глагол, префикс-предлог, союзы и частицы.

Представители александрийской лингвистической традиции (Аристарх Самофракийский и Дионисий Фракийский) во II веке до нашей эры разделили слова на 8 частей речи: имя, глагол, причастие, местоимение, член, наречие, предлог и союз.

Эти же части речи (за исключением члена – вместо него было введено междометие) выделялись в римской грамматике Варрона (I век до нашей эры). Этот вариант стал основным для всех славянских грамматик, которые составлялись вплоть до грамматики Мелетия Смотрицкого (в ХVII веке).

М. В.

Ломоносов в 1755 году составил «Российскую грамматику», в которой он представил список из восьми частей речи: имя (включая собственно имя, имя прилагательное и имя числительное), глагол, причастие, местоимение, наречие, предлог, союз, междометие. При этом до ХIХ века в лингвистической русистике использовался термин «части слова» (в том числе Смотрицкий и Ломоносов). Термин «часть речи» стал использоваться с начала ХIХ века.

Проблема сущности частей речи и их выделения в языке относится к разряду наиболее дискуссионных проблем общего языкознания, начало научного исследования которого относится к ХIХ веку.

При этом эта проблема имела свои особенности в различных языках мира. В течение ХIХ века в русском языкознании к этой проблеме обращались А. Х. Востоков, К. С. Аксаков, Г. П. Павский, Ф. И.

Буслаев и другие филологи и лингвисты.

Конец ХIХ века был отмечен выдвижением двух разных классификаций частей речи. А. А. Потебня в качестве основных принципов классификации частей речи рассматривал их семантику и синтаксическую роль. Ф. Ф. Фортунатов назвал части речи формальными классами, поскольку они выделялись на основе морфологического принципа.

Впоследствии при построении новых классификаций частей речи в русском языкознании принципы, которые были использованы А. А. Потебней и Ф. Ф. Фортунатовым, совмещались. Так, в основу классификаций А. М. Пешковского, А. А. Шахматова, Л. В. Щербы была положена совокупность морфологических, синтаксических и семантических признаков.

В. В. Виноградов предложил для русского языка многоступенчатую классификацию частей речи, в которой к частям речи относят только слова-члены предложения.

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/chasti_rechi_kak_ponyatie_yazykoznaniya/

Части речи в русском языке

Какие существуют части речи. Из истории изучения частей речи в русском языкознании

Части речи в рус­ском язы­ке — это клас­сы, по кото­рым рас­пре­де­ля­ют­ся сло­ва в соот­вет­ствии с их общим зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, напри­мер:

  • лес — это про­стран­ство, зарос­шее дере­вья­ми и кустар­ни­ка­ми;
  • доб­рый — это бла­го­же­ла­тель­ный, отзыв­чи­вый к людям, гото­вый помочь;
  • гулять — ходить не торо­пясь, отды­хать.

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных  грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы.

Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние.

Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло»  (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ дей­ствия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи меж­до­ме­тие.

Таблица с примерами

Посмотреть таб­ли­цу «Части речи в рус­ском язы­ке» с при­ме­ра­ми для 2, 3, 4, 5, 6, 7 клас­сов мож­но здесь (ссыл­ка откро­ет­ся в новой вклад­ке).

Имя существительное

Слова этой части речи обо­зна­ча­ют пред­мет, лицо, явле­ние, поня­тие и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Например:

  • (кто?) малыш, лиса, дедуш­ка;
  • (что?) бук­варь, гро­за, радость.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

  • отец     — муж­ской род;
  • девочка — жен­ский род;
  • озеро  — сред­ний род.

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком суще­стви­тель­но­го.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак, свой­ство или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на раз­ря­ды:

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния:

  • тем­ный — тёмен; свет­лый — све­тел;
  • тем­нее, более тем­ный; тем­ней­ший, самый тем­ный.

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и чис­лам :

  • белый снег,;
  • белая ска­терть;
  • белое покры­ва­ло;
  • белые ромаш­ки.

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли ска­зу­е­мо­го.

Числительное

Числительное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док при сче­те пред­ме­тов и отве­ча­ет на вопро­сы сколь­ко? кото­рый?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем раз­ли­ча­ют:

  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) два, пят­на­дцать, три­ста, мил­ли­он;
  • соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) трое, пяте­ро, деся­те­ро, оба, обе;
  • поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные: (кото­рый?) пер­вый, деся­тый, два­дцать пятый.

Местоимение

Местоимение — это часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на лицо, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их.

Различают сле­ду­ю­щие раз­ря­ды место­име­ний:

  • лич­ные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное: себя;
  • при­тя­жа­тель­ные: мой, твой, наш, ваш, свой;
  • относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко;
  • отри­ца­тель­ные: никто, ничто, неко­го, нече­го, ника­кой, ничей, нисколь­ко;
  • неопре­де­лен­ные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, неко­то­рый, несколь­ко;
  • опре­де­ли­тель­ные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, дру­гой;
  • ука­за­тель­ные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столь­ко, столько-то.

Глагол

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та как про­цесс и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сде­лать? (читать, про­чи­тать).

Грамматические при­зна­ки гла­го­ла выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, напри­мер:

  • (что делать?) писать — (что сде­лать?) пере­пи­сать;
  • рису­ешь, рисо­ва­ла, будет рисо­вать; нари­со­вал бы, нари­суй­те;
  • отправ­лю, отпра­вишь, отпра­ви­те, отпра­вят.

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, началь­ная фор­ма гла­го­ла, инфи­ни­тив, не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и чис­ла:

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

Оригинал изоб­ра­же­ния: drofa-ventana.ru

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Причастие

Причастие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет про­яв­ля­ю­щий­ся во вре­ме­ни при­знак пред­ме­та по дей­ствию или состо­я­нию и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ю­щий? что сде­лав­ший? какой? какая? какое? и пр.(пишу­щий уче­ник, види­мый изда­ли, выли­няв­шая рубаш­ка, покра­шен­ный пол).

Различают виды при­ча­стий:

1. дей­стви­тель­ные, если при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам выпол­ня­ет дей­ствие:

  • сме­ю­щий­ся ребе­нок;
  • дети, уви­дев­шие ежи­ка;

2. стра­да­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие извне:

  • колеб­ле­мый вет­ром;
  • пости­ран­ное белье.

Причастие обла­да­ет грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми гла­го­ла:

  • вид совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный;
  • вре­мя — насто­я­щее и про­шед­шее;
  • пере­ход­ность
  • воз­врат­ность

Признаки при­ла­га­тель­но­го у при­ча­стий:

  • началь­ная фор­ма — фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода;
  • пол­ная и крат­кая фор­ма (у стра­да­тель­ных при­ча­стий);
  • изме­ня­ет­ся по родам, чис­лам и паде­жам;
  • в крат­кой фор­ме изме­ня­ет­ся по родам (выстро­ен, выстро­е­на, выстро­е­но).

В пред­ло­же­нии при­ча­стие и при­част­ный обо­рот явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми.

Деепричастие

Деепричастие — осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (отве­чая, сбе­жав).

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла (вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность) и наре­чия (неиз­ме­ня­е­мая фор­ма).

Наречие

Наречие — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то навы­рост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают зна­ме­на­тель­ные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и место­имен­ные наре­чия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния:

  • весе­ло — весе­лее, весе­лее всех;
  • дале­ко — даль­ше, даль­ше всех.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Категория состояния

Категория состо­я­ния — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет состо­я­ние живых существ, при­ро­ды, окру­жа­ю­щей сре­ды (холод­но, жар­ко, боль­но, дожд­ли­во)

Грамматические при­зна­ки кате­го­рии состо­я­ния:

  1. неиз­ме­ня­е­мость
  2. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на — ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном пред­ло­же­нии.

Мне надо решить это вопрос сего­дня.

На ули­це очень вет­ре­но.

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же безлично-предикативными сло­ва­ми.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи отно­сят­ся:

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические сред­ства.

Предлог

Предлог — это слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го и место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Например:

  • встре­тить у реки;
  • вер­нуть­ся в дерев­ню;
  • при­е­хать спу­стя три дня;
  • каж­дый из нас.

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и про­из­вод­ные:

  • в, к, у, о , от, при, из, без, через, над, на, с, до;
  • отна­реч­ные — внут­ри, сквозь, мимо;
  • оты­мен­ные — вслед­ствие, путем, насчет; 
  • отгла­голь­ные — бла­го­да­ря, спу­стя, исклю­чая, вклю­чая, кон­чая.

Союз

Союз — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая исполь­зу­ет­ся для соеди­не­ния одно­род­ных чле­нов, частей слож­но­го пред­ло­же­ния и само­сто­я­тель­ных пред­ло­же­ний.

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаво­ро­нок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми пред­ло­же­ни­я­ми.

По функ­ции раз­ли­ча­ют сочи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные сою­зы:

  • тоже, так­же, и, да, но, зато, толь­ко, либо;
  • что, когда, как, пока, что­бы, так как, пото­му что, хотя, если, раз, слов­но, точ­но, несмот­ря на то что.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

Частица — слу­жеб­ная часть речи, кото­рая вно­сит в пред­ло­же­ние раз­лич­ные смыс­ло­вые оттен­ки и слу­жит для обра­зо­ва­ния форм слов.

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттен­ки:

  • утвер­ди­тель­ные — да, так, точ­но, ну да;
  • отри­ца­тель­ные — не, ни;
  • вопро­си­тель­ные — ли, раз­ве, неуже­ли, а, что ли;
  • срав­ни­тель­ные — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, вро­де, как бы;
  • уси­ли­тель­ные — даже, и, ни, же, ведь, уж, всё, всё-таки, про­сто, пря­мо;
  • ука­за­тель­ные — вот, вон, это;
  • уточ­ня­ю­щие — имен­но, как раз, под­лин­но, ров­но;
  • выделительно-ограничительные — лишь, толь­ко, хоть, все­го, исклю­чи­тель­но;
  • вос­кли­ца­тель­ные — что за, то-то, как, ну и, ведь;
  • выра­жа­ю­щие сомне­ние — вряд ли, едва ли.

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы:

  • пусть (пусть све­тит);
  • пус­кай (пус­кай попла­чет);
  • да (да идем же);
  • давай­те (давай­те отпра­вим­ся);
  • бы (сло­жил бы).

Междометие

Междометие — осо­бая часть речи, кото­рая выра­жа­ет раз­лич­ные чув­ства и побуж­де­ния, но не назы­ва­ет их кон­крет­но.

— Ой-ой-ой! — ужас­нул­ся Павлик.- Семьсот мет­ров! Неужели море замер­за­ет на такую глу­би­ну? (Адамов Г. Б.)

Эта часть речи нахо­дит­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, не явля­ясь ни зна­ме­на­тель­ной, ни слу­жеб­ной.

Междометия суще­ству­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные:

  • ау, ах, ох, эге, уф, а, э, увы, фу;
  • батюш­ки, ужас, беда, гос­по­ди, брось, изви­ни­те. 

урок

Средняя оценка: 4.6. Проало: 92

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/chasti-rechi.html

Части речи и их история

Какие существуют части речи. Из истории изучения частей речи в русском языкознании

  • 1. Степанов Е.Н. Глаголы движения в современных славянских языках «Семантико-грамматические особенности и этимология слов,…

  • Источник: Сидорова М.Ю. Русский язык и культура речи В современном русском языке существительные мужского рода ΙΙ склонения…

  • https://www.culture.ru/materials/253282/istoriya-russkogo-yazyka-v-xviii-xix-vekakh В романе Льва Толстого «Война и мир» — больше…

  • Эти два междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. И все же они содержат в себе…

  • B pyccкyю фpaзeoлoгию из фpaнцyзcкoгo языкa вoшлo выpaжeниe нe в cвoeй тapeлкe. Boт кaк paзъяcняeт пpoиcxoждeниe этoгo вceм…

  • Источник: Сидорова М.Ю, Савельев В.С. Русский язык и культура речи . Курс лекций В современном русском языке есть ряд…

  • Источник: М.Ю. Сидорова, В.С. Савельева “Русский язык и культура речи” . Курс лекций В русском языке есть однокоренные слова…

  • «Да тут ещё и конь не валялся!» Каждому, наверное, доводилось слышать укоризненный возглас, когда к делу, которое давно уже пора…

  • Источник: Сидорова М.Ю., Савельев В.С. «Русский язык и культура речи». Курс лекций Формы именительного падежа личных…

  • В апреле в Институте русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова прошла онлайн-конференция иностранных студентов:…

  • Я уже давала ссылки на некоторые короткометражные фильмы, которые могут быть использованы на уроках РКИ:…

  • https://www.slav.uni-sofia.bg/images/stories/testove.jpg По этой ссылке можно посмотреть серию вебинаров Санкт-Петербургского…

Page 3

  • http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7455/ По мысли сторонников гипотезы Сепира — Уорфа, носители различных языков по-разному…

  • Эти два междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. И все же они содержат в себе…

  • https://egocreo.ru/uploads/posts/2020-02/1580667360_te_dni_proshli_ih_ne_vernut_visokosnij_god.jpg Каждый четвертый год мы…

  • Источник: © Наука и жизнь Доктор филологических наук Наталия Черникова Картинка:…

  • Ещё один способ закрепления новой лексики, а для преподавателя – ещё и инструмент контроля – «Фабрика кроссвордов». С помощью этой программы в…

  • Уже весна. – Ещё весна; Она уже работает. – Она ещё работает; Он уже не работает там. – Он ещё не работает там; Он уже гуляет. – Он ещё гуляет.…

  • Фразеологизм (лексический фразеологизм) – это устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая…

  • Следует ли знакомить учащихся-нефилологов с русскими говорами (хотя бы просто продемонстрировать примеры) и на каком этапе? В целом сейчас…

  • https://www.litres.ru/olga-shtelter/stihi-stishki-stishochki/chitat-onlayn/ Можно ли использовать стихи на уроках русского языка…

Page 4

  • А в этом году любимому учебному пособию “Русский язык в упражнениях” уже 57 лет! В публикации “Русского мира” рассказано о…

  • Леонид Викторович Московкин «Ильза Максимилиановна Пулькина (Вульфиус): к 120-летию со дня рождения» в журнале «Мир русского…

  • В начале преподавательской деятельности возникают вопросы. Вопросы бывают такими: • Существует ли идеальный учебник? Каким он должен быть? • Как…

  • http://bilingva.ru/Anglijskij-jazyk-dlja-detej/978-5-906875-62-4?clid=IwAR0bbZu-BSDy14lrRHhxy0m8Dl2IxAboEmo9maELCH3eBi-OnjZYXCTy2Ws…

  • Хорошие новости от автора учебника «Жар-Птица» (русский язык как иностранный для детей) Натальи Мавриду. Доступно второе…

  • Друзья, вы можете поучаствовать в апробации нового учебника по РКИ «Привет, Россия!» Книга доступна на сайте…

  • https://www.openbusiness.ru/biz/business/svoy-biznes-kak-otkryt-uchebnyy-tsentr/ В сегодняшнем посте подборка публикаций, где…

  • Могли бы посоветовать книги для студентов, говорящих на польском языке? Для говорящих на польском языке есть следующие учебники: – “Новые…

  • Посоветуйте, пожалуйста, учебные материалы по РКИ для испанцев. Рекомендую учебник Ruso para principiantes. Авторы: Olga Leontieva, Anna…

Page 5

  • В.И. Карасик: Ценностная картина мира в коммуникативной практике М. Кронгауз: Гипотеза лингвистической относительности Татьяна Самохина.…

  • http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7455/ По мысли сторонников гипотезы Сепира — Уорфа, носители различных языков по-разному…

  • https://moya-planeta.ru/travel/view/inostrancy_o_russkih_privychkah_41843 Постоянно мыть руки…

  • https://www.moya-planeta.ru/travel/view/inostrancy_o_russkih_gorodah_44358/ Секреты старого дома, оригинальный бонус к пляжному…

  • https://paperpaper.ru/photos/meksikanec-rodolfo-neri-o-punktual/ Издание «Бумага» регулярно публикует истории об иностранцах:…

  • https://discours.io/articles/culture/mitsu-si-numano-ya-by-hotel-roditsya-v-epohu-turgeneva-v-rossii?read&clid=IwAR2K2mV6yXEfKX…

  • Источник: © БИЗНЕС Online Рустам Батыр…

  • В течение первого семестра 2019-2020 учебного года в Совместном университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне работал кружок «Театральная студия», занятия в…

  • На сайте https://www.soclifti.lv/index.php/ru/almanahi/109-almanakh-7 можно скачать шестой альманах «Образование. Диалог во имя будущего». В…

Page 6

  • Задание для учащихся уровня В1+. На этом материале можно отработать и повторить: 1) родительный падеж в словосочетаниях вроде ложка сахара, две…

  • Из “Книги о грамматике” под редакцией А.В. Величко: Сложность вопроса о родительном / винительном падеже существительного, обозначающего прямой…

  • Плакат «Где? Куда? Откуда?»: https://www.ozon.ru/context/detail/id/140921762/

  • После глаголов испугаться, бояться, избегать, стыдиться и ряда других наблюдается конкуренция винительного и родительного падежей. Некоторые…

  • В этом семестре у нас на уроках было много разговоров о живописи. Мы занимаемся по пособию “Я пишу по-русски” (базовый уровень). Там во…

  • При объяснении родительного падежа (и при объяснении других падежей и грамматических тем вообще) можно идти двумя путями: от значения к форме и от…

  • Русский язык утратил формы двойственного числа. Реликт двойственного числа – окончание -а во множественном числе: глаза, берега, рукава (все слова…

  • Genitive case (part 3 – plural) The endings for the hard stem Masculine (мужской род) Feminine (женский род) Neuter…

Page 7

  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1247/000073ee-09a1ed68/img3.jpg 1. Книги для чтения с адаптированными произведениями русских…

  • 1. 5 книг об онтолингвистике: рекомендует Стелла Цейтлин 5 книг об онтолингвистике – книги на ПостНауке Что читать о процессе освоения детьми…

  • Олеся Балтак, автор пособий «Пиковая дама» А.С. Пушкина Книга на Amazon.it Код ISBN: La dama di picche: 978-88-536-2653-0…

  • «В методике преподавания английского языка обычно выделяют интенсивное (обучающее, короткие тексты) и экстенсивное чтение…

  • 1. Нужно ли все-таки давать грамматические задания во время работы с художественными текстами? В вебинаре четко сказано, что нет. В пособиях в…

  • В этом году исполняется 100 лет со дня рождения русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Предлагаю вам методическую разработку по его…

  • На днях в группе в Фейсбуке обсуждали вот такой вопрос: Читаю со студентами «Ревизора». Сегодня читали то место, где Хлестаков…

Page 8

Источник: https://marjulia.livejournal.com/152558.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.