Как оформить открытый урок в музыкальной школе. Уроки музыки

Содержание

Как происходит обучение в музыкальной школе?

Как оформить открытый урок в музыкальной школе. Уроки музыки

Раньше в музыкальных школах учились по 5 или 7 лет — это зависело от выбранной специальности (то есть от инструмента обучения).

Сейчас, в связи с постепенным реформированием этой отрасли образования, сроки обучения изменились.

В современных музыкальных школах и школах искусств предлагается две программы на выбор — предпрофессиональная (8 лет) и общеразвивающая (то есть облегченная программа, в среднем, рассчитанная на 3-4 года).

Самый главный предмет в музыкальной школе

Два раза в неделю ученик посещает уроки по специальности, то есть по обучению игре на том инструменте, который он выбрал. Эти уроки проходят в индивидуальной форме.

Педагог по специальности считается основным педагогом, главным наставником и обычно работает с учеником, начиная с 1 класса и до самого конца обучения.

Как правило, ученик привязывается к своему преподавателю по специальности, смена педагога нередко становится причиной, по которой ученик забрасывает занятия в музыкальной школе.

На уроках специальности происходит непосредственная работа за инструментом, разучивание упражнений и различных пьес, подготовка к экзаменам, концертам и конкурсам. Каждый ученик в течение года должен выполнить определенную программу, которую педагог разрабатывает в индивидуальном плане ученика.

Любе отчеты по выполнению программы происходят публично в виде технических зачетов, выступлений на академических концертах и экзаменах. Весь репертуар выучивается и исполняется наизусть. Эта система здорово работает, и за 7-8 лет, как правило, из мало-мальски способного ученика обязательно выходит прилично играющий музыкант.

Музыкально-теоретические дисциплины

Учебный план в музыкальных школах построен таким образом, чтобы дать ученику максимально разностороннее представление о музыке, воспитать в нем не только умелого исполнителя, но и грамотного слушателя, эстетически развитую творческую личность. Решить эти задачи во многом помогают такие предметы, как сольфеджио и музыкальная литература.

Сольфеджио — предмет, на котором много времени уделяется изучению музыкальной грамоты, развитию слуха, музыкального мышления, памяти. Главные формы работы на этих уроках:

  • пение по нотам (развивается навык беглого чтения нот, а также внутреннего «предслышания» того, что записано нотами);
  • анализ элементов музыки на слух (музыка рассматривается как язык со своими правилами и закономерностями, ученикам предлагается определить на слух отдельные созвучия и их красивые цепочки);
  • музыкальный диктант (нотная запись впервые услышанной или хорошо известной мелодии по памяти);
  • пение упражнений (развивает навыки чистого интонирования — то есть чистого пения, помогает осваивать все новые и новые элементы музыкальной речи);
  • пение в ансамбле (совместное пение является эффективным средством развития слуха, так как вынуждает учеников подстраиваться под друг друга, чтобы в результате получалось красивое сочетание );
  • творческие задания (сочинение мелодий, песен, подбор аккомпанемента и много других полезных навыков, которые позволяют чувствовать себя настоящим профессионалом).

Музыкальная литература — прекрасный урок, на котором ученикам предоставляется возможность довольно подробно познакомиться с лучшими произведениями классической музыки, узнать подробности истории музыки, жизни и творчества великих композиторов — Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича и других. Изучение музыкальной литературы развивает эрудицию, а знание изучаемых произведений пригодится и на обычных школьных уроках литературы в школе (есть очень много пересечений).

Радость совместного музицирования

В музыкальной школе одним из обязательных считается предмет, на котором учащиеся будут петь или играть на инструментах вместе. Это может быть хор, оркестр или ансамбль (иногда есть все перечисленное).

Обычно, хор или оркестр — это самый любимый урок, ведь здесь происходит социализация школьника, здесь он встречается и общается со своими друзьями.

Ну и сам процесс совместного занятия музыкой приносит одни лишь положительные эмоции.

Какие факультативные курсы преподают в музыкальных школах?

Очень часто детям преподают дополнительный инструмент: например, для трубачей или скрипачей это может быть фортепиано, для аккордеониста — домра или гитара.

Из новых современных курсов в некоторых школах можно встретить занятия по игре на электронных инструментах, по музыкальной информатике (занятие творчеством с помощью компьютерных программ для редактирования или создания музыки).

Узнать больше о традициях и культуре родного края позволяют уроки по фольклору, народному творчеству. Понять музыку через движение позволяют уроки ритмики.

Если у учащегося ярко проявляется склонность к сочинению музыки, то и эти способности в школе будут стараться раскрыть, по возможности, организуя для него занятия по композиции.

Как видите, план обучения в музыкальных школах достаточно насыщенный, соответственно, посещение ее может принести много пользы. О том, когда лучше начинать обучение в музыкальной школе мы рассказывали в предыдущем выпуске.

Источник: https://muz-teoretik.ru/kak-proisxodit-obuchenie-v-muzykalnoj-shkole/

Открытый урок в музыкальной школе

Как оформить открытый урок в музыкальной школе. Уроки музыки

Урок – основная форма организации учебного процесса в музыкальной школе.В школе есть групповые занятия – сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. И есть индивидуальные занятия – так называемая специальность.

Это может быть обучение на каком-либо инструменте или занятие вокалом. По принципу индивидуального обучения проходят музыкально-исполнительские уроки.

Есть много форм проведения музыкально-исполнительского урока.

Эти формы применяются и в каждодневной практике преподавателей, и при проведении открытых уроков.

.

Давайте вспомним традиционные типы уроков:

.

— ознакомление с новой темой и усвоение новых знаний— усвоение навыков и умений— применение знаний, навыков и умений на практике— обобщение и систематизация знаний

— контроль и корректировка знаний, умений и навыков

.

Урок может быть:— комбинированный урок— тематический (моно урок)

Более распространены в музыкальной школе уроки комбинированные и тематические.

Комбинированный урок состоит из трех основных частей:

.

1 Проверка самостоятельной работы ученика:— контроль и оценивание выполнения домашнего задания по всем пунктам

— определение дальнейших задач в работе с учеником

.

2 Основная часть урока:— анализ игры ученика, выявление как положительного в исполнении, так и недочетов— определение дальнейших учебных задач— выявление причины неудачи и способов её преодоления— ознакомление с новыми знаниями, формирование новых игровых навыков и умений, усовершенствование и закрепление приобретенных навыков

— осмысление нового материала, систематизация знаний и умений

.

3 Подведение итогов и домашнее задание— выводы по достижению цели урока и решению поставленных задач— оценка работы ученика и его успехов

— домашнее задание, объяснение по самостоятельной работе над фрагментами музыкального произведения.

Домашнее задание базируется на принципах посильности и постепенного нарастания трудностей, анализа сложных отрывков в музыкальных произведениях и нахождения путей преодоления сложностей.

Моно урок, или тематический урок, посвящен решению одной задачи – работа над техникой, интонацией, фразировкой и так далее.
Приведем приблизительный перечень тематических уроков, темы которых могут рассматриваться и на открытых уроках.

Темы открытых уроков

1 –  Организация игрового аппарата у начинающих
2 –  Работа над штрихами
3 –  Работа над кантиленой
4 –  Работа над выразительными средствами музыки
5 –  Ритм – смысловая категория
6 – Работа над художественным образом произведения
7 – Использование межпредметных связей на уроке
8 – Формирование исполнительских навыков на начальном этапе обучения
9 – Музыкальное интонирование и проблемы интонации на соответствующем музыкальном инструменте
10 –Соответствие стиля исполняемой музыки и применяемых штрихов
11 – Музыкальное интонирование — результат осознания учащимся содержания произведения
12 – Взаимосвязь техники исполнения и музыкально-художественного воспитания ученика
13 – Проблемы педализации (для пианистов)
14 – Работа над звукоизвлечением
15 – Взаимосвязь звукоизвлечения с выполнением конкретных музыкально-художественных заданий
16 – Работа над развитием музыкального мышления
17 – Проблемы фактуры
18 – Работа над полифоническим произведением
19 – Работа над крупной формой
20 – Работа над целостностью формы и содержанием произведения
21 – Усовершенствование технического оснащения ученика

Планирование урока       

Преподавателю необходимо помнить, что время урока ограничено. И чтобы рационально и эффективно его использовать, следует тщательно спланировать ход урока.

.

При составлении плана урока следует:— Определить место конкретного урока в учебном процессе и его взаимосвязь с другими уроками— Выявить цель и содержание урока, определиться с формами проведения урока и методикой его проведения— Спланировать домашнее задание, которое может корректироваться в ходе урока

Решающим значением при планировании урока является анализ итогов предыдущих уроков.

.

При проведении урока преподаватель использует разнообразные методы обучения:

.

— словесное пояснение— показ-демонстрация (живое исполнение)— подпевание— дирижирование

— демонстрация того, как не следует играть

Наиболее распространенным, доступным и деятельным инструментом обучения является слово. Овладев этим инструментом, преподаватель делает доступным для ученика сложные понятия и идеи. Слово активизирует воображение и чувства учащихся, развивает их мышление.

С помощью слова учитель может раскрыть содержание произведения и закономерности музыкально-исполнительского искусства. Объяснить принципы постановки исполнительского аппарата и суть технического приема, выявить недочеты в исполнении и выявить пути решения проблемы.

Речь преподавателя музыки должна отличаться яркостью, эмоциональностью, живостью. Важное место в речи педагога занимают сравнения, метафоры, ассоциации, меткие характеристики.

Творческое общение с преподавателем образует у ученика своеобразную профессиональную лексику, образную, лаконичную и понятную обеим сторонам обучения.

Один из главных принципов обучения – принцип наглядности. Наглядность проявляется в демонстрации «живого звучания». Этот метод эффективен, если не превращается в простую демонстрацию исполнительского мастерства педагога, а преследует определенные цели.

Цель «живого звучания» — помощь ученику в понимании сути замечания и указания преподавателя, нахождение учеником соответствующего звучания. В некоторых случаях целесообразно продемонстрировать ученику, как не следует исполнять, изобразить игру учащегося. А затем обязательно показать эталонное исполнение.

Это может быть демонстрация преподавателем, а может быть аудио и видеозапись в исполнении известных музыкантов.

.

Часто преподаватели применяют на уроке дирижирование (тактирование). Что позволяет воздействовать на игру ученика в процессе исполнения. Или совмещают дирижирование с подпеванием.

И все же основным методом обучения является активная практическая деятельность ученика на уроке. А объяснения педагога носят дополнительный характер.

.

Большую роль в музыкальной педагогике занимает проблема воспитания эмоциональной сферы ученика, которая не должна ограничиваться только развитием чувствительности на исполняемую музыку. Эмоциональная сфера способна оказать существенное влияние и на технику исполнения, так как работа исполнительского аппарата музыканта тесно связана с состоянием его нервной системы.

Определенные эмоции или способствуют преодолению технических трудностей, или усложняют этот процесс.

Иными словами, любой технический прием может превратиться в способ художественной выразительности только тогда, когда ученик пропускает его через свою эмоциональную сферу.

Продуктивность преподавателя во многом зависит от эмоциональной атмосферы, которую он сможет создать на уроке, от умения заинтересовать ученика.

Зависит также от того, сможет ли педагог привить учащемуся чувство любви к музыке и чувство восхищения музыкой.

.

Все, о чем мы говорили выше, относится как к повседневному уроку, так и к уроку открытому.

.

Открытый урок в педагогической практике играет большую роль и используется как:

.

— форма повышения квалификации преподавателя— внедрение передовых методик, технологий, инноваций в собственный опыт преподавателя— форма контроля со стороны администрации за ростом и совершенствованием педагогического мастерства преподавателя— толчок для самосовершенствования, творческих поисков, размышлений, анализа как для преподавателя, дающего открытый урок, так и для слушателей— педагогическая мастерская для преподавателей отдела, школы, методического объединения:а)  распространение профессионального опыта преподавателя

б)  возможность оказания методической помощи молодому преподавателю

.

В начале открытого урока преподавателю необходимо сообщить следующую информацию:

.

— причина и мотив выбора данной темы— цель и задачи урока— творческая характеристика учащегося на данный момент и наличие у него исполнительских проблем

— сообщить, в какой стадии работы находятся изучаемые на уроке произведения

.

В конце урока преподаватель подводит итоги — что удалось и насколько удалось выполнить поставленные задачи, качество выполнения заданий учеником, достигнута ли цель урока

При обсуждении открытого урока преподавателями следует учесть:— стиль работы педагога (стимулирует обучение, воспитывает музыкой, дрессирует ученика)— организация урока во времени, его структура и темп— общая музыкальная грамотность и культура преподавателя

— умение четко формулировать задания и пояснять ученику способы их выполнения

.

На открытый урок преподаватель составляет план-конспект урока, куда входят следующие разделы:— Дата урока— ФИО ученика, с которым проводится урок— Класс, инструмент— Тема урока— Цель урокаучебнаявоспитательная— Определение конкретных задач для достижения поставленной цели урока— Тип урока— Структура урока— Ход урока (по пунктам)

— Итоги урока, домашнее задание

.

Вот что нужно учитывать при подготовке открытого урока в музыкальной школе.

.

Совсем скоро закончится лето, и начнется новый учебный год. Кроме учебной работы, преподавателям предстоит и методическая работа. Проведение открытых уроков тоже входит в обязанности педагогов. Поэтому выбирайте тему, уважаемые коллеги, и проведите открытый урок с огоньком и вдохновением, как это умеют делать преподаватели-музыканты.

.

Успехов!

С уважением, Ирина Анищенко

.

Не забудьте поделиться сообщением с друзьями в социальных сетях – буду благодарна Вам!

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/otkrytyj-urok-v-muzykalnoj-shkole

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Как оформить открытый урок в музыкальной школе. Уроки музыки

Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем.

Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы.

Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей. Шедевров хватает! Например:

  • «Полифонизируй фактуру пьесы!»;
  • «Учи дома много раз без перерыва!»;
  • «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;
  • «Разберись с интонацией!» и.т.д.

Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку.

Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

Игра в редактора

Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха – по Муджеллини, или Бартоку).

Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

Разучивание пьесы

Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.

Творческая редакция ученицы. Фото Е. Лавреновой.

  • 5 уроков на разбор и соединение двумя;
  • 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;
  • 6 уроков на художественную отделку.

Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!

Синтез искусств и игра в исследователя

Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно.

 Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте.

Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

Повторить 7 раз

Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

Время занятий

Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.

Цель занятий – не игра, а качество

Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

Ритуал

Каждое занятие должно иметь три составляющие:

Рисунки к музыке. Фото Е. Лавреновой.

  1. развитие техники;
  2. закрепление пройденного;
  3. разучивание нового.

Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.

Муза-вдохновительница

Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

Музыка – это радость

Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, – это хобби и увлечение. Не нужно играть часами.

Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.

Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.

Автор – Елена Лавренова 

(учитель ГУО «Детская школа искусств им. А. Богатырева г. Витебска)

Источник: https://music-education.ru/domashnie-zanyatiya-pianista/

Как проходят уроки музыки в школе

Как оформить открытый урок в музыкальной школе. Уроки музыки
ПОДОБРАТЬ КУРС

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос умным, талантливым, расширял кругозор. Уроки музыки в школе раскрывают способности и творческий потенциал.

Зачем в школе учат музыку

Педагоги считают музыку важным предметом учебной программы. Причины тому:

  • Дисциплина. Осваивать инструмент нужно регулярно, в школе и на дому.
  • Развиваются интеллектуальные способности, пластичность сенсорных систем. Ребенок запоминает нотный текст, тренируя логическую, визуальную, слуховую, эмоциональную память. Управляет звуковыми фигурами, лучше работает с большим объемом информации.
  • Поняв структуру музыкального произведения, ребенок быстрее освоит технические науки.
  • Занятия в коллективе развивают коммуникативные навыки детей. Общее дело сближает и помогает завести друзей и единомышленников.
  • Через музицирование ребенок выражает себя творчески.
  • Растет культурный уровень. На уроках школьники узнают о великих композиторах, произведениях.

Развитое мышление и терпение пригодятся в каждой сфере. А навыки и эрудиция впечатлят собеседника.

Методика преподавания

Для эффективного обучения в начальной школе разработали методику преподавания музыки.

Наиболее популярные способы:

  • Копирование процесса. Ученик ставит себя на место композитора. Отвечает на вопросы: что я хочу донести? Почему? Интересно ли это остальным?
  • Импровизация. Учащиеся выбирают инструменты, ярче выражающие замысел автора, раскрывают персонажей. Исполняют песни, имея только слова. Таким образом, дети становятся на место композитора, пропуская песню, мелодию через себя.
  • Анализ произведения. Прослушав начало, ученики выдвигают теорию, как разовьется музыка дальше, чувствуют и мыслят от содержания. Идею развития переносят на звучащее произведение.
  • Отождествление. Перенос образов, эмоций произведения на себя. Ребята проживают события, о которых рассказывает композитор.
  • Цвет – образ. На уроках размышляют о мелодии с помощью цвета. При прослушивании определяют цветовую гамму произведения, характер. Затем дети переносят ощущения на изображение.

Методы делят на вербально насыщенные и интонационно насыщенные.

Популярные курсы Bubolab

23 750 руб.

На страницу курса

Группа кратковременного пребывания

от 475 руб.

На страницу курса

Занятия по игре на синтезаторе

от 475 руб.

На страницу курса

Ищете курсы? Хотите получить новый навык?

Мы собрали лучшие курсы с сертификатами для начинающих и продолжающих

подобрать курс

Для первых характерно иллюстративное обучение. К нему относят:

  • Прогноз и возвращение к пройденному. Показывает связи между различными темами. Создает гармоничное представление малышей о единстве музыкального произведения.
  • Обобщения. В приоритете: понять базовые составляющие о музыке. 
  • Эмоциональная драматургия. Развитие чувствительного отношения к музыке.
  • Создание художественного контекста. Развитие музыкальной культуры через другие сферы: природу, историю, другие области искусства.
  • Жизненные ассоциации. Эмоциональное состояние детей максимально приближают к состоянию героя произведения.
  • Наложение. Устанавливают связь между музыкой и литературой. Настроение литературного персонажа  подчеркивают музыкально.
  • Полифонический метод. Цель – сохранять музыкальное внимание продолжительное время.

Интонационно насыщенные методы:

  • Размышление о музыке. Цель – развить у детей духовные ценности. Выбирают проблему, которую решает музыка, ищут решение сами.
  • Проблемное изложение материала. Ученики развивают самостоятельность в поиске новой информации. Учитель создает ситуацию, раскрывающую противоречия известных знаний и новых явлений.
  • Переинтонирование. Формирует музыкальное мышление на основе интонаций. На уроках изучают явления, свойственные композиторам. Это помогает определить автора в незнакомой композиции и создавать произведения в определенном стиле.
  • Создание шедевров. Дети постигают логику композиции, это помогает создать что-то свое.

Также среди школ России завоевала популярность Вальдорфская система. В Москве более 20 лет работает ряд школ, практикующих данный метод.

Основа Вальдорфской педагогики заключается в том, что практика — главный и первый шаг в изучении предмета, из практики вытекает теоретическое знание.

 Карл Орф создал не менее известную технологию музыкального образования, не зависящую от способностей детей. Ее суть в развитии воображения, в простом музицировании. Проведение урока сопровождается не только игрой на инструментах, но и движениями: хлопками, топотом и т. д.

Это делает занятие класса музыки в школе занимательным процессом.

Структура урока

Проведение занятия осуществляют поэтапно:

  1. Детям объясняют новую тему. Раскрывают цели, задачи.
  2. Изучают материал.
  3. Закрепляют.
  4. Проверяют, насколько ученики запомнили новую информацию.
  5. Задают домашнее задание.
  6. Проводят аттестационное занятие.

Чаще занятия включают все 6 этапов. При необходимости учитель корректирует структуру урока музыки: проводит аттестационную работу, повторяет пройденное или только объясняет новую тему.

Виды деятельности на уроке музыки:

  • Индивидуальный подход: каждому ученику подбирают персональное задание, в зависимости от его способностей.
  • Фронтальный вид деятельности: ученики выполняют одинаковую работу. Позже класс общается, обсуждает результаты, сравнивает. Дети учатся размышлять, аргументировать, находить ошибки в чужих рассуждениях. Развиваются коммуникативные навыки, чувство коллективизма.
  • Групповая форма: коллектив делят на маленькие группы для решения конкретных задач.

В музыкальном воспитании каждый метод по-своему полезен и необходим.

Средства обучения, используемые на уроках

Для прочного усвоения информации преподаватель музыки задействует как можно больше чувствительных органов.

Визуальные средства делят на виды:

  • Изобразительные: картинки, портреты, фотографии.
  • Графические: таблицы, схемы.
  • Мультимедиа приложения: фильмы, мультфильмы.
  • Все чаще к урокам музыки добавляют презентации.

Широкий выбор дистанционных инструментов на уроках музыки предоставляет МЭШ – Московская электронная школа. Сервис позволяет вести виртуальный дневник, конспект урока, план, знакомиться с нужными материалами в удобном формате, в т. ч. и видео.

Виды деятельности

Каждый урок включает:

  • ознакомительную часть;
  • воспроизведение;
  • изучение.

Активным и непоседливым школьникам младших классов слушать учителя трудно. Важно приучить детей к мысли, что для прослушивания музыки в кабинете нужно сидеть тихо, ибо настоящая мелодия рождается в тишине.

Другая форма работы над песней — исполнение.

Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Важно отметить, что вокал на кружках, уроках является коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.

Как разучивают песни на уроках

Выбор песни для разучивания не произволен. Особенно тщательно подбираются произведения для младших школьников.

Форма их должна быть лаконична. Музыка – с четко прорисованным мелодическим рисунком. Ритм – простой с чередованием не более трех видов длительностей. Таким критериям обычно отвечают народные песни, частушки.

Стадии разучивания песни на уроке музыки:

  1. Прослушивание.
  2. Анализ.
  3. Запоминание.
  4. Исполнение.

Стадии изучения теории:

  1. Объяснение.
  2. Закрепление.
  3. Повторение.
  4. Обобщение.
  5. Применение на практике.

Способы прочувствовать произведение:

  • аудио и видеозаписи, слайды;
  • сравнение с другими произведениями;
  • выражение музыки в рисунках, рассказах.

В процессе всех форм деятельности дети узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять мелодии.

Особенности анализа урока музыки

Анализ урока музыки предполагает рассмотрение:

  • целей, задач, содержания занятия;
  • личных качеств педагога.

Варианты анализа бывают разными. Помогают ориентиры:

  • насколько педагог заинтересовал детей, вовлек их в активный процесс;
  • усвоение музыкальных знаний учениками;
  • формирование вокально-хоровых умений;
  • умение исполнять, импровизировать, устно и письменно высказывать свои впечатления.

При анализе обращают внимание на такие моменты:

  • насколько дети заинтересованы;
  • сколько нового материала усвоено;
  • развитие исполнительских навыков.

Также оценивают эмоциональный фон урока: насколько участники довольны процессом.

Дидактические материалы для учителя музыки

Обязанность учителя не только раскрыть творческий потенциал детей, но и наставлять, направить на верный путь. Для этого и созданы дидактические материалы.

При составлении учебной программы по музыке, выборе учебников российские школы ориентируются на ФГОС.

Популярностью среди педагогов пользуется книга Апраксиной О. Л. «Методика музыкального воспитания в школе».

Краткое содержание курса:

  • Становление музыкального образования. Его цели и задачи.
  • Уроки музыки в 19–20-х веках, в советское время.
  • Учебные программы 1970–1981 гг.
  • Методика музыкального воспитания в 1, 2 классах.
  • Музыкальное воспитание в 3 классе.
  • Занятия для 4 класса.
  • Уроки в 5, 6, 7 классах.
  • Общие вопросы музицирования.
  • Современные взгляды на музыкальную грамотность в школе.
  • Восприятие музыки и разбор с детьми.
  • Хоровое пение как вид исполнительского искусства.
  • Тенденции музыкального образования.
  • Музыкальное воспитание в других странах.

Автор рассматривает музыкальное образование с разных сторон. Объясняет, в чем разница работы педагога в старших и младших классах.

школа вокала музыка музыкальные инструменты

Источник: https://bubolab.ru/articles/muzyka-shkola/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.