Как объяснить родительный падеж

Содержание

Падеж имен существительных

Как объяснить родительный падеж

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

ПадежВспомогательные словаПадежные вопросыСмысловые вопросы
ИменительныйестьКто? лиса    Что? земляКто? Что?
РодительныйнетКого? лисыЧего? землиГде? Откуда?Чья? Чьи? Чье?
ДательныйдатьКому?  лисеЧему?  землеГде? Как?
ВинительныйвижуКого?   лисуЧто?    землюГде? Куда?
ТворительныйдоволенКем?   лисойЧем?   землейГде? Как?
ПредложныйдумаюО ком? о лисеО чем? о землеГде?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ –ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы – Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. – написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 71, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 76, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 103, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 68, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 54, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 11, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 113, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 117, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 31, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 215, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 51, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 92, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 71, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 111, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 18, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 36, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 531, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 105, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 148, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 247, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 266, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 267, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 130, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/8

Винительный и родительный падежи – как отличить, вопросы и правило употребления

Как объяснить родительный падеж

Родительный и винительный (от слова «вина», проверочное сущ. — «повинный») падежи используются для разных целей, причём первый применяют чаще. Это обусловлено тем, что он может выполнить больше функций. Конструкции с использованием р. п. составляют, когда нужно сделать следующее:

  1. Соотнести целое с частью: ветка сирени, литр молока, кусок торта, ложка дёгтя в бочке мёда, страница книги.
  2. Показать признак или характеристику предмета, подвести итог: результат исследования, итоги мероприятия, решение задачи.
  3. Сравнить объекты друг с другом: быстрее ветра, жарче солнца, слаще сахара, тверже камня, ярче звёзд.
  4. Показать, что объект принадлежит кому-либо или чему-либо: мех зайца, халат врача, колпак повара, диплом специалиста.
  5. Выразить влияние отрицающего глагола на существительное: не купили хлеба, не ест конфет, не пьёт чая. Примечание: иногда в подобных ситуациях может использоваться и винительный падеж (не получили зарплату).
  6. Передать намерение относительно объекта или удаление от него: выбросить из головы, убежать из дома, уйти от ссоры, отдалиться от родителей.

Распространённый случай, когда существительное ставят в р. п., — конструкция, где показано, что от исчисляемого или неисчисляемого объекта взяли часть. Примеры: 5 яблок, стакан воды, машина снега. Ситуаций, в которых применяют в. п., сравнительно меньше. Вот что можно сделать с его помощью:

  • Показать, что между объектами существует пространственная или временная связь: зайти в дом, уехать в город, прибыть на месяц, опоздать на неделю, зарядить на целый день.
  • Отобразить действия, совершаемые по отношению к объекту: листать книгу, рисовать дерево, считать доходы, смотреть телевизор, гладить кошку, хвалить сотрудника.
  • Выразить эмоцию, касающуюся человека, предмета или явления: страшно за урожай, обидно за брата, стыдно за поступок, больно за страну.

Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:

  1. Определяют, является ли объект одушевлённым или неодушевлённым.
  2. Подставляют вопрос, на который отвечает член предложения. Вопросительные конструкции лучше использовать парно, так как они разные по отношению к одушевлённым и неодушевлённым существительным.
  3. Подставляют вспомогательные слова «нет» и «вижу». Если подходит первое, значит, предложение составлено с применением родительного падежа, а когда второе, речь идёт о винительном.

Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу.

Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода.

Примеры:

  • вижу ученицу — сумка ученицы;
  • вижу дядю — сумка дяди;
  • вижу папу — сумка папы.

Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц».

В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы».

Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.

Изучение в школе

В рамках школьной программы дети получают представление о падежах в начальных классах. В русском языке их 6, причём каждый характеризуется парой вопросов. Первый подставляется к одушевлённым существительным, второй — к неодушевлённым. Вот на какие вопросы отвечают падежи, с которыми возникает путаница:

  • именительный — «кто?», «что?»;
  • родительный — «кого?», «чего?»;
  • винительный — «кого?», «что?».

Помимо этого, для каждого падежа характерны определённые предлоги и зависимые слова. Задача учителя — объяснить детям, как можно научиться определять разницу между падежами в тех случаях, когда их формы совпадают.

Урок, посвящённый этой теме, проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель определяет цели:

  • научиться распознавать падежи по предлогам, вопросам и окончаниям;
  • развить у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность и способность проводить сравнения;
  • помочь разобраться со сложными случаями.

Организационная часть включает разминку. Учитель просит написать в тетради несколько слов, отвечающих на вопрос. Пример: «Что можно увидеть в зимних узорах на стёклах?» Ученики перечисляют предметы, которые подскажет им фантазия. Важно проверить, чтобы они стояли в в. п. Затем преподаватель предлагает сравнить слова и подумать, что в них общего.

Следующая часть посвящена работе со словарным словом. Учитель пишет на доске буквы в любом порядке, а школьники составляют из них существительное, наречие или другую часть речи. Следующий этап — подбор однокоренных слов, изучение орфограммы. Затем урок переходит к основной части — изучению в. п. и р. п., сравнению их особенностей.

Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:

  • ученики пишут контрольную;
  • старику жаль прошедшие годы;
  • мальчику жаль собаку.

Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:

  • мальчика знобит;
  • награда воодушевила победителя;
  • человека осенило.

В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:

  • времени: «Встретиться в четверг».
  • стоимости: «Уплатить 100 рублей».
  • пространства: «Пробежать километр».
  • объекта: «Бросить сумку».
  • результата: «Построить дом».

Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробовать подставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.

Отличие именительного и винительного падежей

Существительные 2 и 3 склонения, поставленные в винительный и именительный падежи, в единственном числе имеют одинаковые формы. Аналогичная ситуация наблюдается и с некоторыми местоимениями. Из-за этого ученикам сложно различить падежи.

Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простое правило: если существительное в предложении играет роль подлежащего, значит, оно стоит в и. п. Но когда слово является зависимым от другого члена, это указывает на в. п. или р. п., которые являются косвенными.

Примеры, как отличить винительный и именительный падежи:

  1. «Лес рубят — щепки летят». И. п., сущ. «лес» выступает в роли подлежащего.
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери с собой еду, бери спички». В. п., сущ. «лес» выступает в роли дополнения.
  3. «Смотрю на лес и слышу трели соловья». в. п., сущ. является дополнением.

Ещё один способ распознавания — по наличию или отсутствию предлогов.

Если они есть, значит, речь идёт о винительном падеже, а когда их нет, нужно применять другие способы, например, подставить вопрос.

В словосочетании «пойти в лес» существительное стоит в винительном падеже. На первый взгляд, к нему подходит вопрос «куда?», но есть ещё один вариант — «во что?», который точно указывает на в. п.

Таким образом, поочерёдно применяя все предложенные способы, ученик сможет разобраться с любым сложным случаем. В школьной программе предусмотрены упражнения на различие винительного и родительного падежей. Таблица с отличиями, составленная учеником для себя, поможет на проверочной работе, поэтому её стоит сделать самостоятельно или скачать в готовом виде.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/kak-otlichit-roditelnyy-padezh-ot-vinitelnogo.html

Как объяснить ребенку падежи

Как объяснить родительный падеж

В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.

Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.

Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.

Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.

И в том и другом случае  сложную тему надо объяснять родителям.

О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.

1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой

Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”

Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.

Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.

Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска

Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов

Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)Маша ест каша (Маша ест кашу)

Люда купила юбка (Люда купила юбку)

Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?

Как составить предложение, чтобы было понятно?

3.   Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?Родительный — нет (кого? чего?)Дательный — дам (кому? чему?)Винительный — вижу, виню (кого? что?)Творительный — творю (кем? чем?)

Предложный — думаю о ком?, о чем?

Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)

Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.Например,Именительный это кто? что?- машинка.Родительный — нет кого? чего? — машинки

и т.д.

4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом

Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни

5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом

На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово

Родительный — родилДательный — далВинительный — вижу, виню

Творительный — творю

Когда ребенок выучит, проверьте его.

Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос

Для запоминания порядка пажедей используйте мнемотехническую фразу:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку

6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова

Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.

Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.

Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова

Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.

7. Тренировка «крестики-нолики»

Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.

Первый раз я рассказала такую историю:

Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.

Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падежВ ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы.

(кого? чего?)На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)

А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)

Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.

Таких тренировок надо делать несколько.

Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”

Один мальчик очень плохо себя вел, и тогда мама решила дать ему по жопе. (по кому? чему)Она так и сказала! Иди сюда, дай мне свою жопу! (кого? что?)Мама! Я не хочу. Сказал мальчик.Тогда мама спросила, а почему тогда ты иногда думаешь жопой?

Наверное потому, что жопа вместо головы?

Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»

8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте

Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи

В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.

В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»Если ребенок увлекается футболом -придумывайте тексты о футболе.Играет в шахматы — о шахматах

Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе

Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.

Тогда обучение будет простым и увлекательным.

9. Создать паук-карту «падежи»

Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.

Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.

К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.

Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.

Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.

Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.

До 14 февраля мы объявляем акцию.

Всем, кто уже присоединился или только присоединится к Школе умных детей мы дадим доступ к базе знаний (видеоурокам и заданиям) навсегда сразу ко всей начальной школе.

Это значит, что Вы сможете получать все уроки и все обновления уроков, которые будут появляться в школе в дальнейшем бесплатно.

Присоединяйтесь к школе прямо сейчас и получить доступ к базе знаний школы навсегда.

Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.

Получить  пожизненный доступ к урокам Школы умных детей>>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: https://gladtolearn.ru/blog/kak-obyasnit-rebenku-padezhi/

Родительный падеж имен существительных

Как объяснить родительный падеж

Родительный падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен суще­стви­тель­ных, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы кого? чего?

Узнаем, что такое роди­тель­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

В рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные име­ют строй­ную систе­му изме­не­ния по паде­жам и чис­лам. Термином «падеж» назы­ва­ют спо­соб­ность имён суще­стви­тель­ных изме­нять свою началь­ную фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа на дру­гие паде­жи. В рус­ском язы­ке выде­ля­ют шесть паде­жей имён суще­стви­тель­ных.

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный (есть)кто? что?
Родительный (нет)кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный (дать)кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный (вижу)кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный (дово­лен)кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный (думать)о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го назы­ва­ет пред­мет или лицо, кон­ста­ти­ру­ет его суще­ство­ва­ние в реаль­но­сти. По при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му роду (муж­ско­му, жен­ско­му или сред­не­му) и падеж­ным окон­ча­ни­ям в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа все суще­стви­тель­ные при­над­ле­жат к пер­во­му, вто­ро­му или тре­тье­му скло­не­нию:

  • (кто?) стар­шина, тётя, (что?) рука, баня — пер­вое скло­не­ние;
  • (кто?) стро­и­тель  ; (что?) ствол  , дерево — вто­рое скло­не­ние;
  • (кто?) дочь  , (что?) брошь   — тре­тье скло­не­ние.

За име­ни­тель­ным паде­жом, пря­мо назы­ва­ю­щим объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти, сле­ду­ет кос­вен­ный роди­тель­ный падеж.

Существительные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кого? чего?

Чтобы обра­зо­вать фор­му роди­тель­но­го паде­жа, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозя­ин — не было (кого?) хозя­ина;
  • зем­ля — нет (чего?) земли.

Каждое суще­стви­тель­ное в зави­си­мо­сти от типа скло­не­ния, а так­же твёр­дой или мяг­кой осно­вы сло­ва име­ет харак­тер­ные падеж­ные окон­ча­ния в фор­мах роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Понаблюдаем:

1 скло­не­ние

  • р. п. не было (кого?) стар­шины — стар­шин  
  • р. п. нет (кого?) тёти — тёть  

2 скло­не­ние

  • р. п. не было (кого?) стро­и­теля — стро­и­телей
  • р. п. нет (чего?) ствола — стволов
  • р. п.  нет (чего?) дерева — деревьев

3 скло­не­ние

  • р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
  • р. п. нет (чего?) броши — брошей.

Часто воз­ни­ка­ют рече­вые ошиб­ки при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя.

В раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют­ся фор­мы: «нет вре­мя», » вождь пле­мя», «чело­век без имя». Следует учесть, что у раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен-.

В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа эти сло­ва име­ют окон­ча­ние -и.

Правильно:

  • вре­мя — нет вре­ме­ни;
  • пле­мя — вождь пле­ме­ни;
  • чело­век без име­ни.

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, соче­та­ясь с дру­гим суще­стви­тель­ным, име­ет опре­де­ли­тель­ное зна­че­ние, обо­зна­ча­ю­щее при­над­леж­ность дру­го­му пред­ме­ту или лицу:

  • голос (чей?) мамы — мамин голос;
  • лапа (чья?) ели — ело­вая лапа;
  • сооб­ще­ние (чьё?) папы — папи­но сооб­ще­ние.

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­ных может быть обра­зо­ван с помо­щью непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных пред­ло­гов:

до, от, без, из, для, с, у, из-за, око­ло, мимо, вслед, воз­ле, кро­ме, вне, ради и пр.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа, назы­ва­ю­щей объ­ект дей­ствия или его отсут­ствие, вре­мя, место и пр.

Примеры

  • остать­ся до втор­ни­ка;
  • отплыть от бере­га;
  • остать­ся без све­та;
  • капа­ет с вет­ки;
  • пока­зать­ся из-за дома;
  • рас­тет сре­ди поля;
  • прой­ти мимо зда­ния;
  • оста­но­вить­ся воз­ле калит­ки.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у/-ю:

  • лож­ка мёда — хочет­ся мёду
  • ста­кан кипятка — дай­те кипятку
  • зубок чес­нока — поесть чес­ноку.

Формы роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -а/-я явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми. В лите­ра­тур­ной речи исполь­зу­ют­ся сло­ва с окон­ча­ни­ем -а/-я, при­чём в выбо­ре этой фор­мы име­ет зна­че­ние, если суще­стви­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся с опре­де­ле­ни­ем:

  • ста­кан чая — ста­кан тёп­ло­го чая;
  • сугро­бы сне­га — сугро­бы пуши­сто­го сне­га;
  • струя воз­ду­ха — струя тёп­ло­го воз­ду­ха.

Существительные с окон­ча­ни­ем -у/-ю отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром. Они упо­треб­ля­ют­ся в быто­вой речи в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми из, до, с, от

  • вый­ти из лесу;
  • осла­беть с голо­ду;
  • семь лет от роду;
  • прой­ти до дому;

2. при обо­зна­че­нии части от цело­го у веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных

  • выпить лимо­на­ду;
  • долить кипят­ку;
  • пред­ло­жить чаю;
  • насы­пать пер­цу;
  • достать сыру;

3. суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным суф­фик­сом -к-

  • попро­бо­вать квас­ку;
  • поло­жить сахар­ку;
  • попро­бо­вать сыр­ку;
  • под­но­сить мед­ку;

4. отвле­чён­ные суще­стви­тель­ные с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем

  • мно­го шуму;
  • набол­тать вздо­ру;
  • наде­лать скан­да­лу;

5. во фра­зео­ло­ги­че­ских соче­та­ни­ях

  • при­пу­стить что было духу;
  • не до сме­ху;
  • с миру по нит­ке;
  • сбить с тол­ку.

Синтаксическая роль существительных родительного падежа

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа чаще все­го выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­ных чле­нов:

  • допол­не­ния
  • несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния
  • обсто­я­тель­ства

В соста­ве неде­ли­мых соче­та­ний со сло­ва­ми более, менее, свы­ше, ряд, часть, боль­шин­ство, мень­шин­ство, мно­го, мало, сколь­ко, несколь­ко, столь­ко и пр., а так­же с чис­ли­тель­ны­ми фор­ма роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных явля­ет­ся под­ле­жа­щим.

Примеры

Мы не зна­ем (чего?) горя со спо­кой­ным малы­шом.

Ветка (чья?) клё­на сту­чит­ся мне в окно.

Дети выбе­жа­ли (отку­да?) из дверей шко­лы.

В лесу под дере­вья­ми еще лежит мно­го сне­га.

Двое рыба­ков сидят в лод­ке посре­ди озе­ра.

Пять котят весе­ло рез­ви­лись во дво­ре.

Большинство ребят согла­си­лись прий­ти на тре­ни­ров­ку зав­тра утром.

Меньшинство депу­та­тов про­го­ло­со­ва­ли про­тив про­ек­та.

Часть стра­ниц кни­ги ока­за­лась с каран­даш­ны­ми помет­ка­ми.

Свыше пяти­де­ся­ти озёр Тверской обла­сти при­вле­ка­ют тури­стов для отды­ха.

урок

Средняя оценка: 5. Проало: 2

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/roditelnyy-padezh.html

Как объяснить ребенку падежи быстро и понятно ?

Как объяснить родительный падеж

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет.

Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей.

Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный — именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.

Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»

Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».

Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.

«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.

«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».

«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежавинить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.

Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:

«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)

«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:

«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)

«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?»

Примеры:

Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем?» мамой.

Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем?» собакой.

Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем?» грушей.

И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?»

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним.

Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

кто? — мышь — именительный падеж

кого? мыши — родительный падеж

кому? мыши — дательный падеж

кого? мышь — винительный падеж

кем? мышью — творительный падеж

о ком? о мыши — предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

И — Имя

Р- Рождения

Д- Дали

В — Винили

Т — Творили

П — Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный — кто? что?

Родительный — нет кого? нет чего?

Дательный — «дать кому?» «дать чему?»

Винительный — «винить кого?» «винить что?»

Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»

Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.

Источник: https://skvorushka.ru/kak-obyasnit-rebenku-padezhi-byistro-i-ponyatno/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.