Я точно знаю что ничего не знаю. Я знаю, что ничего не знаю
Сократ: Философия «Я знаю, что ничего не знаю»
Знаменитый парадокс приписывают Сократу. Наверное, всё же его. Во всяком случае, ему была близка мысль о многомерности мира и ограниченности любого знания. Сократ жил в эпоху, когда люди способны были отдавать жизнь за свои взгляды. И его не миновала сия чаша. Он не захотел отречься от своих мыслей. И выпил яд…
Сократ родился в Афинах, годы жизни — приблизительно с 469 по 399 до н.э. Вся его философия жила в устной форме, то есть передавалась от учителя ученику. «Только так правильно!» — считал мудрец. Ведь письменная речь создаёт шаблоны, мешает импровизации, закрепощает мысль.
о нём много писали современники: и друзья, и недруги… Его учеником был Платон. Его поклонником — Аристотель.
Имея колоссальное влияние на учёных, он не гнушался говорить с любым: с пастухом и садовником, с ребёнком и женщиной… И со всеми с ними — только о высоком! О тайнах бытия, о преклонении перед знанием, о непознаваемости мира… Он был так знаменит, что его при жизни выводили в комедиях.
Он не обижался. Мудрец не станет сердиться на шутку. Ирония — один из способов познания. И уж точно одно из золотых правил ведения диалога. Учитель без иронии ничтожен. Он не сможет научить мыслить молодых.
Сын зажиточного каменотёса, Сократ не делал социальных различий — брал в ученики любого.
Хотя в просвещённую эпоху Перикла ему было с кем поговорить: он дружил с музыкантами и учёными, политиками и военными, судьями и софистами… Он вёл споры о войне и мире, о боге и религии, о нравственности и любви… Сократ войну ненавидел, но участвовал в Пелопоннесской войне, чтобы убедиться, что не трус. Говорят, женился он крайне неудачно: его Ксантиппа была знаменита своей сварливостью. Помните шутку барона Мюнхгаузена: «Попадётся хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом…»? Так это афоризм Сократа. Как и другой знаменитый: «Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью…»Горькая истина данных слов была им проверена на себе. Хотя в этом несчастливом браке родилось трое детей.Правила жизни. Он очень любил поговорить, считал, что в диалоге рождается подлинное знание. Но это не та болтовня, которой предаемся мы на досуге. У Сократа были правила ведения беседы: парадоксальность, умелое противоречие, ироничность. Он считал себя пигмеем на фоне вселенской мудрости. А мы сегодня горазды хвастать умом. Он всю жизнь стремился избавить своё мышление от шаблонов и стереотипов, а мы, не стесняясь, пишем разную чушь в «Фейсбуке». Высшей формой добродетели Сократ считал знание, много рассуждал о сущности любви и дружбы. А мы сегодня трясем грязным бельём с экранов, полагая, что говорим о чувствах. Сократ считал, что опыт жизни молодое поколение должно получать, смиренно слушая старших и учась у них добродетели. Он говорил: «Человек, поступающий дурно, скорее всего, просто не знает, что такое добро!» О, неисправимый идеалист! А что он думал о государстве, о власти! У власти должны быть только самые лучшие представители общества, высоконравственные и живущие по принципу добра. Боже, как далеко это от наших реалий… Но и в своё время он многих насмешил таким подходом. А многих и разгневал: его бросили в тюрьму. Так поступали со слишком яркими, независимыми и неудобными всегда. Кто-то догадался, что этот словоохотливый чудак имеет слишком много влияния на греков. И в 399 году до н.э. афинский суд вынес Сократу приговор: за оскорбление принятой государством религии, за подрыв устоев государства, за дурное влияние на молодёжь… приговаривается к смерти! Его ученики и поклонники пытались спасти гения, организовав побег из тюрьмы. Но Сократ отказался. Он держался перед судьями гордо, его взгляд был строг. Он был уверен, что не сделал и не сказал ничего преступного. И все же его осудили. Он должен был выпить яд. В последний день земной жизни философа его ученику Платону разрешили провести с ним беседу — развлечь узника. И они заспорили о бессмертии души, да так эмоционально, так горячо!… Тюремщик несколько раз просил оппонентов вести себя потише. Он твердил, что Сократу перед казнью не стоит так себя будоражить. Бедный плебей! Где ж ему понять, что Сократ решал главный вопрос своего бытия. Потом он принял яд, спокойно наблюдал за постепенным окоченением рук, ног… В последний момент вдруг кинулся к другу Критону: «Я вспомнил! Я должен Асклепию петуха, отдай за меня мой долг!». И умер. Платон горько плакал и твердил: «Убили праведника!».
Журнал: Советы Оракула №3, март 2020 года Рубрика: Лики красоты
Инна Шевченко
биография, жизнь, отравление, Древняя Греция, казнь, яд, философия, Афины, Советы Оракула, Сократ
Вход
Источник: https://www.bagira.guru/history/sokrat-filosofiya-ya-znayu-chto-nichego-ne-znayu.html
Кадр из сериала “Игра престолов” В одном паблике заметили параллель между сценой из “Игры престолов”, где великан хватает маленькую…
Совместный парад Вермахта и РККА в Бресте. 22 сентября 1939 г. На сайте “Эхо России” (не понял, правда, кто на нём пишет, нигде нет…
Как мне кажется, в своём роде очень неплохой ролик для первого знакомства с Древней Грецией. Может быть, излишне “галопистый”, но это в формате…
“Мне бы очень хотелось, чтобы вспомнили исходное, античное значение «политики». Слово это греческое, и мы его знаем в употреблении Аристотеля.…
Храм Посейдона. Мыс Сунион, Греция. Ок. 440 до н. э. Мыс Сунион – одновременно обязательный и необязательный пункт в программе любой обширной…
“У греков был очень глубокий и разветвлённый… нерв, а именно – всё сейчас, в данный миг, на месте, без откладывания на завтра или без зацепки за…
Эксекий. Аякс и Ахилл играют в кости Амфора чернофигурного стиля. Ок. 530 до н. э. Высота 61 см. Этрусский музей, Ватикан. Эксекий считается…
1. Фараон Микерин и его жена. Гиза. Ок. 2599-2571 г. до н. э. Шиферный сланец. Высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон. 2.…
1. Ваза Камарес. Ок. 1800 г. до н. э. Археологический музей, Ираклион. 2. Дипилонская амфора. Ок. 755-750 гг. до н. э. Высота…
Маски-личины “Жених” и “Невеста”. Изготовлены для масленичного карнавала. Литва, 1975. Этнографический музей, Санкт-Петербург. Ещё…
Макет декораций XIX века к опере “Фауст” в Александринском театре. Театральный музей, Санкт-Петербург. Редкий гость Северной столицы,…
Владимир Паршиков. Гефсиманский сад. 2012. Холст, масло. Фрагмент Выставка “Достоевский. Городу и миру” прошла в Центре искусства и…
Page 3
“…Если меня сейчас завести и я ринулся бы в разговор о Достоевском, то я бы показал вам Достоевского как литературного Хлестакова, гениального,…
Баганц Ф. Ф. Петербург. Екатерининский канал. Начало 1860-х годов. О том, что канал Грибоедова обязан названием не автору “Горя от…
Владимир Паршиков. Гефсиманский сад. 2012. Холст, масло. Фрагмент Выставка “Достоевский. Городу и миру” прошла в Центре искусства и…
Отзыв Ф. М. Достоевского о художественной выставке 1873 года в Петербурге Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло. 250×499 см.…
Фильм “Бесы” (реж. В. Хотиненко, 2014) “Бесам” Владимира Хотиненко телевидение уделило какое-то совсем уж чрезмерное внимание. С…
Сразу несколько неожиданных и глубоких вопросов затронуто в небольшом по объёму интервью Т. А. Касаткиной (t_kasatkina) “Литературной…
Копьев М. В. 1947 г. р. Вологда Пушкин. Вдохновение. Из цикла “Посвящение Пушкину”. 2009 Бумага, пастель У кого прерафаэлиты с…
На “Культуре” вчера начался показ цикла из 4-х фильмов “Открытость бездне Достоевского”, представляющих из себя размышления замечательных…
Иван Крамской. Созерцатель. 1876. Холст, масло. 85×58 см. Музей русского искусства, Киев. «У живописца Крамского есть одна…
Page 4
Друзья, прошу поучаствовать в эксперименте. Из шести представленных ниже портретов пять – кисти Рембрандта и один – совсем-совсем не…
Кадр из сериала “Игра престолов” В одном паблике заметили параллель между сценой из “Игры престолов”, где великан хватает маленькую…
Наскальные рисунки в пещере Ласко (Франция). 18-15 тыс. л. н. Местонахождение: Франция, департамент Дордонь. Возраст изображений:…
Отпечаток ладони из пещерного комплекса возле г. Марос (о. Сулавеси, Индонезия) phys.org Первобытные художники, обитавшие на…
Хороший вводный курс по истории искусства от молодых преподавателей из ВШЭ. От Древнего мира до XX века. 68 коротких видео в среднем около 10 минут…
“Новая история искусства” – проект издательства “Азбука-классика”, основанный в 1999 году. Это серия книг по истории мирового…
Владимир Паршиков. Гефсиманский сад. 2012. Холст, масло. Фрагмент Выставка “Достоевский. Городу и миру” прошла в Центре искусства и…
О проекте “Человеческий минимум” Происхождение человека. Преистория: Вступление. Источники Происхождение человека. Преистория:…
Амброджо Лоренцетти. Вид Сиены. Фрагмент фрески “Плоды доброго правления”. 1338-1340 В фильме Кеннета Кларка…
Page 5
?
|
Мой дом согласен жить трудом,Упрятан в кулаке кирпичном,В далёком городке типичном,Людьми и Богом позабытом,И непреклонен лишь в одном,
Быть не желая домом быта.
Он восстаёт от пут домашних.От стен отставшие обои,Окно на лоджии рябоеОт ливней и от голубейВчерашних и позавчерашних…А небо будто голубейСегодня. Дом залёг, как сом,Но протекающей трубойЗнак посылает нам с тобой,Как хрупко то, что крепко сбито.Ты думала, он будет псом,А он, как конь, скребёт копытом.
(2014)
Источник: https://a-fixx.livejournal.com/163734.html