Я точно знаю что ничего не знаю. Я знаю, что ничего не знаю

Сократ: Философия «Я знаю, что ничего не знаю»

Я точно знаю что ничего не знаю. Я знаю, что ничего не знаю

Знаменитый парадокс приписывают Сократу. Наверное, всё же его. Во всяком случае, ему была близка мысль о многомерности мира и ограниченности любого знания. Сократ жил в эпоху, когда люди способны были отдавать жизнь за свои взгляды. И его не миновала сия чаша. Он не захотел отречься от своих мыслей. И выпил яд…

Сократ родился в Афинах, годы жизни — приблизительно с 469 по 399 до н.э. Вся его философия жила в устной форме, то есть передавалась от учителя ученику. «Только так правильно!» — считал мудрец. Ведь письменная речь создаёт шаблоны, мешает импровизации, закрепощает мысль.

о нём много писали современники: и друзья, и недруги… Его учеником был Платон. Его поклонником — Аристотель.

Имея колоссальное влияние на учёных, он не гнушался говорить с любым: с пастухом и садовником, с ребёнком и женщиной… И со всеми с ними — только о высоком! О тайнах бытия, о преклонении перед знанием, о непознаваемости мира… Он был так знаменит, что его при жизни выводили в комедиях.

Он не обижался. Мудрец не станет сердиться на шутку. Ирония — один из способов познания. И уж точно одно из золотых правил ведения диалога. Учитель без иронии ничтожен. Он не сможет научить мыслить молодых.

Сын зажиточного каменотёса, Сократ не делал социальных различий — брал в ученики любого.

Хотя в просвещённую эпоху Перикла ему было с кем поговорить: он дружил с музыкантами и учёными, политиками и военными, судьями и софистами… Он вёл споры о войне и мире, о боге и религии, о нравственности и любви… Сократ войну ненавидел, но участвовал в Пелопоннесской войне, чтобы убедиться, что не трус. Говорят, женился он крайне неудачно: его Ксантиппа была знаменита своей сварливостью. Помните шутку барона Мюнхгаузена: «Попадётся хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом…»? Так это афоризм Сократа. Как и другой знаменитый: «Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью…»Горькая истина данных слов была им проверена на себе. Хотя в этом несчастливом браке родилось трое детей.
Правила жизни. Он очень любил поговорить, считал, что в диалоге рождается подлинное знание. Но это не та болтовня, которой предаемся мы на досуге. У Сократа были правила ведения беседы: парадоксальность, умелое противоречие, ироничность. Он считал себя пигмеем на фоне вселенской мудрости. А мы сегодня горазды хвастать умом. Он всю жизнь стремился избавить своё мышление от шаблонов и стереотипов, а мы, не стесняясь, пишем разную чушь в «Фейсбуке». Высшей формой добродетели Сократ считал знание, много рассуждал о сущности любви и дружбы. А мы сегодня трясем грязным бельём с экранов, полагая, что говорим о чувствах. Сократ считал, что опыт жизни молодое поколение должно получать, смиренно слушая старших и учась у них добродетели. Он говорил: «Человек, поступающий дурно, скорее всего, просто не знает, что такое добро!» О, неисправимый идеалист! А что он думал о государстве, о власти! У власти должны быть только самые лучшие представители общества, высоконравственные и живущие по принципу добра. Боже, как далеко это от наших реалий… Но и в своё время он многих насмешил таким подходом. А многих и разгневал: его бросили в тюрьму. Так поступали со слишком яркими, независимыми и неудобными всегда. Кто-то догадался, что этот словоохотливый чудак имеет слишком много влияния на греков. И в 399 году до н.э. афинский суд вынес Сократу приговор: за оскорбление принятой государством религии, за подрыв устоев государства, за дурное влияние на молодёжь… приговаривается к смерти! Его ученики и поклонники пытались спасти гения, организовав побег из тюрьмы. Но Сократ отказался. Он держался перед судьями гордо, его взгляд был строг. Он был уверен, что не сделал и не сказал ничего преступного. И все же его осудили. Он должен был выпить яд. В последний день земной жизни философа его ученику Платону разрешили провести с ним беседу — развлечь узника. И они заспорили о бессмертии души, да так эмоционально, так горячо!… Тюремщик несколько раз просил оппонентов вести себя потише. Он твердил, что Сократу перед казнью не стоит так себя будоражить. Бедный плебей! Где ж ему понять, что Сократ решал главный вопрос своего бытия. Потом он принял яд, спокойно наблюдал за постепенным окоченением рук, ног… В последний момент вдруг кинулся к другу Критону: «Я вспомнил! Я должен Асклепию петуха, отдай за меня мой долг!». И умер. Платон горько плакал и твердил: «Убили праведника!».

Журнал: Советы Оракула №3, март 2020 года Рубрика: Лики красоты

Инна Шевченко

биография, жизнь, отравление, Древняя Греция, казнь, яд, философия, Афины, Советы Оракула, Сократ

Вход

Источник: https://www.bagira.guru/history/sokrat-filosofiya-ya-znayu-chto-nichego-ne-znayu.html

  • Кадр из сериала “Игра престолов” В одном паблике заметили параллель между сценой из “Игры престолов”, где великан хватает маленькую…

  • Совместный парад Вермахта и РККА в Бресте. 22 сентября 1939 г. На сайте “Эхо России” (не понял, правда, кто на нём пишет, нигде нет…

  • Как мне кажется, в своём роде очень неплохой ролик для первого знакомства с Древней Грецией. Может быть, излишне “галопистый”, но это в формате…

  • “Мне бы очень хотелось, чтобы вспомнили исходное, античное значение «политики». Слово это греческое, и мы его знаем в употреблении Аристотеля.…

  • Храм Посейдона. Мыс Сунион, Греция. Ок. 440 до н. э. Мыс Сунион – одновременно обязательный и необязательный пункт в программе любой обширной…

  • “У греков был очень глубокий и разветвлённый… нерв, а именно – всё сейчас, в данный миг, на месте, без откладывания на завтра или без зацепки за…

  • Эксекий. Аякс и Ахилл играют в кости Амфора чернофигурного стиля. Ок. 530 до н. э. Высота 61 см. Этрусский музей, Ватикан. Эксекий считается…

  • 1. Фараон Микерин и его жена. Гиза. Ок. 2599-2571 г. до н. э. Шиферный сланец. Высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон. 2.…

  • 1. Ваза Камарес. Ок. 1800 г. до н. э. Археологический музей, Ираклион. 2. Дипилонская амфора. Ок. 755-750 гг. до н. э. Высота…

  • Маски-личины “Жених” и “Невеста”. Изготовлены для масленичного карнавала. Литва, 1975. Этнографический музей, Санкт-Петербург. Ещё…

  • Макет декораций XIX века к опере “Фауст” в Александринском театре. Театральный музей, Санкт-Петербург. Редкий гость Северной столицы,…

  • Владимир Паршиков. Гефсиманский сад. 2012. Холст, масло. Фрагмент Выставка “Достоевский. Городу и миру” прошла в Центре искусства и…

Page 3

  • “…Если меня сейчас завести и я ринулся бы в разговор о Достоевском, то я бы показал вам Достоевского как литературного Хлестакова, гениального,…

  • Баганц Ф. Ф. Петербург. Екатерининский канал. Начало 1860-х годов. О том, что канал Грибоедова обязан названием не автору “Горя от…

  • Владимир Паршиков. Гефсиманский сад. 2012. Холст, масло. Фрагмент Выставка “Достоевский. Городу и миру” прошла в Центре искусства и…

  • Отзыв Ф. М. Достоевского о художественной выставке 1873 года в Петербурге Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло. 250×499 см.…

  • Фильм “Бесы” (реж. В. Хотиненко, 2014) “Бесам” Владимира Хотиненко телевидение уделило какое-то совсем уж чрезмерное внимание. С…

  • Сразу несколько неожиданных и глубоких вопросов затронуто в небольшом по объёму интервью Т. А. Касаткиной (t_kasatkina) “Литературной…

  • Копьев М. В. 1947 г. р. Вологда Пушкин. Вдохновение. Из цикла “Посвящение Пушкину”. 2009 Бумага, пастель У кого прерафаэлиты с…

  • На “Культуре” вчера начался показ цикла из 4-х фильмов “Открытость бездне Достоевского”, представляющих из себя размышления замечательных…

  • Иван Крамской. Созерцатель. 1876. Холст, масло. 85×58 см. Музей русского искусства, Киев. «У живописца Крамского есть одна…

Page 4

  • Друзья, прошу поучаствовать в эксперименте. Из шести представленных ниже портретов пять – кисти Рембрандта и один – совсем-совсем не…

  • Кадр из сериала “Игра престолов” В одном паблике заметили параллель между сценой из “Игры престолов”, где великан хватает маленькую…

  • Наскальные рисунки в пещере Ласко (Франция). 18-15 тыс. л. н. Местонахождение: Франция, департамент Дордонь. Возраст изображений:…

  • Отпечаток ладони из пещерного комплекса возле г. Марос (о. Сулавеси, Индонезия) phys.org Первобытные художники, обитавшие на…

  • Хороший вводный курс по истории искусства от молодых преподавателей из ВШЭ. От Древнего мира до XX века. 68 коротких видео в среднем около 10 минут…

  • “Новая история искусства” – проект издательства “Азбука-классика”, основанный в 1999 году. Это серия книг по истории мирового…

  • Владимир Паршиков. Гефсиманский сад. 2012. Холст, масло. Фрагмент Выставка “Достоевский. Городу и миру” прошла в Центре искусства и…

  • О проекте “Человеческий минимум” Происхождение человека. Преистория: Вступление. Источники Происхождение человека. Преистория:…

  • Амброджо Лоренцетти. Вид Сиены. Фрагмент фрески “Плоды доброго правления”. 1338-1340 В фильме Кеннета Кларка…

Page 5

?

|

Мой дом согласен жить трудом,Упрятан в кулаке кирпичном,В далёком городке типичном,Людьми и Богом позабытом,И непреклонен лишь в одном,

Быть не желая домом быта.

Он восстаёт от пут домашних.От стен отставшие обои,Окно на лоджии рябоеОт ливней и от голубейВчерашних и позавчерашних…А небо будто голубейСегодня. Дом залёг, как сом,Но протекающей трубойЗнак посылает нам с тобой,Как хрупко то, что крепко сбито.Ты думала, он будет псом,А он, как конь, скребёт копытом.

(2014)

Источник: https://a-fixx.livejournal.com/163734.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.