I и ii сигнальные системы. Характеристика первой и второй сигнальной системы

Первая сигнальная система – что это такое? Первая сигнальная система человека по Павлову

I и ii сигнальные системы. Характеристика первой и второй сигнальной системы

Окружающий нас мир мы воспринимаем благодаря двум системам: первой и второй сигнальной.

Для получения информации о состоянии организма и о внешнем окружении первая сигнальная система использует все органы чувств человека: осязание, зрение, обоняние, слух и вкус.

Вторая, более молодая, сигнальная система позволяет воспринимать мир через речь. Ее развитие происходит на основе и во взаимодействии с первой в процессе развития и роста человека.

В этой статье мы рассмотрим, что такое первая сигнальная система, каким образом она развивается и функционирует.

Как это происходит у животных?

Все животные могут воспользоваться только одним источником информации об окружающей реальности и изменении ее состояния, которым является первая сигнальная система.

Внешний мир, представленный через различные объекты, обладающие разнообразными химическими и физическими свойствами, такими как цвет, запах, форма и др., выступают в качестве условных сигналов, предупреждающих организм об изменениях, к которым необходимо приспособиться.

Так, стадо дремлющих на солнце оленей, почувствовав запах подкрадывающегося хищника, резко срывается с места и спасается бегством. Раздражитель стал сигналом о приближающейся опасности.

Таким образом, у высших животных первая (условно-рефлекторная) сигнальная система – это точное отражение внешнего окружающего мира, позволяющее верно реагировать на изменения и приспосабливаться к ним.

Все ее сигналы относятся к определенному объекту и являются конкретными.

Условные рефлексы, составляющие базу элементарного предметно соотнесенного мышления животных, формируются посредством именно этой системы.

Первая сигнальная система человека функционирует так же, как и у высших животных.

Обособленное ее функционирование наблюдается только у новорожденных, в период с рождения и до возраста в шесть месяцев, в том случае, если ребенок пребывает в обычной социальной среде.

Становление и развитие второй сигнальной системы совершается в процессе и как следствие воспитания и социальных взаимодействий между людьми.

Типы нервной деятельности

Человек – сложное существо, прошедшее в своем историческом развитии через сложные изменения как в анатомическом и физиологическом, так и в психологическом строении и функционировании. Весь комплекс разноплановых процессов, происходящих в его организме, осуществляется и контролируется посредством одной из основных физиологических систем – нервной.

Деятельность этой системы подразделяют на низшую и высшую. За контроль и управление всеми внутренними органами и системами человеческого организма отвечает так называемая низшая нервная деятельность.

Взаимодействия с объектами и предметами окружающей действительности посредством таких нервно-психических процессов и механизмов, как интеллект, восприятие, мышление, речь, память, внимание, относят к высшей нервной деятельности (ВНД).

Подобное взаимодействие происходит через непосредственное воздействие различных объектов на рецепторы, например, слуховые или зрительные, с дальнейшей передачей полученных сигналов нервной системой обрабатывающему информацию органу – головному мозгу. Именно этот вид сигнализации русским ученым И. П.

Павловым был назван первой сигнальной системой. Благодаря ей стало возможным зарождение и развитие второй сигнальной системы, характерной только для людей и связанной со слышимым (речь) или видимым словом (письменные источники).

Что такое сигнальные системы?

Основываясь на трудах известного русского физиолога и естествоиспытателя И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности высших отделов головного мозга, И. П. Павлов создал теорию о ВНД – высшей нервной деятельности человека. В рамках этого учения было сформулировано понятие о том, что такое сигнальные системы.

Под ними понимаются формирующихся в коре (изокортексе) головного мозга комплексы условно-рефлекторных связей как следствие поступления различных импульсов из окружающего мира или от систем и органов тела.

То есть работа первой сигнальной системы направлена на выполнении аналитических и синтетических операций по распознаванию сигналов, поступающих от органов чувств об объектах внешнего мира.

В результате социального развития и овладения речью возникла и эволюционировала вторая сигнальная система. По мере роста и развития психики ребенка постепенно вырабатываются способности к пониманию, а затем и к воспроизведению речи как следствие возникновения и закрепления ассоциативных связей, произносимых звуков или слов с сенсорными впечатлениями об объектах внешнего окружения.

Особенности первой сигнальной системы

В этой сигнальной системе как средства и способы коммуникации, так и все остальные формы поведения основываются на непосредственном восприятии окружающей реальности и реакции на поступающие из нее в процессе взаимодействия импульсы. Первая сигнальная система человека – это ответное конкретно-чувственное отражение воздействия на рецепторы со стороны окружающего мира.

Сначала в организме появляется ощущение каких-либо явлений, свойств или объектов, воспринятых рецепторами какого-либо одного или нескольких органов чувств.

Затем ощущения преобразуются в более сложные формы — восприятие.

И только после того, как будет сформирована и развита вторая сигнальная система, появляется возможность создания не привязанных к конкретному объекту абстрактных форм отражения, таких как представления и понятия.

Локализация сигнальных систем

За нормальное функционирование обеих сигнальных систем несут ответственность центры, расположенные в полушариях головного мозга. Прием и переработку информации для первой сигнальной системы осуществляет правое полушарие.

Как восприятие, так и обработку информационного потока для второй сигнальной системы производит левое полушарие, отвечающее за развитие логического мышления.

Вторая (больше чем первая) сигнальная система человека зависит от структурной целостности головного мозга и его функционирования.

Взаимосвязь между сигнальными системами

Вторая и первая сигнальные системы по Павлову находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязаны по выполняемым функциям. Это обусловлено тем, что на базе первой возникла и развилась вторая сигнальная система.

Поступающие из окружающей среды и от разных частей тела сигналы первой находятся в непрерывном взаимодействии с сигналами второй. Во время такого взаимодействия происходит возникновение условных рефлексов более высокого порядка, которые создают функциональные связи между ними.

В связи с развитыми мыслительными процессами и общественным образом жизни у человека более развита вторая сигнальная система.

В процессе индивидуального психического развития ребенка, рожденного в срок, первая сигнальная система начинает оформляться уже через несколько суток после рождения.

В возрасте 7-10 дней возможно формирование первых условных рефлексов. Так, младенец производит сосательные движения губами еще до того, как ему в рот положат сосок.

Условные рефлексы на звуковые раздражители могут сформироваться в начале второго месяца жизни.

Чем старше становится ребенок, тем быстрее образуются у него условные рефлексы. Для того чтобы у месячного грудничка появилась временная связь, придется сделать множество повторений воздействия безусловного и условного раздражителей. У двух-трехмесячного ребенка для создания такой же временной связи потребуется всего несколько повторений.

Вторая сигнальная система начинает оформляться у детей в возрасте от полутора лет, когда при многократном назывании предмета, совместно с его демонстрацией, ребенок начинает реагировать на слово. У детей она выдвигается на первый план только к 6-7 годам.

Смена ролей

Таким образом, в процессе психофизического развития ребенка, на протяжении всего детского и подросткового периодов, происходит изменение значимости и приоритетности между этими сигнальными системами. В школьном возрасте и вплоть до начала пубертатного периода вторая сигнальная система выдвигается на первый план.

В период полового созревания, вследствие значительных гормональных и физиологических изменений в организме подростков, на небольшой период первая сигнальная система вновь становится ведущей.

К старшим классам школы вторая сигнальная система снова выходит в лидеры и сохраняет свое главенствующее положение на протяжении всей жизни, постоянно совершенствуясь и развиваясь.

Значение

Первая сигнальная система людей, несмотря на преобладание у взрослых второй, имеет большое значение в таких видах человеческой деятельности, как спорт, творчество, обучение и труд. Без нее было бы невозможно творчество музыканта и художника, актера и профессионального спортсмена.

Несмотря на схожесть этой системы у людей и животных, у человека первая сигнальная система – это значительно более сложная и совершенная структура, так как она находится в постоянном гармоничном взаимодействии со второй.

Источник: https://FB.ru/article/145023/pervaya-signalnaya-sistema---chto-eto-takoe-pervaya-signalnaya-sistema-cheloveka-po-pavlovu

Все про вторую сигнальную систему

I и ii сигнальные системы. Характеристика первой и второй сигнальной системы

Первая и вторая сигнальные системы – одна из них роднит нас с животными, другая отличает от них. Понятие о первой и второй сигнальных системах ввел известный академик Павлов.

Если к первой относятся разнообразные процессы, происходящие в мозге в ответ на раздражители среды, и она является чувственной основой для построения человеком субъективного мира, то ко второй относят все процессы, связанные с восприятием речевых, словесных сигналов. Таким образом, сигнальная система отвечает за восприятие и появление реакции на внешние стимулы, что позволяет человеку адаптироваться к среде и адекватно вести себя в зависимости от условий.

Рекомендуем: Что такое невербальное общение?

Развитие второй сигнальной системы сопряжено с трудом и ростом значения социума для человека.

1-я сигнальная система выполняет функцию по непосредственному отражению мира через сигналы от органов чувств, 2-я – через отвлеченные, общие понятия.

В процессе чтения, разговора именно вторая система приводит к появлению ассоциаций со словами. Она является базисом для абстракций, а значит, и для мышления.

Зависимость двух систем легко проследить на примере глухих детей. Без возможности слышать издаваемые звуки и подражать окружающим у них не развивается речь. Обе системы оказывают влияние и контролируют друг друга, вторая система способна управлять безусловными рефлексами.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Левое и правое

По Павлову, создавшему учение о высшей нервной деятельности, слово для людей имеет ведущее значение. Вторая сигнальная система выступает основой интенсивного развития человечества.

Рубинштейн подчеркивает, что ко второй сигнальной системе следует относить образования в мозге, которые активируются в ответ на речевые сигналы.

Нельзя называть её языком, речью или мышлением, но правильно понимать её как принцип деятельности коры головного мозга.

Невозможно сказать, в какой именно области мозга она «обитает», задействованы все структуры. Но мы можем выделить наиболее связанные с ней области:

  • Центр речи Брока (повреждение приводит к отсутствию устной речи).
  • Центр Вернике (поражение этой области сказывается на возможностях понимания смысла).
  • Оптический центр (повреждения здесь ведут к деградации восприятия написанного).

Перечисленные центры сосредоточены в левом полушарии, что, по-видимому, связано с праворукостью. Нередко левое полушарие называется отвечающим за вторую сигнальную систему. Если оказывается влияние на работу левого полушария, то, как правило, возникают проблемы с обработкой речи, произнесением слов, пониманием текстов, решением головоломок, а первая сигнальная система никак не страдает.

Наоборот, при угнетении правого полушария эмоциональная сторона музыки, звуки, вид предметов нарушаются, а все мыслительные и речевые функции остаются в норме. Разделение по полушариям подтверждается также тестами на обращения к людям в разных формах (словесной или неречевой).

Социализация

Речевая функция приобретается через обучение. У ребенка не выработается способность говорить, если он будет лишен общения. Слово становится раздражителем уже в первый год жизни, а именно во второе полугодие.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

У детей стимулом становится слово, на него появляются реакции. Благодаря соотнесению понятий и объектов происходит выработка второй сигнальной системы, при этом основную роль исполняют вначале интонации окружающих, обстановка, ощущения ребенка.

Рекомендуем: Высшие психические функции — это

Начало второго года знаменует собой переход слова с второстепенных ролей на главные. Оно становится самостоятельным и ведущим раздражителем. Важным фактором прихода к этому результату является изменение декораций и условий при неизменности слова во время обучения ребенка.

Постепенно слова, оставаясь связанными с комплексами явлений, превращаются из звуковых раздражителей в речевые сигналы. Физиология объясняет это активностью разных очагов в мозге. Возбуждение, связанное с раздражителем–предметом, становится синхронизировано с возбуждением от слова. Так рождается единая сетка, включающая обе области.

Только ко времени поступления в начальную школу у ребенка ведущей становится система, отвечающая за речевые рефлексы, но и первая не теряет полностью влияния. Для выработки эффективных паттернов поведения полезно сочетать слова и действия по активизации первой системы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Особенности реакций

Первая и вторая сигнальные системы действуют сообща, позволяя человеку познавать, учиться, думать, изучать мир. Рефлексы первой сигнальной системы участвуют в работе второй. Особенности рефлексов последней (по Когану):

1. Если на какое-то слово у человека выработался условный рефлекс, то на слова, сходные с ним по смыслу, также будет происходить рефлекторная реакция.

2. Быстрое формирование и перестройка. Для создания/отмены/изменения стимульно-реактивной связки требуется множество повторений для первой; чтобы связать слова и объект – или, точнее, смысл и объект, – нужны секунды.

3. Вторая и первая отображаются друг в друге. Если уже создано рефлекторное действие на звук звонка, то слово «звонок», написанное или произнесенное, вызовет ту же реакцию.

Таким образом, все, что относится у человека непосредственно к первой, будет связано и со второй посредством слова, так как сигнал запечатлевается еще и словесно.

То же самое происходит, когда реакция выработана непосредственно на слово – она повторяется на относящихся к нему явлениях.

4. Отвлеченные понятия вызывают тем меньшую по интенсивности реакцию, чем дальше они находятся от конкретных раздражителей. Так, Коган приводит эксперимент, в котором у ребенка выработался рефлекс (выделение слюны) на название конкретной птицы (7 капель). Обобщение «птицы» дало 10, а дальнейшие обобщения значительно снижали интенсивность реакции.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Внутренняя и внешняя речь

5. Рефлексы второй системы подвержены внешнему воздействию и более склонны к высокой утомляемости, что объясняется их молодостью.

У школьников яркий двигательный рефлекс на звонок сохранялся на протяжении всего дня, а на слово «звонок» реакция снижалась к концу дня.

Примерами высокой чувствительности являются состояния алкогольного опьянения: сначала начинаются проблемы с разумными суждениями, и только затем рефлексы первой системы дают сбой.

Типология

Когда существуют две системы, существует и перекос в их работе. Баланс встречается редко. Относительно двух сигнальных систем все работает точно так же. Особенности человека, связанные с объемом использования той или другой из них, определяет тип высшей нервной деятельности.

Рекомендуем: Что такое психолингвистика как наука?

Когда интенсивнее и чаще работает первая – человека относят к художественному типу, когда вторая – к мыслительному. Краткое описание двух крайностей:

  • Художественный тип конкретен. Его притягивает все яркое, образное, наполненное звуками и красками. Художники не могут обойтись без запахов и прикосновений.
  • Мыслительный тип отличается склонностью к абстракциям, аналитике. Яркие картины словно ускользают от взора мыслителя, он все представляет в виде обобщений, словесных определений.

Разделение на типы имеет довольно мало практического смысла, так как в любом конкретном действии соотношение работы двух систем будет особым. К тому же большинство людей относится к смешанному типу.

Знание своих особенностей позволяет человеку лучше понимать закономерности своего поведения, реакций и правильно подбирать окружающую обстановку, чтобы в ней было именно то, что приносит ему наибольшее удовлетворение.

Первая сигнальная система, как уже было сказано, отвечает за ту часть отраженной действительности, которая воспринимается органами чувств. Вторая сигнальная система обеспечивает наполнение смыслом. Ни первая, ни вторая не являются обособленными, что легко заметить при изучении рефлексов последней.

У человека превалирует именно вторая в силу особенностей его жизни (социум, культура). При этом благодаря взаимовлиянию первой и второй систем возможно производить более качественное научение, используя слова и подкрепление. Екатерина Волкова

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/vtoraya-signalnaya-sistema.html

Вторая сигнальная система

I и ii сигнальные системы. Характеристика первой и второй сигнальной системы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ 1 3

1.1. Вторая сигнальная система 3

1.2. Анатомо-физиологические основы и особенности развития речи 5

1.3. Виды и особенности мышления 8

ЧАСТЬ 2 11

2.1. Водный и минеральный обмен. Их роль в организме 11

2.2. Физиология выделения 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Внастоящем исследовании рассмотреныдва вопроса: вторая сигнальная системаи ее роль в жизнедеяльности человека,а также физиология обменных и выделительныхпроццессов в организме человека.

Втораясигнальная система неразрывно связанас социальной жизнью человека, являетсярезультатом сложных взаимоотношенийиндивидуума с окружающей общественнойсредой.

Словесная сигнализация, речь,язык являются средствами общения людей,они развились в процессе коллективноготруда. Таким образом, вторая сигнальнаясистема социально детерминирована.

Внеобщества без общения с другими людьмивторая сигнальная система не развивается.

Учениео высшей нервной деятельности позволилораскрыть физиологические закономерностифункционирования второй сигнальнойсистемы. У человека все восприятия,представления и большинство ощущенийобозначаются словом.

Слово являетсямощным подкреплением, на базе которогомогут быть образованы прочные условныерефлексы. Любое обучение и любаятворческая деятельность связаны сразвитием и совершенствованием второйсигнальной системы.

Вотпочему столь важно изучение второйсигнальной системы и явлений, с нейсвязанных: речи, мышления.

1.1.Вторая сигнальная система

Втораясигнальная система – это системаусловных рефлексов на речевые раздражители,то есть она характерна только длячеловека.

Коснувшисьтеории о второй сигнальной системе, мыне можем не пояснить, что такое перваясигнальная система – это понятиеобозначает систему ориентировки(условных рефлексов) животного и человекана внешние раздражители (зрительные,слуховые, тактильные).

Понятиевторой сигнальной системы введено И.П.Павловым в 1932 г. для обозначения системыориентировки человека на словесныесигналы, на основе которых возможнообразование временных нервных связей.

Так как для человека характерно совместноедействие первой и второй сигнальныхсистем, то им было предложено выделятьспецифические человеческие типы высшейнервной деятельности по преобладаниютой или иной системы.

В соответствии сэтим художественный тип был определенкак имеющий преобладание первойсигнальной системы, мыслительный -преобладание второй сигнальной системы,а средний – как уравновешенный по этомупризнаку.

Втораясигнальная система возникла в процессеэволюции, в процессе общественноготруда. Способность к обобщённомуотражению явлений и предметов обеспечилачеловеку неограниченную возможностьориентации в окружающем мире и позволилаему создать науку. Первая и втораясигнальные системы – различные уровниединой высшей нервной деятельности, новторая играет ведущую роль.

Вообще,роль второй сигнальной системы вдеятельности мозга исключительновелика. У животного раздражениявоспринимаются только через первуюсигнальную систему – через физическуюболь.

У человека сильное негативноевоздействие на мозг может оказать слово,которое порой ранит сильнее любой боли.Мозг для демпфирования, смягчениясильных негативных воздействий используетиндукционный принцип.

При воздействиисильной боли, при испуге, сильном нервномпотрясении включается защитная система.Животные бегают, мечутся, кричат, визжат,прыгают. Аналогично ведет себя и человек.

https://www.youtube.com/watch?v=oqORMTohuFw\u0026list=PLen0ESEs7f-PFlYq6dzepAq4-DHxmF4jX

Он тоже или ходит с место на место,кричит, стискивает зубы, кусает губыили каким-либо другим образом причиняетсебе боль. Эти напряжения снижаютвоздействие на пораженный участок.Именно поэтому днем, когда многопосторонних раздражителей, больпереносится легче, чем ночью.

Еслираздражение или поражение выше порогавыносливости, то возникает «запредельное»торможение, с помощью которого клеткаможет вообще перестать принимать сигналыо внешнем воздействии. Это может бытьобморок, частичный или общий параличили болевой или нервный шок. Истерическийпаралич может длиться годами, а то и всюжизнь.

Оченьважную роль здесь играют слезы, механизмдействия которых состоит в том, что вслучае стрессовых ситуаций возникаетновый мощный компенсирующий основнойочаг раздражения.

Активизированнаясильным раздражением кора головногомозга усиливает самые различные функцииорганизма: дыхательные, двигательные,желез внутренней и внешней секреции.Расслабляется гладкая мускулатурамочеиспускательных каналов, прямойкишки.

Именно поэтому при сильном испугеможет произойти невольное мочеиспусканиеили «медвежья болезнь».

Формированиевторой сигнальной системы происходиттолько под влиянием общения человекас другими людьми, т. е. определяется нетолько биологическими, но и социальнымифакторами.

Характер взаимодействияпервой и второй сигнальной системыможет варьировать в зависимости отусловий воспитания (социальный фактор)и особенностей нервной системы(биологический фактор).

Одни людиотличаются относительной слабостьюпервой сигнальной системы – ихнепосредственные ощущения бледны ислабы (мыслительный тип), другие, наоборот,воспринимают сигналы первой сигнальнойсистемы ярко и сильно (художественныйтип). Для полноценного развития личностинеобходимо своевременное и правильноеразвитие обеих сигнальных систем.

1.2.Анатомо-физиологические основы иособенности развития речи

Речьявляется одной из сложных высшихпсихических функций человека,обеспечиваемой деятельностью головногомозга.

Еще вначале XX в. была общепринятой точказрения, когда функцию речи связывали ссуществованием в мозгу особых«изолированных речевых центров».

Внастоящее время, в значительной мере всвязи с успехами отечественной физиологии,установлено, что основой всякой высшейпсихической функции являются не отдельные«центры», а сложные функциональныесистемы, которые расположены в различныхобластях центральной нервной системыи на различных ее уровнях и объединенымежду собой единством рабочего действия.

Физиологическуюоснову речи составляет вторая сигнальнаясистема, условными раздражителямикоторой являются слова в их звуковой(устная речь) или зрительной форме(письменная речь).

Звуки и начертанияслов, будучи вначале для отдельногочеловека нейтральными раздражителями,становятся условными речевымираздражителями в процессе повторногосочетания их с первосигнальнымираздражителями, вызывающими восприятияи ощущения предметов и их свойств.

Врезультате они приобретают смысловоезначение, становятся сигналаминепосредственных раздражителей, скоторыми сочетались.

Образовавшиесяпри этом временные нервные связи вдальнейшем укрепляются путем постоянныхречевых подкреплений, делаются прочнымии приобретают двусторонний характер:вид предмета немедленно вызывает реакциюего называния, и, наоборот, слышимое иливидимое слово сейчас же вызываетпредставление обозначаемого этим словомпредмета.

Звуки,входящие в состав слов, являющихсяусловными раздражителями в устной речи,имеют сложное физическое строение; вних различают частоту колебания воздушныхзвуковых волн, амплитуду этих колебанийи их форму, представляющую собойхарактерное сочетание основного тонаречевого звука и сопровождающих егообертонов.

Частотаколебаний воздушных волн ощущается каквысота звука, амплитуда их – как силаили громкость звука, форма колебаний -как тембр звука.

В своейсовокупности указанные характерныеособенности речевого звука составляютего физическую природу. Основное значениев этих звуках имеет тембр. Составляющиезвук обертоны всегда находятся по числуколебаний звуковой волны в кратномотношении к основному тону, в связи счем они получили название «гармоники».

Постоянные гармоники (обертоны) снаибольшей для данного звука амплитудойколебаний составляют так называемыеформанты речевых звуков. Все гласные исогласные звуки языка, называемыефонемами, обладают характерными дляних формантами, что и позволяетдифференцированно воспринимать их.

https://www.youtube.com/watch?v=lFQKBkMsxIk\u0026list=PLen0ESEs7f-PFlYq6dzepAq4-DHxmF4jX

Способность дифференцированновоспринимать фонемы речевых звуковназывается речевым, или фонематическим,слухом. Последний основан на специальнойчувствительности слухового анализаторак фонемам, которая развивается у человекав возрасте 1,5-4 лет. Эта чувствительностьне зависит от остроты слуха.

Онаобусловливается системой фонем данногоязыка.

Языковойединицей речи является предложение, т.е. определенное сочетание слов,соответствующее возникающей мысли.Смысловое значение каждого словавоспринимается не только по егофонематическому составу, но и потомуместу, которое оно занимает в предложении.

Особую роль играет при этом речеваяинтонация, т. е. мелодические и динамическиеизменения тона голоса, а также измененияв длительности звуков и наличие паузмежду отдельными словами (ритмическоечленение предложения).

Речевые интонацииочень многообразны, с их помощьюуточняется смысловое или предметноесодержание высказываемых суждений,отношение говорящего к тому, что онговорит его стремление так или иначевоздействовать на волю того, к кому онобращается. Озвученное предложение, т.е.

предложение, произносимое с определеннойинтонацией, называется фразой.

Будучивторосигнальными раздражителями, словапроизносятся говорящим лицом. Звукиречи образуются с помощью следующихорганов речи:1) легких, 2) гортани, вкоторой помещаются ые связки,3) полости глотки, рта, носа.

Голосовыесвязки начинают вибрировать, когдачерез гортань проходит струя воздуха,выдыхаемого легкими, в результате чегообразуются звуки, которые превращаютсяв звуки речи, благодаря дальнейшемупрохождению их через резонаторы – полостиглотки, рта, носа.

Наиболеесущественную роль в образовании различныхзвуков речи имеет полость рта, в которойнаходятся такие важные органы речи, какязык, губы, зубы, твердое и мягкое небои язычок. С помощью всех этих органовобразуются различные гласные и согласныезвуки.

Согласованнаяработа всего этого сложного речевогоаппарата обеспечивается корковой частьюрече-двигательного анализатора,расположенной в левом полушарии головногомозга в заднем отделе третьей лобнойизвилины.

Двигательный центр речи (центрБрока) в своей работе связан с центрамислуховой (центр Вернике) и письменнойречи, а также с обширными мнестическимиполями в лобном и заднем отделах полушарийголовного мозга, обеспечивающимисмысловую и содержательную стороныречи.

Источник: https://works.doklad.ru/view/ptR9OmZQc-g.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.