Хохлома – технология изготовления

Содержание

Технология создания хохломы. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Хохлома – технология изготовления

Есть предположения, что способ делать «золотую» посуду нижегородские мастера знали еще в самом начале XVIII века. Но большинство исследователей утверждают, что «деревянное золото» пошло от старообрядцев, активно переселявшихся на Нижегородские земли.

Заготовка с нанесённым узором Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Сначала для подобной росписи применялся порошок серебра, но это делало производство очень дорогим. Применение более доступного порошка олова позволило создавать крупные изделия.

При Советской власти на смену кустарному производству пришли фабрики, расположенные на родине хохломской росписи – в городе Семёнове и селе Сёмино.

Общий вид токарного цеха Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Сейчас технология производства практически не изменилась. По-прежнему процесс изготовления хохломской посуды достаточно трудоемок и длителен.

Знаменитые ложки Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Конечно, прогресс не стоит на месте:  на смену оловянному порошку пришёл порошок алюминия, немного поменялся состав красок, появились новые грунтовки и лаки, появились электрические печи. 

Но все основные традиции, идущие с далёкой древности, сохранены и лишь приумножены и усовершенствованы.

Материал

Основной материал, из которого создаются все хохломские изделия — липа. Прежде, чем она попадёт к мастеру, древесина проходит длительную подготовку. На специально оборудованных складах, дерево липу сушат не менее трёх лет. Только после этого она считается пригодной для изготовления качественных изделий.

Бельё и грунтовка

Первый этап – битье баклуш, то есть создание грубых деревянных заготовок. Будущие ложки, кружки, братины — всё проходит сушку в печах и шлифование.

Болванки для ложек Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Затем в заготовку втирается льняное масло. После просушки, на неё наносится вапа — грунт. Наносят вапу тампоном, который можно сделать из капронового чулка, но по старинной технологии, это был кусок мягкой овчины с подстриженной шерстью.

Заготовка лебедя «бельё» Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0После этого изделия сушат в течение семи-восьми часов и вручную обрабатывают олифой так же, с помощью тампона из кожи. Олифа должна полностью покрыть изделие, равномерно по нему распределившись.
Баклуша и ложка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Это очень ответственная процедура, от которой зависит прочность росписи и качество изделия. Олифа наносится на деревянную поверхность три-четыре раза, последний слой высушивают, чтобы олифа немного прилипала к пальцу, но уже не пачкала его.

Лужение

Последний слой сохраняют липким не просто так. К этой плёнке легко пристает полуда.

Полуфабрикат под роспись Татьяна Шпакова, CC BY-SA 3.0

Втирание полуды называется лужением. Лужёная кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрывает дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла — она сияет матовым серебристым блеском.

Роспись

Итак, теперь заготовка выглядит серебряной. По этому фону можно начинать роспись.

В хохломской росписи используются в основном красная, черная, зеленая,желтая и коричневая краски. К ним предъявляются особые требования — они должны выдерживать термическую обработку и не выгорать. 

Эскиз узора Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Существует два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. При верховой росписи рисунок наносится орнаментом на поверхность. Фоновое считается более сложным. Художник закрашивает фон, оставляя те части, которые станут «золотыми» после обжига.

Лакирование

После росписи изделие покрывают лаком и сушат. Именно после этого хохломские узоры становятся по-истине «золотыми».

Существует специальный пищевой лак МЧ-52, который запекается в печи. Он производится на лакокрасочных заводах.

Блюдо, XIX век Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Сначала посуду покрывают четырьмя-пятью слоями лака, тщательно просушивая каждый из них.

Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака — олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре.

И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 — 180 градусов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность. Поэтому изделия не боятся горячего и не портятся от воды.

Как производят хохлому

Источник: https://ru.russianarts.online/44587-texnologiya-sozdaniya-xoxlomy/

Хохломская роспись. История и техника изготовления

Хохлома – технология изготовления

Хохлома— русский народный промысел, родившийся XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 г. в составе Хохломской Семёновского уезда Нижегородской губернии, с 1929 г. по 1936 г.

Семёновского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 г. по 1990 г. Горьковской области, ныне в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области.

Представляет собой декоративную роспись посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома (с 2010 г. в составе Ковернинского района Нижегородской области) была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.

Так как ближайшей железнодорожной станцией Ковернино была станция Семёнов, то этот вид росписи в начале 20-го века приобрёл там значительное развитие. Тем не менее, родиной хохломы считается Ковернино, что отражено в утверждённом района.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало старообрядцев, то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей.

Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества.

В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.

Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри.

Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей.

Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: гружённые «щепным» товаром, суда направлялись Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии.

Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу.

Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей.

С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Хохломская роспись в декоре велосипеда. Источник: Wikipedia.org

Технология изготовления 

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё».

Изготовление «белья». Источник: Wikipedia.org

После сушки грунтуют очищенной глиной – вапой. После грунтовки изделие 7—8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная.

От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3—4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись. Источник: Wikipedia.

org

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.

) красным и чёрным цветом и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

• «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

• «травка» — узор из крупных и мелких травинок;

• «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода. Источник: wikipedia.org

Расписанные изделия 4—5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3—4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Текст и изображения: Wikipedia.org

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b789b8c337a2400a8d30650/5cab10c31a50ee00afbe69cd

Хохломская роспись по дереву

Хохлома – технология изготовления

Хохлома – разговорный термин, обозначающий расписные изделия, традиционный русский народный промысел. Декорировали чаще всего деревянную посуду. Золотой фон или золотой орнамент в сочетании с сочными насыщенными цветами и витиеватой технологией росписи позволяли создать поистине эффектное изделие.

История промысла

Промысел возник во второй половине XVII века в деревнях Заволжья. Хохлома – крупный центр сбыта, «подарил» росписи соответствующее название. Характерная черта – золочение деревянных поверхностей и щедрое декорирование различными узорами. Свободная кистевая манера позволяла работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.

На левом берегу Волги располагалось немало деревень, где и процветал промысел. Жители поселков Глибино, Хрящи, Шабаши, Безделы, Мокушино привозили в Хохлому товары на продажу. Истинная родина хохломы – Ковернинский район Нижегородской области.

Окраску «под золото» часто связывают со старообрядцами Заволжья. Они преследовали «старую веру» и селились в чаще глухих лесов. Среди них было немало талантливых художников, которые посредством тонкого кистевого рисунка писали иконы и украшали древние книги.

Жители Заволжья преуспели в токарном деле и резьбе по дереву. Слияние двух традиций и породило рождение хохломского промысла. Он вобрал в себе богатую подачу и вычурность иконописцев, а также традиционность форм и безупречность линий мастеров Заволжья.

  

Существует также несколько красивых легенд. Одна из них об иконописце Андрее Лоскуте, который в свое время бежал из столицы из-за реформ патриарха. Он нашел себе укрытие в глухом лесу и продолжал писать иконы «по старинке.

Однако, патриарху донесли о местонахождении беглеца и о том, что он учит «старому» иконному письму жителей близлежащих сел.

Иконописец-бунтарь сжег себя добровольно в костре, перед этим завещая своим ученикам сохранить его мастерство.

Согласно другой легенде в чаще леса жил никому не известный мастер, которым сам придумал столь роскошное письмо по дереву. Время от времени он одаривал жителей близлежащих деревень своими творениями.

Спустя некоторое время слава о дивном мастере дошла до царя. Тот немедленно отправил своих подчиненных в лес, чтобы те привели основателя хохломы в палаты. Однако, мастер не захотел идти в подчинение к царю. Талантливого незнакомца так и не нашли.

Так у простых людей  и не отобрали простой промысел.

Цвета хохломской росписи

(роспись на белом фоне)

Традиционные хохломские творения в какой-то мере парадоксальны: мастерам удавалась при помощи довольно скудной палитры цветов создавать действительно сложные композиции. Богатство  и интересная фактура формировались за счет обязательной золотистой основы. «Под золото» был или фон, или ключевые элементы орнамента.

(роспись на черном фоне)

Другие центральные цвета палитры – черный и красный. Придать полноты и многогранности рисунку удавалось за счет использования белого цвета и охры.

(роспись на аллом-красном фоне)

Гораздо реже встречались росписи на бирюзовом, изумрудном, оранжевом, алом фоне. Истинная цель любого хохломского мастера: передать высокую идею посредством идеально подобранных цветов, создавая сложную и высокотехнологическую игру мазков.

Основные цвета

Для создания росписей «под хохлому» используют такие цвета:

  1. Черный (#000000);
  2. Красный (#FF0000);
  3. Белый (#FFFFFF);
  4. Оранжевый (#FF4F00);
  5. Отборный желтый (#FA00);
  6. Зеленый (#00FF00);
  7. Коричневый (#964B00);
  8. Изумрудный (#50C878);
  9. Голубой (#00BFFF).

Элементы и мотивы хохломской росписи

Различают «верховое» и  «фоновое» письмо. В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов.

Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа.

Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки»,  любовь  к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции.

(ветки и кустики)

Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы;

(ягодки и листочки)

«Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами.

Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками.

На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину;

(строчки и узоры)

«Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

(растительные орнаменты)

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Техника выполнения хохломской росписи

(В цехе художественной росписи, г. Семенов, СССР)

Подготовленные изделия из древесины сушат и грунтуют при помощи вапы или жидкой глины. Заготовки сохнут минимум 7 часов. Затем деревянная поверхность тщательно обрабатывается олифой. Всего процедуру необходимо повторить 3 – 4 раза на протяжении суток.

Следующий этап – лужение. В древесину втирают алюминиевый порошок. Процедура проводится вручную при помощи кожаного тампона. После этого изделия становятся блестящими и готовыми к росписи.

Для нанесения рисунка подойдут исключительно тонкие кисточки разных «калибров». Готовый рисунок оставляют на некоторое время подсыхать, а затем вскрывают лаком.   Финальный этап – закаливание в печи при температуре +160 градусов. Именно тогда и образовывается роскошная «золотая» пленка.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

(Хохломская роспись)

 Неповторимую хохломскую роспись трудно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют исключительно растительные орнаменты. Ключевая особенность росписи – золотой фон. Богатые переливы эффектно оттеняются ажурными верховыми рисунками и массивными крупными элементами красно-черной палитры при фоновой росписи.

(Городецкая роспись)

В отличие от хохломы у городецких орнаментов напрочь отсутствуют золотые мотивы.

Однако, на фоне минималисткой цветовой палитры хохломы, мастера городецкой росписи использовали очень много красок, играясь с оттенками, переливами, белением.

Если в росписи под хохлому нельзя встретить ситуационные рисунки, то в городецком промысле популярны были именно изображения различных празднований, увеселительных мероприятий и просто изображения быта.

Данные росписи могут казаться похожими только на первый взгляд. Тщательно изучив особенности промыслов становится понятно, что они кардинально отличаются друг от друга.

Источник: https://schci.ru/hohlomskaya_rospis.html

Хохломская роспись: что такое хохлома, история, технология

Хохлома – технология изготовления

Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России.

Хохломская роспись стала одним из брендов своей страны, вознеся художественное декорирование деревянных изделий на высочайший уровень.

О том, как появилась хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, с какими именами связан расцвет промысла, а также о секретах технологии традиционной хохломской росписи вы узнаете из этой статьи.

Разновидности росписи

Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.

Верховой рисунок

Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».

Орнаментальные варианты верховой росписи:

    • «Травная» — осока, белоус и луговик, вот главные элементы росписи. Она пишется завитками и различными мазками, колосками либо ягодками по золотому фону.
    • «Под листок», «под ягодку» — художники занимаются стилизацией растительных форм. От «травного» рисунка этот вид отличается более крупными мазками, что превращаются в овальные листья, а круглые ягодки ставятся кистевым тычком.
    • «Пряник» — так именуют геометрическую фигуру, вписываемую в квадрат либо ромб, в середине такой фигуры солнце. Особенность такого орнамента в кажущемся движении узоров.

Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.

Фоновый рисунок

В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.

В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.

Популярные мотивы и элементы росписи

Начиная учиться хохломе, вы, вероятно, сначала познакомитесь с травной росписью. И первое, что возьметесь рисовать, будут мотивы «под осоку». Это старинный, самый древний тип узора. Его мастер пишет мазками и завитками, маленькими ягодками и колосками. Из нескольких травинок умелец мог изобразить курочку, сидящей на ветке.

Рисунок «под ягодку», «под листок»

В верховом письме господствуют аккуратные мазки, благодаря которым композиция становится воздушной и легкой. Кажется, что изнутри она подсвечена золотистым сиянием.

Фоновое же письмо отличает изображение с контурными начертаниями: импровизации здесь быть не может, изначальная задумка мастера должна воплотиться точь-в-точь, без внесения новых мотивов и узоров в процессе.

Новичок начинает с «травной росписи», переходит к мотивам «под ягодку», «под листок», практикуется в «прянике» и «кудрине», учится писать «под фон». Чтобы овладеть каноничными мотивами и узорами, нужно немало времени и еще больше старания, усидчивости, готовности выполнять одно и то, повторять элементы прописей и т.д.

Этапы создания изделия с хохломской росписью

Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.

Процесс изготовления изделия с хохломой:

  1. Покрытие глиной. Основу мастера покрывают очищенной жидкой глиной – «вапой». Она сохнет порядка 8 часов. Потом основу ожидает покрытие олифой, и этот этап очень важен, так как он влияет на качество будущей росписи.
  2. Обработка поверхности для придания нужного оттенка. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры втирается алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением. Благодаря лужению изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, на деревянную заготовку наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку покрывают спецсоставом и обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок.
  3. С этого момента можно считать, что работа готова к росписи. В ход идут масляные краски. Самые востребованные цвета – красный и черный (киноварь и сажа), а вот зеленый, желтый и коричневый встречают реже.
  4. При «верховой» росписи рисунок ложится на серебристую основу. Так, мастер рисует криуль (главную линию), на нее «насаживают» разные элементы – от листочков до капелек.
  5. Роспись «под фон» подразумевает прорисовку контура орнамента, после чего фон закрашивают черным. Цветки и листочки остаются золотыми.
  6. Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение узора просто невозможно.
  7. Заключительный этап – покрытие готовой работы лаком. Это делают для того, чтобы она приобрела выгодный золотистый оттенок. Наносят лак не менее чем в 4 слоя, каждый слой сушат. Затем работа отправляется в печку для закаливания.
  8. Закаливание в печи. Температура 150 градусов, 3-4 часа – и на продукции образуется масляно-лаковая пленка, которая своим золотистым цветом ставит финальную точку в изготовлении хохломского изделия.

Со всеми этапами создания хохломы вы сможете познакомиться в данном видео.

На сегодняшний день в России существует два центра производства каноничных хохломских изделий – фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», что находятся в городе Семенове, а также село Семино, что в Ковернинском районе, известное предприятиями «Промысел» и «Хохломской художник». Но вникнуть в нюансы промысла, познакомиться непосредственно в работе со знаменитыми узорами, может каждый.

Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка и т.д. Увлекательный художественный опыт гарантирован, убедитесь сами!

Pinterest

Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/narodnyj-promysel-hohloma-istoriya-vidy-rospisi.html

Что нужно знать о хохломе?

Хохлома – технология изготовления

Хохломская роспись возникла в глухих лесах Заволжья три с половиной сотни лет назад, и за это время успела стать символом России, по популярности и узнаваемости уступающим разве что матрёшке. Разбираемся, где придумали делать «золочёную» посуду, как развивался промысел, и что с ним происходит сейчас.

Степан Разин и другие причины появления хохломы

Хохломской промысел возник на северных окраинах нижегородских земель по вполне прозаичным причинам, главная из которых — недостаток пахотных земель. Тем, кто в XVII веке стал заселять эту разорённую набегами казанских ханов территорию, приходилось извлекать выгоду из окружающих глухих лесов, вытачивая и продавая домашнюю утварь.

К тому же в какой-то момент левобережные земли велением царя Александра Михайловича отошли его воспитателю боярину Морозову, и тот разрешил ремесленникам-новопоселенцам несколько лет пользоваться лесом и не платить оброки.

На левый берег перебрались безземельные крестьяне с правобережья, а после восстания Степана Разина туда же направились и ремесленники из разорённых морозовских сёл Лысково и Мурашкино. Они и принесли с собой знание о том, как золотить «на оловянное дело» церковную утварь и обжигать до лаковой прочности и янтарного цвета олифу на посуде.

Наконец, для развития производства дорогой по тем временам «позолоченной» посуды был необходим заказчик. В такой роли выступили Троице-Сергиев и Макарьевский Желтоводский монастыри, скупавшие расписные вещи и, вероятно, снабжавшие ремесленников дорогим оловом.

Правда ли, что хохлому придумали старообрядцы

Представление, что имитировать позолоту на деревянных вещах ремесленников лесного Заволжья научили бежавшие туда от гонений раскольники, популярно, но, судя по всему, не совсем верно. Сохранившиеся документы показывают, что подобная техника была известна новгородцам как минимум за десятилетие до церковной реформы.

Сам колорит хохломы — сочетание чёрного (сажа), красного (киноварь) и золотого цветов — хоть и утратил в промысле своё значение, был характерен для церковной утвари и глубоко символичен.

Тем не менее, старообрядцы повлияли на развитие промысла: они привезли с собой богато орнаментированные рукописи, ювелирные украшения и ткани с золотым шитьём; в скитах трудились художники и ремесленники. Жители близлежащих деревень постепенно перенимали у них навыки живописного мастерства. Кроме того, богатые скиты не только сами делали золочёную утварь, но и могли заказывать и покупать её.

Технология хохломы: метаморфозы «белья»

Как же создают хохлому? Для начала рубят липу, осину или берёзу, оставляют её сохнуть на год или два. Затем дерево распиливают и колют на чурки, из которых вытачивают заготовки, за светлый цвет называемые «бельё».

Их обмазывают масляно-глиняным грунтом, сушат, шлифуют, несколько раз покрывают олифой и лудят: по последнему, не до конца высушенному слою олифы натирают оловянным порошком. «Глиняная» посуда превращается в «серебряную».

Только после этого вещь оказывается готова к росписи, а после — к финальному покрытию олифой и отправке в печь, где покрытие пожелтеет, и возникнет то самое хохломское «золото».

За века технология изменилась мало, разве что сейчас вместо оловянного порошка используют алюминиевый, а вместо олифы — жёлтый лак.

На «бельё» идёт, в основном, мягкая и лёгкая липа, так что хохлома — золото буквально липовое.

Не хохломская хохлома: где расписывали посуду

Своё имя промысел получил не по месту, где точили или расписывали посуду, а по названию торгового села Хохлома, куда свозили и «бельё», и «позолоченные» чашки, братины и туески, и откуда они расходились по другим ярмаркам.

Близость ярмарок, в том числе крупнейшей Макарьевской, стала значима после 1720 года: тогда закончилась Северная война, олово подешевело, стало возможным массовое производство посуды.

Судя по документам конца XVIII века, хохломой занимались в деревнях по рекам Узола, Ветлуга, Керженец.

Крупнейшим центром был город Семёнов (до 1779 года — село Семёновское), до сих пор считающийся столицей хохломы.

В 1797 году там создавалось и привозилось на продажу «чашек крупных, средних и мелких 550 тысяч, стаканов 100 тысяч, ложек кленовых, берёзовых, осиновых — 800 тысяч, блюд осиновых мелких 300 тысяч…»

Как начать разбираться в хохломской росписи

Чтобы не запутаться в многообразии хохломских узоров, достаточно научиться различать две основные техники их создания: верховое и фоновое письмо. Верховое письмо — ранний способ росписи, сложившийся в первой половине XIX века, когда хохломскую посуду стали золотить не фрагментами, а полностью. Узор здесь наносят цветными красками по золотому фону.

Самый известный вид — «травка», очень фольклорная по своему духу роспись тонкими мазками-травинками. Фоновое письмо — более поздний вид, сложившийся под влиянием городецкой росписи и домовой резьбы. Здесь фон закрывают краской так, чтобы на нём остались сиять золотые узоры. Популярный подвид — «кудринка», роспись плотно лежащими причудливыми завитками.

Хохлома в городах

Вторая половина XIX века — время, когда хохлома завоёвывает города. Переезд туда разбогатевших скупщиков хохломской посуды, народнические идеи и интерес образованной части общества к народным промыслам — всё это способствовало росту популярности промысла.

Бурно развиваясь, хохлома теряет аутентичность. Кроме сугубо утилитарной, главным образом точеной, посуды появляются вазы для цветов, трости, даже вычурная мебель.

Создание узоров поручают профессиональным художникам, и они обращаются к «русскому стилю», вводя в хохлому плетёнки из ярких лент в духе орнаментов древних рукописей.

На промысле такие узоры переводят с помощью бумажного трафарета и называют «славянской вязью».

Путь хохломы в XX веке

На границе столетий хохломской промысел едва не исчез. Подорожание древесины, распространение фабричной посуды, войны, голод в Поволжье привели к тому, что создавался минимум самых простых и дешёвых вещей.

Однако с 1917 года возрождением промысла занялось государство. В Сёмино из основанной в 1919 году красильно-ложкарной артели постепенно вырастает фабрика «Хохломской художник».

В Семёнове из открытой в 1918 году школы художественной обработки дерева развивается фабрика «Хохломская роспись».

Художники экспериментируют: в 1930-е годы расписывают фарфор и оформляют общественные пространства, в 1950-е в узоры вводятся политические мотивы.

На двух предприятиях складывается свой стиль: в Сёмино сохраняют крестьянскую традицию письма «травка» и придерживаются строгих традиционных форм изделий, в Семёново художники предпочитают графичное фоновое письмо с крупными садовыми цветами и волшебными птицами.

Хохлома сегодня

Хохлома превращается в популярный сувенир и официальный символ России: расписные предметы дарят делегациям и главам иностранных государств.

Сегодня официально хохлому делают только на её родине, в Семёнове, на предприятии «Хохломская роспись». Впрочем, и в народе промысел не думает умирать: мастера-надомники продолжают расписывать миски и ложки, высокому качеству сертифицированной «официальной» продукции противопоставляя низкие цены.

Три имени в хохломской росписи

Фёдор Фёдорович Красильников (род. 1876) — представитель знаменитой древней династии художников. В 1928 расписал комплект мебели для кабинета, посланный в подарок жившему тогда в Сорренто Максиму Горькому.

Григорий Петрович Матвеев (род. 1875) — профессиональный художник, педагог. В 1917 году основал в Семёнове школу хохломской росписи, выросшую потом в фабрику «Хохломская роспись».

Татьяна Васильевна Баранова (род. 1953) — заслуженный художник РФ. Ввела в хохлому неканоничный зелёный фон, создав по просьбе певицы Людмилы Зыкиной орнамент с ландышами.

Источник: https://xn--k1abfdfi3ec.xn--p1ai/history/view/1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.