Глагол прошедшего времени образуется на вопрос. Как определить время глагола

Содержание

Past Simple Tense — прошедшее время в английском языке

Глагол прошедшего времени образуется на вопрос. Как определить время глагола

Сегодня мы рассмотрим время, относящееся к группе Simple в английской грамматике — Past Simple Tense. На русский язык оно переводится как «простое прошедшее время». Из статьи вы узнаете, когда оно используется, как образуется, как строить отрицательные и вопросительные предложения в этом времени.

Когда мы используем Past Simple

Мы используем простое прошедшее время, когда говорим:

1. О событиях или действиях, которые произошли в прошлом и время совершения которых истекло. То есть действие или событие является законченным.(он купил машину в прошлом году, они ездили отдыхать в прошлом месяце, собрание было на прошлой неделе)

2. О событиях или действиях в прошлом, которые повторялись регулярно, но сейчас не происходят.(она занималась танцами в школе, мы ходили в спортзал в прошлом году)

3. О событиях в прошлом, которые происходили одно за другим. (они встретились, гуляли по парку, пошли в кино)

Как образуется утвердительная форма Past Simple?

При образовании Past Simple мы всегда смотрим на глагол, так как он будет меняться. В английском языке есть два вида глаголов: правильные и неправильные.

В зависимости от глагола прошедшее время образуется так:

  • если глагол правильный, мы прибавляем окончание -ed (cook — cooked);
  • если глагол неправильный, мы ставим его во вторую форму (see — saw). 

Нет никакого правила, по которому можно определить правильный или неправильный глагол перед нами. Узнать это можно только посмотрев его в словаре или запомнив.

Тоже самое и с формами неправильных глаголов. Их надо запомнить или посмотреть в словаре. Схема образования Past Simple такая:

Тот, о ком идет речь + правильный глагол с окончанием ed или 2-ая форма неправильного глагола.

Например:

I went to the cinema yesterday. Я ходила в кино вчера. She moved last year. Она переехала в прошлом году. They married three years ago.
Они поженились три года назад. 

Окончание глаголов -ed в Past Simple

Есть несколько нюансов при добавлении окончания -ed к правильным глаголам.

  • Если глагол заканчивается на , то к глаголу прибавляется только -d:

change – changed — менять; close – closed — закрыть.

  • Если глагол оканчивается на согласную, перед которой стоит ударная гласная, то согласная удваивается:

stop – stopped — останавливать; ban – banned — запрещать.

  • Исключения: глаголы, заканчивающиеся на -x и -w:

fix – fixed — фиксировать; flow – flowed — течь.

Примечание: в британском английском, когда глагол заканчивается на -l, то она удваивается вне зависимости от того куда падает ударение:

travel – travelled — путешествовать.

Американский вариант:

travel – traveled — путешествовать.

  • Если глагол заканчивается на -y и перед ней идет согласная буква, то y меняется на i + ed:

cry – cried — плакать; try – tried — пробовать.

Важно: если перед -у стоит гласная, то окончание -ed добавляется без изменения буквы:

stay – stayed — оставаться; play – played — играть.

Слова-спутники Past Simple

Это слова-подсказки, которые помогают определить, что перед нами простое прошедшее время:

  • yesterday,
  • last week / month / year,
  • in 1989 (2000, 2012 и т. д.),
  • two (three, four и т. д.) days/month/years ago.

Примеры

I saw him five days ago. Я видел его пять дней назад. She watched this film yesterday.
Она смотрела этот фильм вчера. They lived in England in 1999.
Они жили в Англии в 1999 году.

Отрицательные предложения в Past Simple

Отрицание образуется с помощью вспомогательного глагола did (это вспомогательный глагол do, но в прошедшей форме) и частицы not. При этом смысловой глагол используется в начальной форме.

Сочетание did + not и будет нашей частицей «не» . Например, он не участвовал в выставке, они не ходили к клуб вчера. 

Схема построения отрицательного предложения в Past Simple такая:

Тот, о ком идет речь + did + not + глагол в начальной форме.

Важный момент: вспомогательный глагол did уже показывает, что предложение в прошедшем времени, поэтому сам глагол в предложении (бегать/прыгать/работать) мы не ставим в прошедшее время, а используем начальную форму. То есть не ставим его во 2-ю форму и не прибавляем окончание ed.

Зачем же надо 2 раза показывать, что это прошедшее время?

Нe did not swim yesterday. Он не плавал вчера. НЕ: He did not swam yesterday .

Например:

They did not work last summer. Они не работали прошлым летом. She did not run yesterday.
Она не бегала вчера.

Каким сокращением можно пользоваться?

Мы можем сократить отрицательную частицу not следующим образом.

Did + not = didn’t

We didn't win this battle.
Мы не выиграли это сражение.

Вопросительные предложения в Past Simple

Построение вопросов в Past Simple такое же, как и в других временах этой группы (Simple). Чтобы задать вопрос, надо вспомогательный глагол did поставить на первое место в предложении. Смысловой глагол, также как в отрицании, не ставится в прошедшее время, а используется его начальная форма. Окончания -ed добавлять не надо.

Did + тот, о ком идет речь + начальная форма глагола.

Утверждение

He called me last week. Он звонил мне на прошлой неделе. They bought a new car. Они купили новую машину.

Вопрос

Did he call you last week? Он звонил тебе на прошлой неделе? Did they buy a new car?
Они купили новую машину?

Короткий положительный ответ содержит вспомогательный глагол did, который заменяет само действие.

Yes, he did.
Да, он звонил. Yes, they did. Да, они купили.

Полный положительный ответ строится как утвердительное предложение.

Yes, he called me last week. Да, он звонил мне на прошлой неделе. Yes, they bought a new car. Да, они купили новую машину.

Короткий отрицательный ответ содержит вспомогательный глагол did и отрицательную частицу not.

No, he did not.
Нет, он не звонил. No, they did not. Нет, они не купили.

Полный отрицательный ответ строится как отрицательное предложение.

No, he did not call me last week. Нет, он не звонил мне на прошлой неделе. No, they did not buy a new car. Нет, они не купили новую машину.

Специальные вопросы в Past Simple

Когда мы задаем вопрос со следующими вопросительными словами:

  • what,
  • when,
  • where,
  • who,
  • how,
  • which,
  • why.

Эти слова ставятся на первое место, далее порядок слов идет как в обычном вопросе. Схема образования:

Вопросительное слово + did + тот, о ком идет речь + глагол в начальной форме?

Давайте рассмотрим примеры.

Why did you steal this thing? Почему ты украл эту вещь? When did she sell her phone? Когда она продала ее телефон? What did

Источник: https://zen.yandex.ru/media/easyspeak/past-simple-tense--proshedshee-vremia-v-angliiskom-iazyke-5e5187bfa5d3230c1ce7ed3b

Времена глаголов в русском языке – таблица изменений и формы

Глагол прошедшего времени образуется на вопрос. Как определить время глагола

Таблица с ними часто встречается в учебниках и различных онлайн-справочниках, но желательно владеть знанием об их написании без помощи сторонних ресурсов.

Времена глагола

Глагольное время отображает соотношение производимого действия, описываемого глаголом, с моментом, когда оно осуществляется.

В русском таких времён выделяют три, они представлены в таблице:

Прошедшее отвечает на вопросы «что делал? что сделал?»
Настоящее вопрос «что делает?»
Будущее вопросы «что сделает? что будет делать?»

Чаще всего использование временных разновидностей обозначается отношением к тому, какой именно момент речи описывается в каждом конкретном случае. Подобное их употребление обычно называют абсолютным временем.

В относительно нечастых ситуациях исходной точкой для обозначения глагольного времени вместо момента речи являются какие-либо другие отправные пункты, в частности, момент прочих действий, о которых говорится в предложении. Такие случаи называют относительным использованием времён.

В изъяснительных (дополнительных) придаточных составляющих сложноподчинённого предложения глагольные времена применяются, исходя от соотношения с моментом выполняемого действия основной части, например: Виктор сказал, что сумел (умеет, сумеет) отремонтировать телевизор.

В данной ситуации роль грамматической точки отсчёта выполняется словом «сказал», расположенным в основной части предложения. Действие его из второстепенной половины выполняется именно по отношению к нему. «Сказал, что умеет»: слово «умеет», находящееся в настоящем времени, означает, что время совпадает не с конкретным моментом речи, а с временем действия, выражаемого словом «сказал».

Категорией времени могут обладать исключительно изъявительные наклонения, они прочно соединены с видовой категорией. У глаголов несовершенного типа присутствуют все три возможных временных формы, например:

  • учусь;
  • учился;
  • буду учиться.

У глаголов, относящихся к совершенному типу, смысл заключается в обозначения таких функций, которые ограничиваются каким-либо пределом.

Они хоть быть употреблены исключительно в прошедшем или простом будущем времени (научился — научусь), а форма в настоящем отсутствует.

Прошедшее время

При помощи глаголов в прошедшем времени принято описывать действие, которое было произведено перед моментом речи.

Обычно такая разновидность слова образуется при помощи добавления формообразовательного суффикса -л- позади инфинитивной основы слова: мечтать-мечтал, ходить-ходил, воровать-воровал, плясать-плясал, знать-знал, удивиться-удивился. Из этого правила есть несколько важных исключений.

Когда в прошедшем времени последней буквой основы является б, г, з, к, с, х, во время формирования глагола в мужском роде -л- исчезает, однако в других родах он остаётся (вёз-везла-везло, грёб-гребла-гребло, нёс-несла-несло, пёк-пекла-пекло, сох-сохла-сохло, стерёг-стерегла-стерегло). Также этот суффикс сохранится, если использовать это слово во множественном числе. Если в мужском роде в таком глаголе была буква ё, то в остальных родах и во множественном числе она чаще всего меняется на е.

Глагол «идти» и любые его производные формируют прошедшее время от иной основы — шед-, но при этом утрачивается буква д: шёл-шла-шло-шли, ушёл-ушла-ушло-ушли, зашёл-зашла-зашло-зашли и пр.

Глаголы, заканчивающиеся на -ереть при переходе в прошедшее время, лишаются второго е в полногласном сочетании, а в мужском роде остаются ещё и без -л: стереть-стёр-стёрла-стёрло-стёрли, подпереть-подпёр-подпёрла-подпёрло-подпёрли, умереть-умереть-умерла-умерло-умерли и пр.

Чтобы ответить на вопрос, как изменяются глаголы в прошедшем времени, нужно отметить, что они способны варьировать по различным числам. В то же время глаголы в единственном числе хорошо склоняются по родам. Если он находится в прошедшем времени и во множественном числе, то его нельзя изменять по лицам.

Настоящее время

Благодаря глаголам, расположенным в этом времени, удаётся выразить действие, совершаемое непосредственно в момент речи, например: Я читаю книгу Энтони Бёрджесса. В настоящем времени такие слова могут легко меняться по числам и лицам.

Формы настоящего времени не способны образовываться от глаголов совершенного типа. Это связано с тем, что подобным словам всегда присуще понятие результативности, завершённости, выполненности, которое логически слабо сочетается с определением настоящего времени.

Формы в настоящем могут иметь исключительно глаголы, относящиеся к несовершенному виду. Подобные их разновидности формируются благодаря добавлению личных окончаний, в зависимости от того, к какому спряжению относится слово.

К примерам глаголов в первом спряжении можно отнести: первое лицо — я сажаю, мы сажаем; второе лицо — ты сажаешь, вы сажаете; третье лицо — он сажает, они сажают. Со вторым спряжением всё обстоит следующим образом: первое лицо — я ношу, мы носим; второе лицо — ты носишь, вы носите, третье лицо — он носит, они носят.

Главными значениями таких слов в настоящем считаются:

  • обозначение того, что действие, отображаемое глаголом, происходит непосредственно в момент речи: Виталик направляется в сторону сквера;
  • описание действия, которое переходит в постоянное свойство: Саша быстро читает стихи, Антон работает быстрее, чем остальные коллеги;
  • обозначение вневременного, постоянного, перманентно выполняемого действия: Сумма двух катетов, возведённых в квадратную степень, равняется длины гипотенузы в квадрате; Земля совершает обороты вокруг Солнца;
  • замена прошедшего времени, которая прибавляет рассказу живость и переводит слушателя (читателя) в статус свидетеля описываемой ситуации: Идём мы с Леной вчера вечером по улице Дзержинского и видим такую картину.

Настоящее время часто является заменителем будущего, когда говорится о том действии, которое уже запланировано и обязательно должно вскоре произойти, например: Завтра мы сдаём сопромат, и на этом сессия заканчивается. Как правило, формы настоящего времени в подобной ситуации совпадают с распространёнными обозначениями движения — ехать, бежать, идти, лететь, плыть.

В некоторых случаях, преимущественно в художественной литературе и стихотворениях, при помощи форм настоящего транслирует представляемая говорящим картина: Завтра пойдёт дождь, и наша поездка отменяется, сидим по домам.

Будущее время

Данное время используется для обозначения процесса или действия, которое является последующим и предстоящим для момента речи. Оно обладает двумя различными разновидностями: простой (синтаксической) и сложной (аналитической).

Обе они различаются между собой как по значению, так и по составной структуре.

Синтаксическая разновидность будущего времени присуща глаголам в совершенном виде (пойду, загружу, построю), тогда как аналитическая форма присуща словам несовершенной формы (буду идти, буду загружать, буду строить).

Будущее глагольное время в аналитической разновидности формируется путём соединения личных типов будущего времени слова «быть» и инфинитива, который непременно должен находиться в несовершенной форме. Выполняя роль служебной составляющей, вспомогательное слово «быть» в соединении с инфинитивом формирует единую грамматическую единицу.

Будущее время глагола в сложной форме необходимо для обозначения неограниченного по времени действия, не обладающего какими-либо пределами. Оно обязательно должно совершаться после завершения момента речи и не может использоваться при обозначении какого-либо ещё времени: Мы будем продолжать настаивать на своём.

От глаголов в совершенном виде формируется простая разновидность будущего времени. Она должна совпасть с разновидностью настоящего времени у слов несовершенного типа: спросить, соорудить, позвать, определить. У будущего времени в синтаксической форме, образованного от глаголов в совершенном виде, могут быть следующие значения:

  • обозначение будущих (предстоящих) действий, обладающих завершённостью, пределом: Он сможет основать собственное предприятие;
  • обозначение постоянно повторяющегося действия, которое сочетается с настоящим временем: Новый сотрудник всё делает не так: то разольёт реактив, то поторопится и неправильно заполнит журнал;
  • значение прошедшего времени: Алёша часто сидит на диване по несколько часов и смотрит в одну точку, потом резко встанет и уйдёт спать;
  • описание действия, переходящего в свойство: Какую задачу перед ним не поставь, обязательно что-нибудь сделает неправильно (это свойство будущего времени нашло отображение в пословицах и поговорках: Без труда не достанешь и рыбку из пруда и пр.);
  • обозначение невозможности выполнения рассматриваемого действия в настоящем: Машину быстро не вытащишь из трясины.

Подводя итог, можно сказать, что временные формы появляются при использовании группы словообразовательных суффиксов и способны претерпевать изменение в зависимости от лица, числа и рода.

В учебниках особое внимание получают как раз времена глаголов в русском языке, сведения о них есть почти в любой подобной книге.

Для того чтобы усвоить правила, стоит прибегнуть к помощи заданий из учебника русского языка. Так, следует проспрягать глаголы в будущем времени или взять их же и поставить данные глаголы в прошедшем времени. Многие также занимаются с редко встречающимися глаголами, например, определяют, какое время у глагола «заляжет», или как изменяется слово «извести» по лицам.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/vremena-glagolov.html

Времена глаголов

Глагол прошедшего времени образуется на вопрос. Как определить время глагола

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может определять время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • Прошедшее время
  • Настоящее время
  • Будущее время

Обратите внимание, что время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее: спал, гулял

Настоящее: спит, гуляет

Будущее: будет спать, будет гулять

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее: заснул, погулял

Будущее: заснёт, погуляет

Примечание: глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается -ть и прибавляется суффикс -л – так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

стирать – стирал.

Для образования глагола женского рода после суффикса -л добавляется окончание -а

стирал – стирала.

Для образования глагола среднего рода после суффикса -л добавляется окончание -о

стирал – стирало.

Для образования глагола во множественном числе после суффикса -л добавляется окончание -и

стирал – стирали.

ИнфинитивРодМнож. число
мужскойженскийсредний
– -тьсветить+ -лсветил+ -ласветила+ -лосветило+ -лисветили

Обратите внимание, что перед суффиксом -л пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть, например:

гулять – гулял, мешать – мешал, дарить – дарил

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса -л не бывает, например:

спас, запер, нёс, тряс

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное числоМножественное число
Мужской родчиталчитали
Женский родчитала
Средний родчитало

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал)
  • Женский род: что делала? – окончание -а (спала)
  • Средний род: что делало? – окончание -о (спало)

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание -а, например:

спа́л – спала́, гна́ло – гнала́, рва́ли – рвала́

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял, ты гулял, он гулял

мы гуляли, вы гуляли, они гуляли

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?, например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Обратите внимание, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Прошедшее время глагола

Глагол прошедшего времени образуется на вопрос. Как определить время глагола

Прошедшее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ши­лось до момен­та речи о нем.

Рассмотрим, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор.

Что такое прошедшее время глагола?

Прежде чем выяс­нить, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, уточ­ним нема­ло­важ­ный аспект.

Время — это выра­же­ние отно­ше­ния дей­ствия к момен­ту речи. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, может про­те­кать во вре­ме­ни: оно состо­я­лось в про­шлом, осу­ществ­ля­ет­ся сей­час или про­гно­зи­ру­ет­ся в буду­щем. В соот­вет­ствии с этим гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы  трех вре­мен:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) пла­ваю (в момент речи);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду пла­вать (после момен­та речи);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) пла­вал (дей­ствие уже выпол­не­но).

Итак, рас­смот­рим более деталь­но про­шед­шее вре­мя гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в рус­ском язы­ке.

Глаголы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое уже состо­я­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нем. Это выпол­нен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • ты (что сде­лал?) пове­сил кар­ти­ну;
  • ты (что делал?) жарил рыбу.

Глагол несо­вер­шен­но­го вида «жарил» обо­зна­ча­ет про­те­ка­ние дей­ствия в про­шлом без кон­крет­но­го ука­за­ния на его завер­ше­ние. Глагол совер­шен­но­го вида «пове­сил» выра­жа­ет дове­ден­ное до кон­ца дей­ствие, име­ю­щее свой резуль­тат.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­изо­шло в про­шлом и отве­ча­ют на вопро­сы что делал? что сде­лал?

Будильник (что делал?) зво­нил рано утром.

Вчера на рыбал­ке отец (что сде­лал?) пой­мал боль­шо­го сома.

Как образуется прошедшее время глагола?

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) с помо­щью спе­ци­аль­но­го суф­фик­са -л-. Чтобы полу­чить про­из­во­дя­щую осно­ву гла­го­ла, от него отде­лим окон­ча­ния -ть, -ти:

  • гово­рить — гово­ри-ть
  • брать — бра-ть
  • пове­ять — повея-ть
  • вез­ти — вез-ти.

Затем к полу­чен­ной осно­ве гла­го­ла доба­вим суф­фикс -л- и полу­чим фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода:

  • брат говори-л
  • отец бра-л
  • ветер повея-л.

Обратим вни­ма­ние, что перед суф­фик­сом -л- пишет­ся та же глас­ная бук­ва, что и осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла:

  • ненави́деть — ненави́дел
  • посе́ять — посеял.

Глаголы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -ти и -чь, обра­зу­ют фор­му муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

  • везти — вёз  
  • при­нести — при­нёс  
  • сбе­речь — сбе­рёг  
  • сте­речь — сте­рёг  .

В сло­вах, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с осно­вой на -чь, про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных  ч//к, ч//г:

  • спечь — спёк
  • при­бе­речь — при­бе­рег.

В мор­фем­ном соста­ве таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс про­яв­ля­ет­ся мате­ри­аль­но в виде бук­вы «л» в фор­мах жен­ско­го, сред­не­го рода и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • вез     — везла, везло, везли
  • сбе­рег     — сбе­регла, сбе­регло, сбе­регли.

Как видим, гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию муж­ско­го, жен­ско­го и сред­не­го рода, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ния:

  • инже­нер   (что сде­лал?) соста­вил   таб­ли­цу — муж­ской род (нуле­вое окон­ча­ние);
  •  девочка (что сде­ла­ла?) соста­вила гра­фик — жен­ский род (окон­ча­ние -а);
  • общество (что сде­ла­ло?) соста­вило  мне­ние — сред­ний род (окон­ча­ние -о).

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по чис­лам:

  • он соста­вил   — они соста­вили
  • дедуш­ка сбе­рег   — роди­те­ли сбе­ре­гли.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не изме­ня­ют­ся по лицам.

Сравним:

  • я решил, ты решил, он решил;
  • мы реши­ли, вы реши­ли, они реши­ли.

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не спря­га­ют­ся, то есть не изме­ня­ют­ся по лицам.

Как определить глагол прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни опре­де­лим поша­го­во:

  1. най­дем гла­гол в пред­ло­же­нии (сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие);
  2. зада­дим к сло­ву вопрос что сде­лал? что сде­лал? что делал? что дела­ла? и пр.;
  3. выяс­ним, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое уже совер­ши­лось;
  4. обра­тим вни­ма­ние на грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва и выявим в его соста­ве суф­фикс -л-;
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

Снег засы­пал все тро­пин­ки в саду.

Слово «засы­пал» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

снег (что сде­лал?)

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­я­лось в про­шлом. Он име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- и нуле­вое окон­ча­ние, так как пояс­ня­ет сло­во «снег» муж­ско­го рода. Это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла.

Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. К посто­ян­ным при­зна­кам отне­сем сле­ду­ю­щие:

  • вид (совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный);
  • воз­врат­ность (нали­чие или отсут­ствие -ся (-сь));
  • пере­ход­ность (спо­соб­ность управ­лять сло­вом в фор­ме в. п. без пред­ло­га);
  • спря­же­ние

Остальные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. В каче­стве при­ме­ра выпол­ним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла «засы­пал».

Засыпал

I. Часть речи. Общее зна­че­ние

«Засыпал» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал? Начальная фор­ма — «засы́пать».

II. Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид;
  • невоз­врат­ный
  • пере­ход­ный (засы­пал что? тро­пин­ки);
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние
  • про­шед­шее вре­мя
  • един­ствен­ное чис­ло
  • муж­ской род

III. Синтаксическая роль

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/proshedshee-vremya-glagola.html

Прошедшее время глаголов

Глагол прошедшего времени образуется на вопрос. Как определить время глагола

Глагол имеет категорию времени. Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того момента, как о нём стали говорить (т.е. до момента речи).

Например:

что делал? – рисовал

что сделал? – нарисовал

Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний ,  или окончания во множественном числе.

клеить – клеила, клеили

При этом в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы.

обидеть – обидело, обидела;

посеять – посеяли, посеяла.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: рисовал (ед. ч.) – рисовали (мн. ч.)

Глаголы в форме единственного числа прошедшего времени изменяются по родам. Род глагола передаётся с помощью окончаний:

мужской род в прошедшем времени имеет нулевое окончание (рисовал )

женский род в прошедшем времени имеет окончание (рисовала)

средний род в прошедшем времени имеет окончание (рисовало)

Глаголы в форме прошедшего времени по лицам не изменяются.

Пример изменения глаголов в прошедшем времени:

Неопределённая формаПрошедшее время
единственное числомнож. число
м.р.ж. р.ср. р.
рисоватьрисовал рисоваларисовалорисовали
везтивёзвезлавезловезли
печьпёкпеклапекло́пекли

О настоящем и будущем времени глаголов смотри по ссылкам.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Настоящее время глаголов

Будущее время глаголов

Неопределённая форма (инфинитив) глагола

Возвратные глаголы

Времена глагола

Лицо и число глагола

Спряжение глаголов

Вид глаголов

Морфологический разбор глагола

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 148, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 150, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 151, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 152, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 167, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 184, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 203, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 204, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 205, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 210, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 195, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 206, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 218, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 219, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 166, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 167, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 170, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 172, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 156, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 124, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 237, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 300, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 143, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 144, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 32, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 217, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 149, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 298, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 664, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 231, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 328, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 340, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 455, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 457, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 474, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 545, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 583, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 415, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 642, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 484, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 295, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 493, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 64, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 111, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 363, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/61

Часть речи глагол

Глагол прошедшего времени образуется на вопрос. Как определить время глагола

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть-ти-ь
возражать — возразить, реагировать — отреагироватьползи — приползти, расти — подрастистричь — постричь, жечь — сжечь

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть).

Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить).

Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

I спряжение:брить, стелить

(2 глагола)

II спряжение:-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;-ать: гнать, держать, слышать, дышать

(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.
ЛицоI спряжениеII спряжениеЕд.ч.Мн.ч.Ед.ч.Мн.ч.
1-е-у/-ю-ем-у/-ю-им
2-е-ешь-ете-ишь-ите
3-е-ет-ут/-ют-ит-ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа.

От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть.

Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

По родам

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела.

Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

По временам

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал. Настоящее: (что делает?): рисует.

Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

По наклонениям

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил. Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.

Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать. (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться. (Обстоятельство.)

Морфологический разбор

В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

Подробные описания частей речи русского языка:

Источник: http://morphologyonline.ru/glagol.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.