Что делать, если переел? Советы, как облегчить страдания. Облегчить людям их страдания — важнейшая задача христианского милосердия

Содержание

Что делать, если переел? Советы, как облегчить страдания

Что делать, если переел? Советы, как облегчить страдания. Облегчить людям их страдания — важнейшая задача христианского милосердия

Самый надежный способ справиться с последствиями праздничных застолий, которые являются колоссальным стрессом для пищеварительной системы, – это не допустить переедания.

Легко сказать, но трудно сделать! Как быть, если вы уже чувствуете, что переели? Журнал Cosmopolitan после консультаций с гастроэнтерологами предлагает следующий план спасательных операций по смягчению участи пострадавшего организма.

5 МИНУТ СПУСТЯ

Когда кажется, что уже больше ничего не влезет, но вы съедаете еще один кусочек, и чувствуете, что этот кусочек может выскочить обратно, тогда надо сказать себе «стоп», отложить столовые приборы и выйти из-за стола.

Вы уже нанесли своему организму сокрушительный удар, все «прелести» которого вам еще предстоит испытать. А пока, если есть возможность, следует ослабить ремень или переодеться в более свободную одежду.

Чем больше вы стеснены в движениях, тем более неудобно и напряженно вы будете себя чувствовать, что усугубит мучения пищеварительной системы.

В это время не стоит пить много воды – от этого вы почувствуете еще бóльшую переполненность организма.

А вот медленное попивание теплого чая с мятой поможет расслабиться желудочно-кишечному тракту, в том числе кардиальному сфинктеру между желудком и пищеводом, нормальная работа которого приведет к отрыжке из желудка лишнего воздуха, проглоченного с едой.

После избавления от избыточного воздуха вы почувствуете себя уже не таким «вздутым». (И помните что, всякий раз, когда на входе или выходе из ЖКТ происходит выпуск воздуха или газов, в нем освобождается место, что помогает еде двигаться по предназначенному ей пути).

Если же вы предпочитаете кофе, то чашка кофе также поможет работе пищеварительной системы, и вы почувствуете себя менее «нашпигованным» праздничными яствами.

15 МИНУТ СПУСТЯ

В это время очень хочется лечь, но ложиться не стоит – в горизонтальном положении на желудок оказывается бóльшее давление, а желудочный сок может попасть в пищевод и вызвать изжогу.

При болях в животе рекомендуется принять безрецептурное средство от повышенного газообразования (типа эспумизана), антацид (типа алмагеля) для снижения выработки желудочного сока, который при переедании производится в избыточном количестве, или ранитидин, который успокоит желудок и смягчит раздражение пищеварительной системы от злоупотребления едой и напитками (в том числе алкоголем). Если же вы чувствуете, что просто объелись, но не испытываете болевых ощущений, то принимать какие-либо препараты нет необходимости.

30 МИНУТ СПУСТЯ

Хотя, скорее всего, вы все еще чувствуете себя безумно объевшимся, самое время отправиться на короткую прогулку. Ходьба стимулирует работу ЖКТ. Когда вы сидите и не двигаетесь, то работа вашего ЖКТ также не отличается высокой активностью.

1-2 ЧАСА СПУСТЯ

Все еще не время спать, но и нельзя подвергать организм серьезным физическим нагрузкам. Рекомендуются легкие растяжки или упражнения из йоги, которые помогут выпустить избыточные газы из организма. Но при этом важно избегать положений, в которых голова находится ниже живота или на живот оказывается давление, т.к. это может вызвать кислотный рефлюкс.

2-3 ЧАСА СПУСТЯ

В это время почти вся еда, если не вся, переместилась из желудка вниз по ЖКТ, что снижает риск кислотного рефлюкса, и теперь можно принять горизонтальное положение.

На следующий день

Самая главная задача на следующий день после переедания – вернуться к обычным, «непраздничным» нагрузкам на пищеварительную систему. Вместо того, чтобы взяться с утра за недоеденный торт, лучше принять здоровый завтрак из цельных ингредиентов, содержащих здоровые жиры, белок, а также овощи и фрукты.

Даже если вы чувствуете, что «после вчерашнего» ваша одежда стала слегка тесновата, не следует резко ограничивать себя в калориях и пропускать регулярные приемы пищи, но при этом лучше отдавать предпочтение легкой еде. Резкое ограничение в еде вызовет сильный аппетит и может подтолкнуть вас в новую пропасть переедания.

На следующий день полезно дать организму какую-то физическую нагрузку, хотя бы минимальную – например, отправиться в поход по магазинам за праздничными покупками. Положительные эмоции помогут вам пережить день «после вчерашнего». А в конце дня прислушайтесь к своему организму и почувствуйте – он вас умоляет не переедать во время следующего праздника!

Источник: https://ChelRestoran.ru/materials/zdorovie/chto-delat-esli-pereel/

Как не впасть в депрессию, ухаживая за больным: советы опытной сестры милосердия

Что делать, если переел? Советы, как облегчить страдания. Облегчить людям их страдания — важнейшая задача христианского милосердия

31.10.2016 / Анастасия ПРОЩЕНКО

Как организовать помощь и самопомощь в уходе за близким? Как позаботиться о себе, не чувствуя себя при этом «эгоистом», а больного — «брошенным»?

Павел Смертин

Наш эксперт: сестра милосердия Свято-Димитриевского сестричества Татьяна Алексеевна Чаленко

Татьяна Алексеевна больше 20 лет ухаживает за больными в патронажной службе помощи на дому службы помощи «Милосердие», оказывает паллиативную помощь и консультирует семьи в тяжелых ситуациях.

Закамуфлированная боль

Фото с сайта pbs.org

Мне 63 года, и с 1995 года у меня были сотни подопечных. И каждый раз это был особенный, отдельный случай.

В таком деле не может быть общих ответов или советов, — от обобщений проблемы только разрастаются.

Но за эти годы мне стало понятно, что у человека, который ухаживает за больным родственником, очень часто кричит душа, ему тяжело.

Бывает так, что рвение в уходе за другими и нежелание принимать помощь – это симптомы более глубокой проблемы, спрятанной человеком даже от самого себя. Это проблемы гораздо более серьезные, не связанные с уходом за больным родственником.

Человек будет придумывать себе дела, чтобы не думать о какой-то более глубокой проблеме. Завалить себя заботами –это очень красивый, добротный антураж, камуфлирующий настоящую проблему.

Зачастую именно поэтому человек не хочет позволить другим помочь, не хочет делегировать часть своих обязанностей: если у него освободится время, ему придется столкнуться с самим собой, своими внутренними переживаниями. А это не всегда легко.

Иллюзия геройства

Фото с сайта verywell.com

Мы все люди гордые, все до единого! Но я заметила, что чем больше человек чувствует себя сильным, тем более это говорит о его слабости, ранимости и НЕ героичности.

Когда делаешь все сам, один, — это создает иллюзию геройства, ощущение «я лучше других».

Это и есть гордыня, возношение наше над другими. По религиозным законам гордыня – большой грех, заблуждение. А от греха не может стать легче.

Когда мы не хотим принимать помощь – это свидетельство нашей слабости.

Когда мы не привлекаем к помощи своих близких – мы и с ними поступаем не очень верно.

Иногда твердо попросить взрослого сына или брата посидеть с больной бабушкой – это значит дать ему возможность почувствовать собственную значимость, нужность в семье, почувствовать себя мужчиной, защитником и опорой. А когда мы своим «геройством» лишаем его такой возможности, — мы способствуем развитию в нем эгоизма.

Иногда надо заставлять себя принимать помощь и признавать свою слабость. Нужно понять, что другие люди и не такое переживают – так что я не герой.

Недавно я узнала молодую семью, оба детдомовцы. Девушка с ДЦП. Они с мужем родили четверых детей, живут в однокомнатной квартире — и не жалуются! ВОТ, кто герой, — а не я.

Нужно искать такие примеры и постоянно напоминать себе, что я не герой, я просто несу свой крест. Господь сказал: «Возьми крест СВОЙ и иди за Мною». Именно свой крест! И нести его нужно правильно.

Господь на все дает время, и на отдых тоже. И это время не нужно «отшвыривать» из гордости.

Как помочь тому, кто ухаживает за больным

Скриншот с .com

Не всем можно помочь, потому что не все хотят, чтобы им помогали. Для начала человек должен решиться что-то поменять. Как мы можем помочь ему?

Во-первых, нужно подумать, как мы можем облегчить бытовую жизнь ухаживающего за больным. Посмотреть, чтобы у него была хорошая стиральная машинка, удобные и качественные памперсы для больного, инвалидная коляска и т.д.

Во-вторых, для того, кто ухаживает за лежачим больным и долгое время «варится» в этой непростой рутине, визит другого человека, общение с ним очень ценно. Если хотите помочь — просто съездите к нему поговорить, вместе выпить чаю – это уже окажет ему огромную помощь, неоценимую!

Человеку нужно понимать, что он не один, не брошен наедине со своим служением.

Ведь можно чувствовать себя одиноким, даже если рядом кто-то есть. Я имею в виду эмоциональную близость, особенно она важна для женщин. Беседы очень разгружают психологически.

В-третьих, во время беседы не давайте общих советов, не говорите прописных истин – человек почувствует, что так вы хотите отмахнуться от его переживаний.

Надо быть искренними, правдивыми, вкладывать душу, принимая участие в судьбе человека и его семьи. Не навязывать свою помощь, но предлагать конкретные варианты выхода из ситуации, которые уже кому-то помогли.

Молитесь не только о больном, но и об ухаживающем за ним

Фото с сайта evidentlycochrane.net

Как христианка, я очень советую молиться о человеке, который ухаживает за больными. Закажите сорокоуст о здравии.

Божья помощь – она как раз не общая, а для каждого особая, понятная и утешающая именно его душу.

Молитва очень помогает, я не раз видела это и чувствовала на себе. Однажды мне было очень тяжело в жизни, я была почти в отчаянии и просила людей обо мне молиться. И утешение пришло именно такое, которое только мне может быть понятно: мне на плечо сел голубь! Дело в том, что мой отец держал голубятню, и голуби для меня – это память детства, память папиных рук…

Бывают вещи глубоко интимные, их не всем расскажешь и не всем объяснишь – но чувствуешь: стало легче.

Как психологически помочь больному родственнику

Фото с сайта kgh.on.ca

У пожилых людей после инсульта, как правило, бывает деменция – с ними очень тяжело общаться. Они не всегда нас понимают, они быстро устают и раздражаются. Как сохранить близость с ними? Как дать им понять, что мы любим их, а не просто механически ухаживаем, как чужой доктор в казенной больнице?

Почитайте им вслух. Спойте песню. Послушайте музыку. Помолитесь вместе. Здесь не важно, что именно делать, что читать или что петь – важно спокойно побыть рядом.

Для этого нужно 15 минут в день, не больше. Не давать таблетки, не кормить, не делать какие-то процедуры – а именно поделиться чем-то для себя значимым, интересным.

Вскоре вы поймете, что это стало утешениеми для вас – возможно, даже бОльшим, чем для больного. А больному хорошо уже оттого, что он слышит голос родного человека, видит его рядом.

Как помочь самому себе

Фото с сайта netdoctor.co.uk

Когда тоска заела сердце, человеку только кажется, что он может спастись от нее бытовыми делами. Не нужно объяснять, что психологическая, душевная усталость – это совсем другое, чем усталость физическая, и она не исчезнет, сколько от нее ни прячься в повседневных заботах или гордом геройствовании.

От своей натуры и темперамента не уйдешь. Но себе можно помочь. Например, кому-то снять душевную, эмоциональную усталость поможет темнота и тишина: лягте в постель, выключите свет, укройтесь одеялом с головой и полежите так некоторое время.

Кому-то усталость помогает снять вода:примите душ, сходите в бассейн, поплавайте, просто полежите в ванне. Вымойте голову.

Лично мне больше всего помогает причастие. Если человек верит в Бога, то я бы советовала в первую очередь найти себе батюшку-духовника. Я уже говорила выше, каким большим эмоциональным подспорьем являются беседы, общение. Чуткий батюшка может разглядеть и вытащить наружу ту скрытую проблему, которая глубоко сидит в человеке и которую человек прячет сам от себя.

Найдите близкого по духу священника, а не просто того, кто служит рядом с вашим домом. Делиться с ним своими переживаниями и сомнениями должно быть комфортно.

Помочь себе и другим

Фото с сайта giaging.org

Я знаю прекрасные, заботливые, любящие семьи, которые сами ухаживают за своими стариками 10 месяцев в году и копят деньги, чтобы отправить любимую бабушку или дедушку отдохнуть на два месяца в хороший, платный пансионат. Это совсем не то же самое, что «сдать в богадельню».

Это делается не с целью избавиться от балласта, а именно чтобы дать возможность дорогому человеку сменить обстановку, увидеть новых людей, попробовать полезные и приятные процедуры.

Здесь важно угодить обеим сторонам: чтобы и больному было хорошо, он не чувствовал себя брошенным, — и чтобы семья могла отдохнуть, куда-то сходить или съездить.

Если нет на это денег – можно попросить о помощи фонды или людей.

Помните: самостоятельно ухаживать за тяжелобольным родственником, сохраняя при этом духовное и душевное здоровье, — можно и нужно. Стоит только захотеть этого и перестать бежать от самого себя.

На эту тему читайте также:

«Совесть не позволяет мне жить для себя»: если дом превратился в больницу

Об основах ухода читайте:

Основы ухода: как поменять подгузник взрослому лежачему человеку?Пять правил общения с человеком в инвалидной коляске

Патронажная служба помощи на дому — один из 26 проектов православной службы помощи «Милосердие». Поддержать работу сестер милосердия патронажной службы можно, оформив регулярное пожертвование на благотворительную программу «Сиделки».

Вам важно, чтобы разговор на эту тему продолжился? Поддержите портал!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Пожертвовать

https://www.miloserdie.ru/article/kak-ne-vpast-v-depressiyu-uhazhivaya-za-bolnym-sovety-opytnoj-sestry-miloserdiya/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/miloserdie.ru/kak-ne-vpast-v-depressiiu-uhajivaia-za-bolnym-sovety-opytnoi-sestry-miloserdiia-5e7bafe35cc0810ff7f8c41c

Принятие как способ облегчить страдания

Что делать, если переел? Советы, как облегчить страдания. Облегчить людям их страдания — важнейшая задача христианского милосердия

Ирина Балманжи

Наверняка большинство из вас слышали известную песню The Beatles «Let It Be» («Будь что будет»). В этих словах можно найти утешение. Они напоминают нам о том, что мы имеем возможность отпускать происходящее и позволять всему просто быть.

К сожалению, мы редко пользуемся этой возможностью. Тревожный ум плохо переносит неуверенность, поэтому отпускать нелегко. Бывает, мы держимся за ситуацию из-за потребности все контролировать, а в результате беспокоимся еще больше. Мы вновь и вновь говорим себе:

— «Почему я?»;

— «Только не это!»;

— «Не могу поверить, что это снова происходит!»;

— «Вечно мне не везет!»;

— «Я обречен»;

— «Я знал, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой».

Но вы можете научиться реагировать на обстоятельства иначе. Готовность принять то, что есть в текущем моменте, радикально изменит для вас все.

Сделайте паузу

Десять минут до Дзена
Остановитесь на мгновение и вспомните недавнее небольшое огорчение. Например, вы куда-то опоздали, упустив автобус или застряв в пробке. Подумайте, как вы справились с этой ситуацией, и определите, какой подход вам ближе:

А. Будь что будет! Это немного раздражает, но это не в моей власти, я ничего не могу с этим поделать. Но хотя бы есть время позвонить тем, с кем не успевал поговорить, или послушать музыку. Все будет хорошо.

Б. Не могу поверить, что это происходит! День теперь испорчен. Почему это всегда со мной случается? Можно уже все планы отменять.

Нужно уметь отпускать происходящее. Источник

Как вы думаете, какая реакция способна усугубить стресс, поднять ваше давление и негативно отразиться на остальных событиях дня? Ответ, конечно, Б. А теперь подумайте: почему так происходит — из-за обстоятельств или из-за вашей реакции на обстоятельства?

Принятие не означает поражение

Возможно, некоторые из вас не уверены в том, что концепция принятия действительно полезна. Вы можете даже спросить, равнозначно ли принятие признанию поражения или неудачи. Это резонный вопрос.

Ответ: нет, это не неудача и не поражение. Принятие не означает, что вы должны оставаться в ситуации, которая негативно влияет на вашу жизнь, если вы можете что-то изменить в ней. Однако иногда жизнь ставит препятствия более серьезные, чем дорожная пробка, и мы просто не способны их контролировать. Сюда входят:

— смерть;

— болезнь;

— потери;

— трагедии;

— поведение других людей;

— увольнение;

— разрыв отношений.

Приведем пример. Большинство людей, которые узнают о смертельном диагнозе (своем или близкого человека), сначала демонстрируют естественную решимость сражаться. И этот путь каждый проходит со своей скоростью.

Однако, когда все варианты исчерпаны, а лечения нет, борьба с неизбежным может лишь усугубить ситуацию. Отказ двигаться навстречу принятию неминуемых обстоятельств нагнетает психологическое напряжение и усиливает уже существующую боль.

Принцип движения к принятию помогает упростить борьбу, снизить стресс, добавить ясность и в конечном счете приносит ощущение некоторого покоя даже в самой безрадостной обстановке.

Принятие не умерит вашу печаль или скорбь, но поможет облегчить страдания, которые усиливают уже имеющуюся боль. Источник

Принимая, вы не сдаетесь. Не признаете поражение. Вы просто принимаете обстоятельства, которые не планировались и не предсказывались и которые нельзя контролировать. Вы следуете за естественным течением жизни. Остаетесь в настоящем моменте — в том, который есть сейчас, и, находясь в нем, верите, что принятие со временем принесет покой.

Будь что будет

Каждый из нас сталкивается с обстоятельствами, которые оказывается трудно принять. Навязывать вам принцип принятия было бы ошибкой, но постарайтесь рассмотреть его как вариант.

Помните: это не значит, что вы должны сложить руки и оставить сложную ситуацию без внимания, если у вас есть силы и способность ее изменить. Суть принципа — в понимании, что вы изменить можете, а что — нет.

Примите как факт то, что некоторые вещи изменить нельзя, и просто позвольте им быть.

— То, что случилось в прошлом, уже миновало; и будь что будет.

— То, что случится в будущем, вам неподвластно; и будь что будет.

— То, что происходит в вашей жизни прямо сейчас, примите как часть вашего опыта и смотрите на это с любопытством; и будь что будет.

Да, некоторые считают принятие слабостью или проявлением покорности. На самом деле все совсем наоборот. Это тихий и полный достоинства путь, позволяющий всему быть как есть; внимательно следуя по нему навстречу событиям, вы верите в то, что найдете на нем новое понимание, новый свет и новый источник силы — такой, какого даже не могли вообразить.

Принятие себя

Теперь все стало еще интереснее. У большинства из нас есть аспекты личности, которые принять трудно. Многим знакомы подобные мысли:

— «Мне не нравится мое тело»;

— «Я хотел бы быть умнее»;

— «Если бы я только был богатым…»;

— «Лучше бы я сделал в прошлом другой выбор».

Кажется, в мире бушует эпидемия неудовлетворенности, желания быть другими. Однако эта вечная неудовлетворенность очень вредит нам. Мы ежедневно отвергаем сами себя, разочаровываемся в себе, в худшем случае — презираем себя.

Любопытный факт: большинство людей никогда не стали бы обращаться с другими с той же строгостью, с какой подходят к себе. В случае крайних проявлений это уже превращается в насилие над собой.

Порой люди отвергают особенности, которые даны им изначально: свою расу, сексуальную ориентацию, повороты своей судьбы, семью, прошлое, свои несовершенства, индивидуальность и человеческую суть. Но это нелепо. В саду много разных цветов, вот и все.

Сделайте паузу,

Подумайте, какие стороны собственной личности вам трудно принять. Почему вы отвергаете их? Поразмышляйте об этом с сочувствием и с открытым умом. Решите именно сегодня перестать их отвергать.

Постарайтесь найти в себе смелость принять себя полностью, и тогда вы сможете обрести свободу. Источник

Каждый день помните о том, насколько важно принимать все, что нельзя изменить, о свободе принятия себя, о чувстве покоя, которое приходит с принятием других.

Принятие других людей

Такова реальность: некоторые люди просто раздражают. Ни один человек не способен ладить со всеми, это просто невозможно, учитывая весь обширный и разнообразный человеческий опыт, разницу в типах личности, культурах, ценностях и тому подобном.

Мы живем, создаем браки, дружим, работаем и сосуществуем с людьми, которых временами не в состоянии вытерпеть. И тогда система реагирования на угрозы в мозге может перейти в режим обороны и начать сражаться с этими людьми.

Мы отказываемся признавать право человека быть другим и вступаем в войну нетерпимости, при этом, бывает, даже придумываем всевозможные теории о нем:

— «Он меня не уважает»;

— «Его надо проучить»;

— «Ненавижу, когда он так делает»;

— «Он нарочно пытается меня расстроить»;

— «Я отказываюсь это принимать».

Как и в случае с другими аспектами принятия, несомненно, бывают моменты, когда правильно и необходимо выступать против неприемлемого поведения и что-то менять или искать помощи, — например, когда речь идет о насилии, травле, унижении или издевательствах. Однако в каких-то иных ситуациях нужно двигаться вперед и принимать других людей такими, какие они есть, и это приведет к обретению новой свободы и более здоровым отношениям с ними.

Иногда полезно рассказать другим о том, какие чувства они у вас вызывают, — в надежде, что они изменятся. Но это не всегда возможно, и порой легче принять человека таким, какой он есть. Подумайте о том, что:

— начальник, который никогда вас не хвалит, может просто не уметь это делать;

— партнер, который не опускает сиденье унитаза, может быть не таким внимательным, как вы;

— друг, который всегда опаздывает, скорее всего, опаздывает на встречу не только с вами, но и со всеми остальными;

— у ребенка, который не делает то, что ему говорят, могут быть трудности с концентрацией;

— партнер, которого вы считаете неромантичным, возможно, просто не умеет проявлять эмоции.

Мы все заслуживаем принятия, несмотря на свои слабости и недостатки; они часть нас, но они не определяют нашу сущность. Источник

Не забывайте, что у каждого человека есть предыстория, которая способна объяснить его действия и поведение. Обычно люди плохо себя ведут потому, что им тоже что-то причиняет боль.

Когда их поведение причиняет нам вред, мы, разумеется, вправе противостоять этому. Но иногда зоны конфликта, которые мы создаем, пытаясь изменить другого человека, провоцируют лишь большее сопротивление переменам с его стороны, усиливают наше раздражение и в целом усугубляют стресс.

Как преодолеть скорби: советы пяти святых отцов

Что делать, если переел? Советы, как облегчить страдания. Облегчить людям их страдания — важнейшая задача христианского милосердия

Зачем нам посылаются скорби? Что делать, если душу терзают тревоги и печали? И как преодолеть горе? Предлагаем Вам советы пяти святых отцов, на примере собственной жизни знакомых со словом «скорбь».

Макарий Египетский

Макарий Египетский

«Скорби и испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и его милосердия»

Не терять надежду. Этим отличается благоразумная душа, понимая, что все в земном мире временно, а по-настоящему держаться нужно за Бога.

Понимать, что скорби могут быть нападками потусторонних сил в случае духовного возрастания верующего. Дьявол не хочет, чтобы мы были с Богом, поэтому всячески нам старается навредить. Переживания, сомнения, печаль, депрессия и уныние становятся не чем иным, как призывом как усилить свою духовную жизнь.

Скорби нужно рассматривать как инструмент трезвения. Именно страдания и лишения открывают человеку тленность, временность и бесполезность земной жизни перед лицом вечности. Святой писал, что в скорбях еще более открывается любовь человека к Богу, за что верующий будет вознагражден небесными дарами.

Любую скорбь можно победить терпением. Выработав это качество, Вы вскоре с удивлением заметите, что большая часть «атакующих» душу скорбей на самом деле такими даже не является. Ряд наших переживаний становится откликом поврежденной души на невозможность и дальше продолжать потворствовать страстям. То есть, мы часто скорбим по греху.

Ефрем Сирин

Ефрем Сирин

«Есть два рода скорбей: скорбь по Богу и скорбь мирская, скорбь мирская тяжела, и не обещает вознаграждения, а скорбь по Богу с собою приносит утешение и, еще паче укрепляет в обетовании жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить ее во вторую»

Христианский богослов IV века удивлял образованностью и глубиной ума даже Василия Великого. Он проникал в сущность духовной природы человеческих проблем и дал верующим советы по преодолению скорбей «на века».

Ефрем призывал переносить скорби этой короткой жизни ради Бога, обещая, что это создаст близость с Ним и человек будет руководим самими святыми.

Преподобный напоминает о понятии крестоношения, приводя пример Христа и призывая следовать за Ним. Если мы идем за Богом, помня его путь, то как мы можем переживать о своих проблемах?

Быть задетым колким словом острого человека совсем не страшно, уверяет Ефрем Сирин. Другое дело, что реакция на такую скорбь, обида или ожесточение, омрачает душу злопамятством и ведет к потере возможности извлечь из скорбной ситуации духовную пользу.

Перенесение скорбей, которые приходят от дьявола, делает человека более стойким. А вот постоянный ропот на их появление создает лазейку для лукавого, и лишь умножает несчастье.

Земная жизнь выступает для нас местом обучения перед жизнью вечной. Грех особенно заметен в экстремальных ситуациях и вне зоны комфорта. Страдающий человек открывает свое истинное лицо, так как в эти моменты у него просто нет сил и желания притворяться кем-то. Поэтому скорбь дает возможность увидеть себя настоящего, провести самоанализ, поработать над ошибками и стать лучше уже сегодня.

Но Ефрем Сирин предупреждает, что христианам не стоит демонстрировать свои скорби как элемент превосходства или средство манипуляции. Нам знакома ситуация, когда рассказывая о своих бедах, один человек пытается убедить ближнего в своей исключительности. Каждому Бог посылает скорби по силам. Не стоит делать это предметом гордости. Тогда скорби точно будут напрасными, а не ради Бога.

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

«Если у тебя есть грехи, они легко попаляются и истребляются скорбью. Если же есть у тебя добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее»

Архиепископ Константинопольский испытал в своей жизни немало взлетов и падений. Святой Иоанн жил в столице крупнейшего государства мира, он был вхож в императорский дворец и обладал огромными возможностями.

Но свои дни Иоанн закончил в ссылке, оклеветанный и осужденный. Старый, больной, терпящий насмешки конвоиров, учитель Церкви умер со словами «Слава Богу за все».

Пожалуй, он сможет рассказать нам, как переносить скорби и лишения.

Зная о жизни будущего века, как-то даже неприлично рассуждать о скорбях для праведных и спокойствии для грешников здесь, считает Златоуст. Вслед за земной жизнью наступит время Суда, где каждый человек получит по своим заслугам. Поэтому христианин должен сосредотачиваться не на анализе внешнего мира, а на своей духовной жизни.

Спокойное перенесение скорбей сегодня формирует мир в нашей душе. Именно это состояние будет вечным, если, конечно, мы научимся ровно ко всему относиться и за все благодарить Бога.

Иоанн призывает следить за состоянием души, а не тела. Если человек в любой непонятной ситуации начинает нервничать, раздражаться и переживать, то это обрекает его на несчастье уже в нынешней жизни, не говоря о будущей.

Любая скорбь становится безобидной, если человек усиленно молится. Благодаря регулярному разговору с Богом человек избавляется от всех постигших его несчастий. Кстати, скорбную молитву святой называет более возвышенной и угодной Богу.

Совсем не переживать невозможно, говорит Златоуст. Но вот делать в этом состоянии что-то, противоречащее нашей вере не стоит. Поэтому всякую скорбь стоит «гасить» молитвой, чтобы не натворить в этом пограничном состоянии глупостей.

О людях, которых скорби портят, Златоуст говорит как о слабых. При этом святой отмечает, что отсутствие скорби принесло бы им еще больший вред. Дело не в обстоятельствах, а в малодушии.

Нил Синайский

Нил Синайский

«Не отказывайся от нищеты и скорби – этой пищи для молитвы нетягостной»

Константинопольский префект Нил, ученик Иоанна Златоуста, в зрелом возрасте вместе с женой принял решение посвятить себя Богу. Он раздал все свое имение и состояние нищим, а остаток жизни провел аскетом в синайской пустыне. Мог ли Нил не скорбеть, расставаясь со столичной жизнью, комфортным жилищем, деньгами и званием? Рассказываем, что святой писал о перенесении невзгод и печалей.

Очевидно, что святой Нил понимал дикость привязанности к мирской жизни, которая временна. Поэтому подвижник призывал спокойно относиться к радостям и скорбям как к приходящим и уходящим состояниям.

Во время скорби нужно сосредотачиваться на доброй надежде на Бога. Ведь все происходит именно по Его воле и направлено на помощь нашим душам.

Не стоит жаловаться Богу на свои проблемы, а вот молиться во время скорбей с надеждой на счастливый исход необходимо.

Духовные дары зачастую связаны с перенесенными скорбями. Они выступают своеобразной тренировкой, в которой «прокачиваются» мышцы души.

Игнатий Брянчанинов

Игнатий Брянчанинов

«Грех – причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха…»

Знаменитый богослов XIX века мог сделать блестящую карьеру офицера, но Бог распорядился иначе. Тяжелая болезнь вынудила святителя уволиться в запас, а позже стать монахом. Но Игнатий принял выпавшие на его долю скорби со смирением. И стал святым.

В минуты скорби необходимо молиться. Молитва помогает преодолеть разрыв с Богом, призвать в жизнь в благодать и преодолеть все временные невзгоды.

Важно предаваться в руки Божии. То есть внутренне обращаться к Господу со словами «да совершится надо мною, Господь мой, воля Твоя». Это, кстати, верный способ перестать волноваться.

К сожалению, природа человека такова, что в сытом достатке он забывает о Боге, источнике вечной жизни. Скорби выступают отрезвляющим средством, обращающим нас к Господу.

Для радости в Небесном Царстве необходимы скорби в земной жизни. Аксиома, к которой пришел в своем опыте и святитель Игнатий.

Не принимать скорби означает отвергать шанс на спасение души. Бог дает всем испытания по силам, и если бы это было необходимо, обязательно бы провел беду мимо человека.

Можно выделить главное, в чем схожи точки зрения святых отцов о скорбях. Скорби нас исцеляют,  они посылаются нам не в наказание за грехи, потому что Господь желает нам только добра. Это, скорее, путь к спасению через борьбу со страстями, через смирение и осознание своей греховности.

Это своего рода «хирургическая операция», которая необходима для нашего спасения, когда не помогают «простые лекарства» (заповеди). Есть мнение святых отцов, что раньше спасались мученичеством за Христа, умирали на поле брани за «други своя» и за Отечество.

Сейчас мы спасаемся болезнями и скорбями, иначе наше сердце очерствело бы совсем.

Одним из самых сильных молитвенных щитов христианина считается Псалтырь. Пророк Давид написал многие псалмы книги в состоянии глубокой скорби. Верующие из поколения в поколение находят помощь и утешение, а также таинственное вмешательство Бога в неразрешимые ситуации в Псалтыри.

Вы можете подать записку на чтение Неуспымыаемой Псалтыри в пять русских монастырей. И дай Бог, чтобы Ваша скорбь отошла, а трудности отступили, послужив на пользу духовной жизни:

Покровский женский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь

Свято-Данилов монастырь

Свято-Пантелеимоновский женский монастырь 

Введенский Владычный монастырь

Источник: https://media.elitsy.ru/istorii/kak-preodolet-skorbi-sovety-pjati-svjatyh-otcov/

Дайте мне умереть спокойно: как быть, если умирающий отказывается от помощи? | Милосердие.ru

Что делать, если переел? Советы, как облегчить страдания. Облегчить людям их страдания — важнейшая задача христианского милосердия

Нестеров М.В. «Больная девушка», 1928 г.
Фото с сайта www.liveinternet.ru

Как быть близким, если умирающий страдает и просит не длить его мучений? Молиться о том, чтобы Бог забрал его или делать все, чтобы он протянул подольше? Что будет милосерднее? Отвечает священник больничного храма святого благоверного царевича Димитрия (Москва) Роман Бацман:

Милосердие к умирающему: взять на себя полноту ответственности

— Молитва о смерти не всегда предосудительна. В священническом требнике есть «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет», и из самого названия очевидно, что мы можем просить Бога закончить мучения больного и забрать его к Себе. В этом чине есть молитвы, которые может читать и мирянин.

Но здесь очень важен мотив, которым руководствуется молящийся. Действительно ли он хочет, чтобы прекратились мучения больного? Или просто устал и хочет побыстрее скинуть со своих плеч тяжкий груз ухода за страждущим? Или присутствует и тот, и другой мотив – тогда важно понимать, что все-таки первично.

Важно прислушиваться к ответам своего сердца, а для этого нужно быть очень внимательным и иметь подготовку в духовной жизни. Человек, ведущий духовную жизнь, читающий Евангелие, регулярно исповедующийся, имеет навык отличия ложных помыслов от истинных.

А вот тот, кто духовную жизнь не ведет, с большой вероятностью может ошибаться. Конечно, в такой ситуации надо перепроверить себя, обратиться к священнику: духовнику больного (если он есть), к своему духовнику.

Можно посоветоваться и с опытным больничным священником.

Неверующий человек может просто спросить человека, который находится рядом и знает его, чтобы тот откровенно ему ответил, каков его истинный мотив. По выражениям лица, взглядам, интонации и мимике другие могут увидеть то, что мы скрываем от самих себя.

Бывает, что темные силы, желая искусить человека, играют на его мнительности и нашептывают ему, что молитва «на разрешение души от тела» – свидетельство того, что человек думает лишь о себе и своих удобствах, а это, конечно, грех. И лучше оставить все, как есть. Но на самом деле, у молящегося таких эгоистичных чувств может и не быть, поэтому нужно как следует испытать себя и взвесить, ради чего ты просишь.

Достаточно тяжелые вопросы встают перед ухаживающим и в том случае, если сам умирающий начинает просить его не длить мучения, а дать спокойно уйти. Или отказывается принимать обезболивающие препараты, желая страданиями очиститься перед смертью.

Иной не хочет ехать в больницу, где у него есть шанс пожить подольше, а хочет остаться дома, среди родных, среди икон, перед которыми он молился, где к нему приходит священник. А другой умирающий отказывается от медицинской помощи и больницы из-за уныния, апатии или даже обиды на Бога и людей.

Кто-то отказывается из гордости, кто-то впадает в прелесть «Бог меня излечит без врачей», неверующие порой ставят Богу условия «если Господь есть, то Он меня вылечит».

Здесь также важно понимать мотив, который двигает умирающим в той или иной его просьбе. Но, выясняя мотив, надо не допустить несколько ошибок. Во-первых, не следует говорить «я знаю, что ты чувствуешь».

Здоровый человек не знает, что чувствует глубоко больной и страдающий.

Кроме того, все считают, что их страдания уникальны и подобные, казалось бы, сочувственные слова больной воспримет как обесценивание своих переживаний.

Кроме того, если человек сам явно говорит о своих мотивах (например: я хочу пострадать, чтобы примириться с Богом), мы не должны лезть к нему в душу и выпытывать подробности, так ли это или нет.

Это – дело его совести и Бога. Но мы можем рассказать такому больному случаи из патериков, когда люди порой говорили об одних мотивах, а на самом деле – руководствовались совсем другими.

Такие рассказы могут помочь взглянуть на себя со стороны.

Если больной – человек верующий, и имеет духовника, обязательно надо с ним посоветоваться. Если духовника нет, но больной вообще «не против священников», можно предложить такую встречу.

Только обязательно нужно предусмотреть возможность всевозможных суеверных страхов, мол, священника зовут перед самой кончиной, я умираю! Надо объяснить, что священник – это человек, с которым можно поговорить по душам о смысле жизни, разобрать какие-то волнующие вопросы, найти ответы. Но не надо предлагать больному исповедаться и причаститься, это должен делать священник.

Если мотив больного понятен, то нужно действовать, исходя из него. В состоянии уныния, гордыни и прелести опасно отпускать человека в Вечность, нужно ему помочь примириться с людьми и Богом, а для этого нужно время – и, значит, медицинская помощь. А если человек по всему примирился с Господом и ближними и уже готов к переходу в Жизнь Вечную, то следует уважить его желание.

Милосердие предполагает учет желания человека, его мнения и настроения. А то получится, что мы хотим человеку, как лучше, а на самом деле – длим его мучения и лишаем его свободы воли и выбора.

Если медицинское вмешательство себя исчерпало, а человек чувствует себя подготовленным к переходу, то нужно принять его выбор, а не стараться изо всех сил продлить его физическое бытие из неких этико-медицинских соображений.

Иначе милосердие становится псевдомилосердием.

Однако важно проводить очень четкую грань: мы не помогаем человеку умереть, мы не мешаем ему это сделать, если он этого хочет и к этому готов. То есть, речь идет не об эвтаназии и намеренном сокращении его жизни: речь идет о прекращении вмешательства в естественное течение событий.

Если болящий отказывается от обезболивающих препаратов, то, как бы это ни было тяжело для ближних, нужно уважить его право пострадать перед смертью. Но важно, чтобы в этих страданиях не было озлобленности, чтобы они не привели к отчаянию.

Безусловно, кажется, что милосерднее дать таблетку, подождать, пока он уснет, и заняться своими делами. Гораздо тяжелее слушать, как он мучается и кричит. Но, возможно, от этого будет больше пользы не только больному, но и ухаживающему.

Бывают ситуации, когда человек уже сам не свой от страданий и мучений, он не может ни спать, ни есть, все время кричит от боли. Конечно, в идеале родные и близкие заранее узнают у него о том, как им следует поступить в такой ситуации, и руководствуются его волей.

Все-таки болезнь обычно идет по нарастающей, и болящий, представляя себе, что его ждет, заранее говорит близким, как поступить в том или ином случае.

Тогда они должны уважить его обозначенный заранее выбор и сделать в соответствии с ним: давать обезболивающее или нет, когда прекращать поддерживать жизнь в его теле или держать до последнего.

Если же такой воли заранее объявлено не было, то перед родными встает очень тяжелая задача: поступить в соответствии с характером человека, исходя из того, как он (будучи в здравом уме) мог бы захотеть.

Конечно, даже когда человек в бессознательном состоянии, в коме, его душа все равно живет и развивается, и Господь лучше знает, когда его призвать к Себе.

Но, если мы хорошо знаем человека, то можем сострадать ему, не продлевая его мучений и не препятствуя ему уйти.

И здесь сложнейшая проблема, связанная с тем, что люди обычно не склонны брать на себя ответственность, предпочитают действовать согласно общепринятым схемам, дескать, путь идет как идет, зато мои руки будут чисты.

Совесть, может, и чиста, но в таком поступке нет ни милосердия, ни любви.

А это тот самый случай, когда акт любви и милосердия к умирающему будет в том, чтобы не побояться, в каком-то смысле пожертвовать собой, своим душевным покоем и спокойными снами и эту страшную ответственность на себя взять.

Как, ухаживая за умирающим родственником, не умереть самому

Забота об умирающем, особенно о тяжело умирающем человеке – тяжелое физическое и психологическое испытание для его ближних. Понятно, что без помощи Божьей очень тяжело ухаживать за больными людьми.

Примером здесь для нас могут быть святые, такие, как святитель Лука, архиепископ Крымский (Войно-Ясенецкий), который помогал всем, никому не отказывал, с любовью и терпением.

Без помощи Божией человек может что-то делать лишь до поры, до времени.

Но такая ситуация, как ни была бы она тяжка, может послужить ухаживающим на пути их духовной жизни. Когда приходят такие испытания, то как никогда ясно становится, где предел наших сил, где начинается помощь Божья, в чем мы бессильны без поддержки свыше, в чем наше смирение, когда мы просим помощи, а в чем наша гордость, когда мы эту помощь отвергаем.

Проблемы возникают, когда внешние действия человека сильно опережают его внутреннюю готовность. Это так в любом деле, не только уходе за больным.

Человек возлагает на себя по гордости слишком много, а сил и смирения не хватает. Внешние дела должны не сильно опережать наше внутреннее состояние, чтобы внутреннее удобно подтягивалось за внешним и наши силы росли.

Не надо взваливать на себя слишком большой груз, отказываться от помощи.

Ухаживая за больным, пусть даже самым жертвенным образом, нельзя совершенно забывать о себе. Хотя бы потому, что наши силы – это не только наше достояние, они принадлежат больному и мы обязаны заботиться об их своевременном восполнении. Конечно, это не значит, что мы должны бросать болящего близкого и идти развлекаться.

Но при возможности нужно дать себе отдых: выйти погулять, посидеть с книгой, подремать. Это не эгоизм, а напротив: забота о больном, которому нужны наши силы, забота о тех, кого мы должны подменять у ложа умирающего.

Эгоизм начинается там, где мы искусственно ставим пределы и преграды своим возможностям и не хотим делать больше очерченного, даже если в состоянии.

Когда тяжело больной умирает, то ухаживающие часто испытывают громадное облегчение и такое же громадное чувство вины за это облегчение. Но облегчение вполне объяснимо: если человек долго и тяжело трудится, то естественно, что он чувствует облегчение, когда этот труд закончился. Здесь мы опять же возвращаемся к мотивам.

Для чего этот труд закончился? Чтобы забыть этого человека, пойти развлекаться и жить для себя? Или для того, чтобы сменить один труд на другой? Ведь теперь, когда не надо ухаживать и мучительно сострадать его боли, можно больше и усерднее за него молиться.

Можно проанализировать свое внутреннее духовное состояние: что ухаживающий получил за время ухода за больным, в чем споткнулся, чему научился.

Когда человек уходит из жизни, у нас всегда остается чувство, что мы что-то недодали: недоухаживали, недолюбили. Это понятно, мы люди греховные и далекие от совершенства. Но у нас есть прекрасное средство, способное восполнить эти недочеты – молитва. Молитва может все исправить, в ней мы можем воплотить то, что не смогли сделать при жизни умершего близкого.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/dajte-mne-umeret-spokojno-kak-byt-esli-umirayushhij-otkazyvaetsya-ot-pomoshhi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.